Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 05:26, реферат
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
· военной,
· технологической,
· продовольственной,
· экологической безопасности и др.
В настоящее время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т.д.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
РЕФЕРАТ
«ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ»
ИСПОЛНИТЕЛЬ студент 1 курса
Экономического факультета
Заочного отделения
1 группы
Жахова Юлия Вадимовна
Пермь 2013
Введение
Потребность в защите от нежелательных
внешних воздействий и
Сегодня наиболее актуальными являются
вопросы связанные с угрозами национальной
безопасности Российской Федерации. Экономическая
безопасность — одна из важнейших составляющих
национальной безопасности страны.
Экономическая безопасность государства
представляет собой сложную и многоплановую
конструкцию. Будучи частью системы национальной
безопасности, она одновременно составляет
основу для формирования всех входящих
в ее структуру элементов:
· военной,
· технологической,
· продовольственной,
· экологической безопасности и др.
В настоящее время объектом безопасности
становится экономика на всех уровнях
с ее задачами устойчивости, неуязвимости,
баланса очевидных выгод и определенного
ущерба, привносимого процессом «втягивания»
в международные рыночные отношения и
экономические связи. Кризисное состояние
экономики проявляется через существенное
сокращение производства, снижение инвестиционной
активности, разрушение научно-технического
потенциала, стагнацию аграрного сектора,
уменьшение доходной части федерального
бюджета и т.д.
Расширение делового сотрудничества с
хозяйствующими субъектами в стране и
за ее пределами актуализирует задачи
преодоления негативных обстоятельств,
препятствующих нормальному функционированию
экономики, ее устойчивому развитию.
Состояние экономики, оценка негативных
последствий принимаемых политических
и хозяйственных решений, в том числе по
реформированию и перестройке, выявление
причинно-следственных связей кризисных
явлений обусловили рассмотрение факторов
экономической безопасности в рамках
государственной экономической политики.
В самом общем виде экономическая безопасность
зависит от совокупности факторов оптимального
соотношения в масштабах структур государства,
состояния экономики общества, содержания
института власти и культуры общественной
жизни. Она понимается как многоуровневое
явление: экономическая безопасность
личности; экономическая безопасность
региона или сферы хозяйственной деятельности;
экономическая безопасность субъекта
хозяйствования; экономическая безопасность
страны в целом.
Из-за отсутствия целостной системы обеспечения
экономической безопасности, прогноз
и модели дальнейшего социально-экономического
развития страны в значительной степени
основывались на международных программах,
разработанных Международным банком реконструкции
и развития (МБРР) и Международным валютным
фондом (МВФ).
Проведение неадекватной хозяйственным
условиям политики реформирования еще
больше усугубило положение. Открытость
экономики позволила зарубежным производителям
захватить российский рынок, вследствие
чего в экономике России начался резкий
спад производства, который все еще продолжается.
Под угрозой находится национальная безопасность
России. Резкое падение уровня доходов
и жизни населения представляет угрозу
государственности России. Всему этому
виной - состояние экономики. Как его оценить,
как принимать решения по выводу её из
затянувшегося кризиса? Проблема экономической
безопасности в зарубежной литературе
рассматривается, по-видимому, достаточно
давно, так как начало этому положил ещё
Ф.Рузвельт в 1934 году началом использования
термина экономическая безопасность.
В СССР эти проблемы никогда не рассматривались.
С началом перестройки в нашу страну стали
проникать идеи экономической безопасности.
В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах
массовой информации стал звучать термин
“экономическая безопасность”. Первые
статьи по проблемам экономической безопасности
России появились в конце 1994 года. Наиболее
полно теоретическую сторону вопроса
рассмотрели в журнале Вопросы экономики
№12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др.
Позже в полемику по этому вопросу вступили
и другие крупнейшие российские экономисты.
Проблемы обеспечения экономической безопасности
России как непременного условия ее возрождения
привлекают к себе все более пристальное
внимание политических деятелей, ученых,
самых широких слоев населения.
Глава 1. Нормативно
– правовая основа экономической безопасности
России
§1. Государственная стратегия экономической
безопасности.
Важнейшим элементом государственной
безопасности России является экономическая
безопасность. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 29.04.96
г. №608 "О Государственной стратегии
экономической безопасности Российской
Федерации (Основных положениях)" экономическая
безопасность России это состояние защищенности
экономических интересов личности, общества
и государства от внутренних и внешних
угроз, основанное на независимости, эффективности
и конкурентоспособности экономики страны.
