Экономическая безопасность страны: сущность, методы оценки, механизм обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

- определение понятия и сущности экономической безопасности;

-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

- анализ основных показателей экономической безопасности России;

- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и критерии экономической безопасности. 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности 5
1.2. Концепция национальной безопасности 9
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы обеспечения экономической безопасности. 17
2.1. Классификация угроз экономической безопасности. 17
2.2.Методы оценки экономической безопасности. 26
2.3. Анализ основных показателей экономической безопасности России. 27
2.3.1. Валовой внутренний продукт 27
2.3.2. Демографические показатели 30
2.3.3. Уровень преступности 34
2.3.4. Индикаторы уровня жизни населения 36
2.3.5. Энергетическая безопасность 41
2.3.6. Внешнеэкономическая деятельность 42
2.4. Механизмы обеспечения экономической безопасности. 43
Заключение 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)
 

      Анализ  основных демографических показателей  выявляет их сильно негативные тенденции развития. Идет ежегодная естественная убыль населения, нация просто вырождается. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Количество детей на одну женщину в репродуктивном возрасте сейчас в России – 1,2. Для сравнения – в Швеции, Финляндии, Норвегии этот показатель равен 2 – 2,4. Резко уменьшился и другой показатель – ожидаемая продолжительность жизни – от 69,2 лет в 1990 году до 65,3 лет в 2007(в Японии этот показатель 85 лет, то есть среднестатистический россиянин живет на 20 лет меньше среднестатистического японца). Фактором, обусловившим это, является социально – экономическая нестабильность. В Росси как и во всем мире на первом месте среди причин смертности – сердечно – сосудистые заболевания, а вот на втором, в отличие от других стран, где эта причина на третьем месте, причины, имеющие сугубо социальную природу (алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п.). Миграционные процессы характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком  низкоквалифицированных «гастарбайтеров» из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Азербайджан и т.д).

2.3.3. Уровень преступности

      Особую  остроту приобретает вопрос криминализации общества, обнажая его социально – экономические проблемы:     

                                                                                                         Таблица 3                                                                                                                                         

        Число зарегистрированных преступлений  по видам (тысяч)2

              1990       1995       2003       2004       2005       2006       2007
      Зарегистрировано  преступлений - всего       1839,5       2755,7       2952,4       2968,3       2526,3       2756,4       2893,8
      в том числе:                                                        
      убийство и покушение  на убийство       15,6       31,7       31,8       33,6       32,3       31,6       31,6
      умышленное причинение тяжкого вреда здоровью       41       61,7       49,8       55,7       58,5       57,1       57,4
      изнасилование и  покушение на изнасилование       15       12,5       7,9       8,2       8,1       8,1       8,8
      грабеж       83,3       140,6       132,4       148,8       167,3       198       251,4
      разбой       16,5       37,7       39,4       44,8       47,1       48,7       55,4
      кража       913,1       1367,9       1310,1       1273,2       926,8       1150,8       1276,9
      терроризм, единиц       ...       1       135       327       360       561       265
      преступления, связанные  с незаконным оборотом наркотиков       16,3       79,9       243,6       241,6       189,6       181,7       150,1
      нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств        96,3       50       52,7       54,5       56,8       53,6       26,5
      из них повлекшие  по неосторожности       15,9       14,4       15,4       15,5       16,1       17,6       16
      смерть человека, двух или более лиц
      взяточничество       2,7       4,7       7       7,9       7,3       7,3       8,9
 

      В 2008. выявлено 473 факта бандитизма, 36 убийств по найму, 1,1 тыс. фактов похищения  человека. В сфере экономики выявлено 287,9 тыс. преступлений, из них 42,0 тыс. - совершены  в крупном и особо крупном  размере. 

      Уровень преступности растет в нашей стране от года к году, по отношению к 1990 году он возрос почти  в 2 раза. Причем резко возросло количество тяжких преступлений – убийств, грабежей, разбоев, экономических  преступлений, а также в сфере  оборота наркотиков. Зато весьма заметна «положительная» тенденция – сильное уменьшение нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – почти в 4 раза с 1990 по 2008 год. Однако машин на российских дорогах стало намного больше, культура вождения ухудшается с каждым годом, ответ напрашивается сам собой – большинство дорожных нарушений решается на месте, наличными в карман инспектору. Высокий уровень коррупции подтверждает и увеличение выявленных случаев взяточничества – в 4 раза за 15 лет, согласно официальной статистике.

2.3.4. Индикаторы уровня  жизни населения

 

      Неблагоприятную картину уровня жизни населения  дает оценка ряда показателей доходов, получаемых нашими гражданами: 

                                                                                                                    Таблица 4

          Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения3

              1995       2003       2004       2005       2006       2007       2008
      Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)       872       3813       5014       6390       7710       9573       11976
      на душу населения, руб. (1995 г. - тыс. руб.)       5874       26014       34347       43976       53330       66563       83680
      в процентах к  предыдущему году               105,9       108,2       107,7       106,7       109,9       109,6
      (в сопоставимых  ценах)
      Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. - тыс. руб.)       515,9       2281,1       3062       3947,2       5170,4       6410,3       8023,2
      Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году       85       112       108,7       111,1       115       110,4       111,1
      Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.)       472,4       2223,4       3240,4       4360,3       5498,5       6739,5       8554,9
      Реальная начисленная  заработная плата, в процентах к  предыдущему году       72       120,9       119,9       116,2       110,9       110,6       112,6
      Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. (1995 г. - тыс. руб.)       188,1       694,3       1023,5       1378,5       1637       1914,5       2364
      Реальный размер назначенных месячных пенсий, в процентах  к предыдущему году       80,5       128       121,4       116,3       104,5       105,5       109,6
      Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения)                                                        
      руб. в месяц (1995 г. - тыс. руб.)       264,1       1210       1500       1808       2112       2376        
      в процентах к  предыдущему году       в 3,1 р.       120,0       124       120,5       116,8       112,5        
      Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:                                                        
      млн. человек       36,5       42,3       40       35,6       29,3       25,2        
      в процентах от общей  численности населения       24,8       29       27,5       24,6       20,3       17,6        
      в процентах к  предыдущему году       110,9       84,9       94,6       89       82,3       86        
      Соотношение с величиной  прожиточного минимума, процентов:                                                        
      среднедушевых денежных доходов       195       189       204       218       245       270        
      среднемесячной номинальной  начисленной       159       168       199       222       239       259        
      заработной платы
      среднего размера  назначенных месячных пенсий       101       76       90       100       102       106        

      Реальные  доходы населения за этот период имеют  тенденцию к увеличению,  28 декабря  президент Росси Владимир Путин  на последней в 200 года встрече с  правительством отметил, что благосостояние граждан выросло: рост реальных (с  учетом инфляции) денежных доходов населения составил 11,5%, пенсии в реальном выражении выросли на 5,3%. Однако этот уровень – менее 10 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

2.3.5. Энергетическая безопасность

 

      Проблема  обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее  время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера - рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы. 

      Руководители  РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно–энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности.

      В настоящее время энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г.

      В сложившейся ситуации необходимо заблаговременно  осуществить наращивание заделов, поскольку сроки нового строительства  электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

2.3.6. Внешнеэкономическая  деятельность

 

      Российский  бюджет с 2000 года исполняется с профицитом (превышение доходов государства  над расходами). Положительный баланс формируется за счет высоких цен  на топливные ресурсы на мировом  рынке. Экспорт России в 2007 году