Объектами экономической безопасности
Российской Федерации, в соответствии
с Указом, являются личность, общество,
государство и основные элементы экономической
системы, включая систему институциональных
отношений.
Без обеспечения экономической безопасности
невозможно решение стоящих перед государством
задач, как на национальном, так и международном
уровне. Таким образом, государственная
стратегия экономической безопасности,
являясь неотъемлемой частью национальной
безопасности России, преследует цель
обеспечения защиты населения через повышение
уровня и качества его жизни, эффективного
решения внутренних экономических и социальных
задач, а также влияния на мировые процессы
с учетом национальных государственных
интересов.
Ситуация, сложившаяся в экономике России,
требует определения стратегии экономической
безопасности. Однако все проводимые экономические
меры носят в основном импульсивный, фрагментарный
характер.
Несмотря на сложность переходного периода,
Россия имеет огромный потенциал для обеспечения
своей экономической безопасности не
только внутри страны, но и за ее пределами.
Внешнеэкономическая направленность
государственной стратегии заключается
в эффективной реализации преимуществ
международного разделения труда, в участии
страны в ее равноправной интеграции в
мировые хозяйственные связи, в устранении
ее зависимости от зарубежных стран в
вопросах экономического и технического
сотрудничества. Объектами экономической
безопасности, кроме личности и государства,
являются основные элементы экономической
системы и экономической деятельности.
§2. Основные положения государственной
стратегии экономической
Основные положения
Можно выделить три блока положений стратегии:
1.Определение национальных государственных
интересов в области экономики, отвечающих
требованиям экономической безопасности
и обеспечивающих защиту важных условий
жизнедеятельности страны.
2.Выявление опасностей и угроз экономической
безопасности как совокупности условий
и факторов, наносящих вред жизненно важным
экономическим интересам личности, общества
и государства, определение и мониторинг
факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической
системы и государства в краткосрочный
и среднесрочный (3 - 5 лет) перспективе.
3.Формирование предложений по корректировке
экономической политики, институциональных
преобразований и необходимых механизмов,
устраняющих или смягчающих воздействия,
подрывающие устойчивость экономики.
Реализация экономической государственной
стратегии должна осуществляться через
систему конкретных мер, реализуемых на
основе качественных индикаторов и количественных
показателей - макроэкономических, демографических,
внешнеэкономических, экономических,
технологических и др.
Глава 2. Понятие
и структура экономической
§1. Важнейшие элементы экономической
безопасности
Для того чтобы понять и осознать
значение категории "экономическая
безопасность" необходимо дать характеристику
термину "безопасность" и определит
в чем его суть. Безопасность -
это такое состояние субъекта,
при котором вероятность
Вообще, категория экономической безопасности
по-разному трактуется в научной литературе.
Так, например, по мнению В.Тамбовцева,
"...под экономической безопасностью
той или иной системы нужно понимать совокупность
свойств состояния ее производственной
подсистемы, обеспечивающую возможность
достижения целей всей системы".
В.А.Савин считает, что "экономическая
безопасность представляет систему защиты
жизненных интересов России. В качестве
объектов защиты могут выступать: народное
хозяйство страны в целом, отдельные регионы
страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства,
юридические и физические лица как субъекты
хозяйственной деятельности". По Л.И.Абалкину
"экономическая безопасность - это состояние
экономической системы, которое позволяет
ей развиваться динамично, эффективно
и решать социальные задачи и при котором
государство имеет возможность вырабатывать
и проводить в жизнь независимую экономическую
политику".
Итак, в общем смысле слова, под экономической
безопасностью следует понимать важнейшую
качественную характеристику экономической
системы, определяющую ее способность
поддерживать нормальные условия жизнедеятельности
населения, устойчивое обеспечение ресурсами
развития народного хозяйства.
Сама экономическая безопасность имеет
достаточно сложную внутреннюю структуру.
Можно выделить три ее важнейших элемента:
- экономическую независимость, которая
в условиях современного мирового хозяйства
отнюдь не носит абсолютного характера.
Международное разделение труда делает
национальные экономики взаимозависимыми
друг от друга. В этих условиях экономическая
независимость означает возможность контроля
государства за национальными ресурсами,
достижение такого уровня производства,
эффективности и качества продукции, который
обеспечивает ее конкурентоспособность
и позволяет на равных участвовать в мировой
торговле, обмене научно-техническими
достижениями;
- стабильность и устойчивость национальной
экономики, предполагающие защиту собственности
во всех ее формах, создание надежных условий
и гарантий для предпринимательской активности,
борьба с криминальными структурами в
экономике, недопущение серьезных разрывов
в распределении доходов, грозящих вызвать
социальные потрясения, и т.д.;
- способность к саморазвитию и прогрессу,
что особенно важно в современном динамично
развивающемся мире. Создание благоприятного
климата для инвестиций и инноваций, постоянная
модернизация производства, повышение
профессионального, образовательного
и общекультурного уровня работников
становятся необходимыми и обязательными
условиями устойчивости и самосохранения
национальной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность
- это совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимость национальной
экономики, ее стабильность и устойчивость,
способность к постоянному обновлению
и самосовершенствованию.
§2. Классификация угроз
Наиболее вероятными угрозами экономической
безопасности Российской Федерации, на
локализацию которых должна быть
направлена деятельность федеральных
органов государственной власти, являются:
1.Ослабление научно-
Научно-технический потенциал, несмотря
на известные слабости (в особенности
- односторонняя ориентация на военные
цели), был в целом сопоставим с североамериканским
и западноевропейским. Обвальное падение
производства, особенно в ВПК, парализовало
спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились
бюджетные ассигнования на науку.
Доля ассигнований на науку в индустриально
развитых странах составляет не менее
2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности
и является пороговым значением). В России
эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что
если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают
необратимые процессы в разрушении научно-технического
потенциала.
Наука и научное обслуживание превратились
из наиболее престижной и обеспеченной
материально сферы деятельности в одну
из самых низкооплачиваемых. В конце 1996
г. средняя заработная плата здесь была
ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике
и промышленности в целом соответственно
в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью
прекратились закупки приборов, оборудования
и материалов, подписка на иностранную
литературу и периодику. Предоставленные
самим себе научные учреждения и институты
бьются за выживание, озабочены поисками
денег на оплату коммунальных услуг.
Сокращение финансирования НИОКР более,
чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный
с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция
более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна
экономическому ущербу в 80 миллиардов
долларов), деградация научных школ, распад
научно-исследовательских коллективов
и конструкторских бюро мирового класса,
разрушение связи между наукой и производством
обрекают страну на лишение главного фактора
современного экономического развития
– научно-технического прогресса.
Однако, несмотря на катастрофическое
разрушение отечественного научного потенциала,
Правительство не увеличивает ассигнований
на НИОКР даже до предусмотренных законом
4 процентов от уровня расходной части
бюджета, отказывается ввести расходы
на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить
налоговые льготы для стимулирования
инновационной активности.
2. Дезинтеграция экономики и спад производства.
В результате макроэкономической политики,
проводимой правительством РФ в разные
годы, экономическое пространство страны
распалось на две слабо связанные друг
с другом сферы. Сфера обращения капитала
(операции на рынке ценных бумаг, валютном
рынке, а также в торговле) характеризуется
высокими (а то и сверхвысокими) прибылями
и скоростью обращения денег. Производственная
же сфера («реальный сектор экономики»,
охватывающий материальное производство,
бытовые услуги, медицинское обслуживание,
образование, транспортные перевозки
и другие сферы, связанные с производством
материальных и духовных благ) низкими
прибыльностью и скоростью обращения
денег, а также значительными рисками
(все это обусловлено хаотическим разрывом
хозяйственных связей, неопределенностью
отношений собственности, неустойчивостью
спроса, недобросовестной конкуренцией
и общей неблагоприятной коньюктурой
рынка).
В сбалансированной экономической системе,
находящейся в состоянии равновесия, сфера
обращения капитала и производственная
сфера выполняют взаимодополняющие с
воспроизводственной точки зрения функции.
Через сферу обращения осуществляется
постоянный обмен товаров и переток капитала
из менее эффективных в более эффективные
направления инвестиций, что и обеспечивает
непрерывность общественного воспроизводственного
процесса, основу которого образует сфера
производства. Эти сферы связаны банками,
сбытовыми организациями, государственным
бюджетом в единое целое и функционируют
в неразрывном единстве.
В неравновесном и разбалансированном
состоянии нынешней российской экономики
сфера обращения капитала и производственная
сфера оказались дезинтегрированными.
Резкий разрыв между ними по прибыльности
и привлекательности операций привел
к массовому перетоку капитала из производственной
сферы в сферу обращения (с последующим
переводом значительной его части за рубеж)
Дезинтеграция прогрессирует и в производственной
сфере экономики. В этой связи существенно
то, что предприятия, вынужденные поддерживать
собственное воспроизводство в условиях
постоянного оттока денежных ресурсов
и обесценения оборотных средств, подразделяются
на три группы в зависимости от устойчивости
платежеспособного спроса и внутренней
нормы прибыли.
Первая группа отличается устойчивым
платежеспособным спросом и нормой прибыли,
достаточной для удержания собственных
оборотных средств и мобилизации внешних
кредитов для их пополнения. Это, как правило,
предприятия нефтегазовой, химической
и металлургической промышленности, поставляющие
значительную часть своей продукции на
экспорт. Последнее и позволяет им придерживать
относительно высокую норму прибыли, обеспечивать
своевременный возврат средств и привлекать
относительно дешевые кредитные ресурсы
из-за рубежа для финансирования оборотных
средств. При благоприятном стечении обстоятельств
они в состоянии задействовать кредитные
и накопленные собственные средства в
объемах, необходимых для финансирования
инвестиций.
Вторая группа предприятий характеризуется
достаточной для поддержания простого
воспроизводства нормой прибыли и наличием
в той или иной мере платежеспособного
спроса на их продукцию, позволяющего
осуществлять (пусть и с опозданием) оборот
капитала. Они ориентированы главным образом
на спрос предприятий первой группы. Сюда
относят и немногочисленные предприятия,
выпускающие конкурентоспособную продукцию
потребительского назначения, а также
относящиеся к сфере естественных монополий.
В третью группу входят платежеспособные
предприятия, отличающиеся низкой или
отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью
выпускаемой продукции или отсутствием
платежеспособных потребителей. Это наиболее
многочисленная группа, охватывающая
предприятия сельского хозяйства, легкой
промышленности, строительства и связанных
с ними отраслей машиностроения, а также
производства с длительными циклами изготовления
продукции (которым особенно трудно выживать
в условиях кризиса ликвидности).
3. Потеря экономической независимости.
В настоящее время степень экономической
зависимости страны от внешнего мира является
неприемлемо высокой. До 70% продовольствия,
потребляемого населением крупных городов,
поступает из-за рубежа. Государство не
в состоянии пресечь незаконный массированный
вывоз капитала. Размеры выплат по внешним
долгам превышают возможности российской
экономики. Страна вынуждена подстраивать
свою экономическую политику под универсалистские
требования международных экономических
организаций, нередко не учитывающие в
должной мере российскую специфику, а
иногда и действующие прямо во вред российской
экономике.
Экономика оказалась в структурном отношении
еще более искаженной - увеличился удельный
вес добывающих отраслей и сократилась
доля перерабатывающей промышленности,
особенно выпускающей конечную продукцию
с высокой степенью обработки. С точки
зрения специализации нашей страны на
мировом рынке, и с точки зрения структуры
капитальных вложений, определяющей будущую
структуру экономики, Россия приобрела
типичные черты сырьевой колонии.
Удельный вес основных видов топливно-энергетических
ресурсов в общем объеме экспорта за последние
годы составил более половины, всего сырьевых
товаров — 3/4, а машин и оборудования —
лишь 8—9%. В обмен на природную ренту Россия
приобретает товары народного потребления,
машины и оборудование, финансируя научно-технический
прогресс и создание рабочих мест за рубежом.
Однако подобная деформированность экономики
(в частности отсталость обрабатывающей
промышленности и свертывание разработки
новых месторождений), а также нестабильность
мировых цен предопределили то, что эффективность
российского экспорта неуклонно падает,
лишая российское правительство основного
источника пополнения бюджета страны.
В Концепции национальной безопасности
от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных
угроз экономической безопасности России
относится низкий уровень инвестиций.
Действительно, привлечение иностранных
инвестиций в экономику России (в особенности
ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить
отставание развития запасов полезных
ископаемых от их добычи, свертывание
в жизненно важных отраслях обрабатывающей
промышленности, а также, в дальнейшем,
возможно, смогут воздействовать на решение
таких острых проблем российской безопасности,
как низкая конкурентоспособность отечественной
продукции или задержки в выплатах зарплаты.
Однако, возможно, что под влиянием притока
иностранных инвестиций ускоренное развитие
нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему
увеличению доли топливо-сырьевого сектора
в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой
ориентации. Другим важным ориентиром
может считаться положение о том, что нельзя
допустить установления контроля со стороны
иностранных компаний над стратегически
важными отраслями экономики.
Существует реальная угроза утраты национального
контроля над цветной металлургией, приборостроением,
химической промышленностью, электроэнергетикой.
В условиях острого бюджетного кризиса
администрация субъектов федерации, стремясь
закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы
передать иностранным компаниям последнее
– участки недр с месторождениями ценных
природных ресурсов.
Необходимо остановится на еще одном способе
утраты национальной безопасности России.
Дело в том, что низкая экономическая активность
не только не позволяет поддерживать хотя
бы простое воспроизводство, обороноспособность
и достигнутые параметры благосостояния.
Она исключает обеспечение минимально
необходимого уровня хозяйственного освоения
территории страны и содержания наличной
инфраструктуры. Это выражается в массовом
оттоке населения из районов Севера и
Дальнего Востока в резком учащении катастроф
и аварий в базовых отраслях: на транспорте,
в энергетике, химической промышленности.
При сохранении сложившихся тенденций
«разреживаемое» экономическое пространство
России будет неизбежно заполняться иностранным
капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается
в нарастающем давлении на органы власти
различных сил, лоббирующих интересы зарубежных
компаний. Последние стремятся захватить
наиболее ценные и богатые ископаемыми
участки земли, усилить свой контроль
над информационным пространством и транспортными
коммуникациями России.
Особого рассмотрения заслуживает потеря
Россией продовольственной независимости.
Сельскохозяйственное производство всегда
более консервативно по сравнению с промышленным.
Зависимость первого от почвенно-климатических
условий, технико-технологическая отсталость,
более низкая фондовооруженность производства
и труда, а также слабая энерговооруженность
замедляли темпы развития в аграрной сфере
хозяйственной деятельности.
Из всех бед, навалившихся на экономику
России, самой обременительной является
снижение объемов производства сельскохозяйственной
продукции и ухудшение питания населения
страны. Еще в годы Советской власти сложилось
устойчивое отставание земледелия от
промышленности и от уровня его развития
в индустриально развитых странах. Проведение
реформ усугубило положение в аграрном
секторе экономики. Сельское хозяйство
при природных и общественных катаклизмах
страдает более, нежели другие отрасли
производства.
Подрыв сельского хозяйства в своей основе
вызвал ухудшение питания населения России.
Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению
продовольствием на душу населения занимала
6-е место в мире. Теперь же - 40-е.
Ухудшение питания вызвано не только снижением
объемов производства основных пищевых
продуктов, свертыванием работы пищевой
промышленности, но и падением покупательной
способности населения, увеличением численности
людей, живущих за чертой бедности, в особенности
на селе. В наши дни среднемесячная заработная
плата в деревне составляет 42% от средней
по стране.
4. Обнищание населения.
По данным Госкомстата, бедность в России
увеличилась по сравнению с 1990 годом в
15 раз. Заработная плата половины занятых
не превышает прожиточный минимум и в
5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого
в передовых странах Запада. А заработная
плата научного работника в России в 20-30
раз ниже, чем в США. Мировое сообщество
в лице соответствующих организаций ООН
давно признало, что часовая заработная
плата ниже трех долларов является предельной.
Она выталкивает работника за пороговую
черту его жизнедеятельности, за которой
идет разрушение трудового потенциала
экономики. Наша средняя заработная плата
в три раза ниже этого порогового значения.
Снижение реальных доходов населения
привело к снижению потребления. Душевое
потребление мяса и мясопродуктов снизилось
за последние годы более, чем на треть,
молока и молочных продуктов – более,
чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов
– на 2/3. Возникает угроза массового недоедания
и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит
белка в питании россиян составляет 35-40%.
Калорийность питания, определяющая состояние
здоровья и работоспособность человека,
уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно
ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал(сутки))
. Обеспеченность витаминами, определяющая
иммунитет к болезням, сократилась до
50% от нормы.
Проблема обнищания населения признается,
но совершенно игнорируется при проведении
социально-экономической политики. Хотя
и официально декларировалась «неприемлемость
чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость
еще большего снижения жизненного уровня
населения. Однако, правительство не раз
отказывалось от соблюдения социальных
гарантий, произвольно секвестрировало
установленные законом социальные расходы,
допускало резкое ухудшение качества
образования и здравоохранения, бросало
на произвол судьбы нетрудоспособное
население, включая миллионы детей из
необеспеченных семей.
В этих социально-экономических условиях
естественной реакцией населения стало
снижение рождаемости. Свыше 40% семей с
двумя и более детей живут в бедности,
а вероятность для многодетной семьи оказаться
в нищете составляет 50%. Неудивительно,
что за последние 10 лет родилось почти
на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее
десятилетие.
Из всех статей расходов федерального
бюджета неуклонный и быстрый рост наблюдается
лишь по одной - расходам на обслуживание
государственного долга, которые достигли
четверти всего федерального бюджета.
Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических
кланов, контролирующих часть банков и
сырьевых монополий, доходов алкогольной
мафии представляется для правительства
делом более важным, чем обеспечение национальной
безопасности, минимальных социальных
гарантий, спасение от голода и деградации
детей, защита здоровье население и образование
молодежи.
5. Имущественная дифференциация населения
и массовая безработица
Стремительный раскол страны на узкий
круг богатых людей и огромную массу бедных,
не уверенных в своем будущем, создает
два поляризованных класса общества с
разным представлением о социальной справедливости.
Расстояние между ними увеличивается,
а социальная база реформ укрепляется.
Очевидно, что это приводит к тому, что
постоянно воспроизводится угроза социальных
конфликтов. Также предпосылки социальной
напряженности создает растущий уровень
безработицы. Пороговым уровнем принято
считать до 10% от числа трудоспособных.
По официальным данным, Россия приближается
к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы
(отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя
и т.д.) реальный ее уровень составляет
13-15%.
Безработица для России явление новое,
поэтому следует иметь ввиду ее моральное
воздействие на население и его поступки.
По данным американских ученых, рост безработицы
на 1% увеличивает заполняемость тюрем
на 5-7%.
6. Криминализация.
Как угрозу экономической безопасности
России необходимо выделить криминализацию
хозяйственной деятельности, вызванную
ростом безработицы, сращиванием части
чиновников государственных органов с
организованной преступностью, возможностью
доступа криминальных структур к управлению
определенной частью производства, ослаблением
системы государственного контроля.
Преступность поразила практически все
сферы хозяйственной жизни: отношения
собственности; производство и распределение
произведенного продукта; финансовую
и банковскую деятельность, сферу государственного
управления и внешнеэкономическую деятельность.
Уже первый год так называемой «либерализации»
экономики стал годом свободы для криминального
сообщества Годовой оборот теневой экономики
в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом
в 25 раз и превысил триллионный рубеж.
Однако, тогда удельный вес теневого сектора
экономики был сопоставим с аналогичными
показателями большинства стран с развитой
рыночной экономикой. А к 1996 году он уже
составил 45%.
К настоящему времени рухнули последние
романтические надежды либералов на возможное
облагораживание «черного» рынка.
Проблема криминализации экономики страны
остается сегодня проблемой номер один.
В основе процессов криминализации хозяйственной
жизни в стране лежит теневая экономика,
то есть система экономических отношений
вне правового поля государства. Теневой
финансовый капитал является экономической
основой (базисом) организованной преступности.
Теневая экономика, как и любое социальное
явление, имеет две стороны. С одной стороны,
это создание дополнительных рабочих
мест, производство продукции, оказание
различного рода услуг и, в конечном счете,
повышение благосостояния общества. С
другой — уклонение от уплаты налогов,
отмывание капиталов, перекачивание капиталов
за границу, выведение из оборота неучтенных
доходов и валюты. Кроме того, конкурируя
с официальной экономикой, теневая экономика,
имея более высокую прибыль, оказывается
более эффективной и тормозит развитие
официальной экономики.
В России централизованная система управления
создала совокупность условий для появления
и развития теневой экономики и теневых
капиталов. В сферу действия теневой системы
хозяйства оказались вовлеченными широкий
круг людей, ресурсов, а также чиновники
разного ранга.
Решающую роль во всем мире играет активное
содействие теневой экономике представителей
властных структур всех уровней. Исследования
показывают, что теневики с первых дней
параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно,
заключали союз с представителями силовых
ведомств и местной исполнительной власти.
Со временем правоохранительные органы
начали активно вытеснять криминал из
теневой экономики, и в настоящее время
представители этих структур совместно
с налоговыми службами «делают крышу»
практически всему крупному и среднему
бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной
правительственных чиновников и депутатов
самого высокого ранга. Сферы влияния
распределены достаточно четко, и срывов,
как правило, не бывает.
Результатом криминализации экономической
системы явилось подчинение экономической
политики государства специфическим экономическим
интересам криминальных структур. Теневая
экономика является тем стержнем, на котором
сформировалась современная криминальная
структура.
Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию
экономической жизни общества, является
разрушение механизмов государственной
власти, а также проводимая социально-экономическая
политика.
Потенциальная опасность криминализации
экономики объективно усиливалась также
самой направленностью реформ на развитие
рыночных отношении. Этапу первоначального
накопления капитала неизбежно сопутствует
обострение криминальных явлений в экономической
жизни общества.
Несмотря на усиление активности государства
в борьбе с криминалом, результаты не дают
основании для удовлетворительной оценки.
Наиболее опасным является не сам темп
роста различного рода экономических
преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели
конкретные цифры и примеры), а переход
экономической преступности в новое качество,
выражающееся во все более и более реальной
угрозе экономической безопасности Российской
Федерации.
Говоря об экономической безопасности
с точки зрения воздействия на нее криминальной
экономики, необходимо обратить внимание
на то, что экономическая преступность
приобрела качественно новые свойства.
Лидеры и авторитеты криминального мира
создают преступные сообщества, которые
активно оказывают влияние на предприятия
и организации, имеющие федеральное значение.
Этим сообществам все в большей мере свойственны
жесткая централизация, четкая дисциплина.
Особую тревогу вызывает существование
в этих сообществах таких атрибутов, как
разведка и контрразведка, прекрасное
техническое обеспечение и наличие отрядов
боевиков, в то время как ранее эти атрибуты
могли быть свойственны только государству
Это приводит к мысли, что криминальные
сообщества пытаются подменить собой
государство, взяв на себя его функции
и вместе с ними властные полномочия. Такая
тенденция чрезвычайно опасна, так как
ставит под угрозу существование самого
государства. Иначе говоря, проблема криминализации
экономики должна рассматриваться и в
качестве проблемы национальной безопасности.
7. Обострение дифференциации экономического
и социального развития регионов. Сепаратизм
ряда субъектов Федерации.
Одной из острейших проблем экономической
безопасности является обострение дифференциации
экономического и социального развития,
входящих в его состав территорий. Российские
регионы, и ранее далеко не одинаковые
по своим социально-экономическим характеристикам
в условиях спада производства стремительно
расслаиваются на богатые и бедные.
Без сомнения, это порождает не только
экономические, но и политические последствия:
нарастание сепаратизма отдельных регионов
(Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.),
популярность идеи выхода из состава России
(Северный Кавказ, «Уральская республика»)
и др. Экстраполяция этих тенденций показывает,
что они ведут к окончательному развалу
единого экономического пространства
России (учитывая уровень интегрированности
российской экономики и неконкурентоспособность
большинства ее производств на мировом
рынке, это неизбежно приведет к полной
экономической деградации и окончательно
придаст экономике «колониальную» структуру),
а затем - к распаду России на множество
отдельных государств.
Предотвращение или смягчение последствий
действий угроз экономической безопасности
Российской Федерации требует определения
и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость
социально-экономической системы государства.
Глава 3. Механизм
обеспечения экономической
§1. Мониторинг, разработка критериев
и параметров экономической безопасности.
Меры и механизмы
Мониторинг факторов, определяющих
угрозы экономической безопасности Российской
Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения
экономической безопасности Российской
Федерации являются мониторинг и прогнозирование
факторов, определяющих угрозы экономической
безопасности.
Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая
система наблюдений за динамикой показателей
безопасности экономики имеет большое
значение для переходного состояния экономики
при наличии серьезных межотраслевых
пропорций и острой недостаточности ресурсов
(прежде всего финансовых).
Разработка критериев и параметров (пороговых
значений) экономической безопасности
Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии
должны быть разработаны количественные
и качественные параметры (пороговые значения)
состояния экономики, выход за пределы
которых вызывает угрозу экономической
безопасности страны, характеризующие:
· динамику и структуру валового внутреннего
продукта, показатели объемов и темпов
промышленного производства, отраслевую
и региональную структуру хозяйства и
динамику отдельных отраслей, капитальные
вложения и тому подобное;
· состояние природно-ресурсного, производственного
и научно-технического потенциала страны;
· способность хозяйственного механизма
адаптироваться к меняющимся внутренним
и внешним факторам;
· состояние финансово-бюджетной и кредитной
систем.
§2. Деятельность государства по обеспечению
экономической безопасности качество
жизни населения.
Деятельность государства по обеспечению
экономической безопасности Российской
Федерации осуществляется по следующим
основным направлениям:
1) Выявление случаев, когда фактические
или прогнозируемые параметры экономического
развития отклоняются от пороговых значений
экономической безопасности, и разработка
комплексных государственных мер по выходу
страны из зоны опасности.
2) Организация работы в целях реализации
комплекса мер по преодолению или недопущению
возникновения угроз экономической безопасности
Российской Федерации.
Экспертиза принимаемых решений по финансовым
и хозяйственным вопросам с позиции экономической
безопасности Российской Федерации.
Заключение
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют
характеристику, сущность которой состоит
в:
1. нормальном функционировании экономической
системы в целом;
2. возможности безболезненного включения
и нормальной работы внутренней экономической
системы в мировой.
В работе мной были проанализиованны основные
угрозы и рассмотрен механизм обеспечения
экономической безопасности. Также, были
приведены общие направления поддержания
экономической безопасности России на
должном уровне – это:
- проведение эффективной промышленной
и структурной политики;
- восстановление инвестиционной активности;
- спасение основного массива обрабатывающей
промышленности и сельского хозяйства,
научно-технического потенциала страны;
- постепенный переход к структурно-технологической
перестройке производства.
Из всего вышеизложенного можно сделать
вывод: чтобы создать национальную структуру
своей экономики, адекватную рыночным
требованиям, Россия должна пройти мучительный
путь определения своих приоритетов по
всем направлениям и на всех уровнях общества
и хозяйства. Необходимо совершенствование
нормативно-правовой базы всех видов экономических
отношений. Национальные интересы России
в области экономики являются ключевыми.
Комплексное решение проблем, связанных
с реализацией интересов России, возможно
только на основе устойчивого функционирования
многоотраслевого высокотехнологичного
производства, способного обеспечить
ведущие отрасли экономики качественным
сырьем и оборудованием, армию — вооружением,
население и социальную сферу — предметами
потребления и услугами, а внешнюю торговлю
— конкурентоспособными экспортными
товарами. Россия должна не просто включиться
в современную мировую экономику, а спрогнозировать
свою роль и место в мировом разделении
труда. Нельзя игнорировать тот факт, что
никто не собирается решать российские
проблемы в ущерб своим национальным интересам.
Поэтому при принятии решений для обеспечения
экономической безопасности нужно с осторожностью
относится к советам со стороны других
стран, которые при проведении своей внешней
политики заботятся прежде всего о своих
интересах.
Литература
1.Концепция национальной
2."О Государственной стратегии экономической
безопасности Российской Федерации (Основных
положениях)". Указ Президента РФ №608
от 29.04.96 г.
3.Н.Н.Потрубач, А.Н.Борисович, В.И.Гришин.
Приоритеты государственной экономической
политики на современном этапе. Саранск,
НИИ регионологии, 2005
4.М.Арсентьев. Экономическая безопасность.
Обозреватель, №5, 1998
5.Основы экономической безопасности (государство,
регион, предприятие, личность)./Под ред.
Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”,
1997
6.Д.А.Кононов, В.В.Кульба, С.С.Ковалевский,
С.А.Косяченко. Формирование сценарных
пространств и анализ динамики поведения
социально – экономических систем. Препринт.
М, ИПУ РАН, 1999
7. Лаптев В.В. Введение в предпринимательское
право.//М. Институт государства и права
РАН.1994
8. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность
хозяйственных систем: структура, проблемы.
// Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика".
2001. №3.
9. Клейн Н.И. Предпринимательское право.
Курс лекций //М. Юридическая лит. 1999
10. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность
России. М., 2005
11.К.Х.Ипполитов. Экономическая безопасность:
Стратегия возрождения России. М., 1996
12.Экономическая безопасность: Вопросы
реализации государственной стратегии.
Всероссийская научно-практическая конференция/сборник
материалов. М., 1998
Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности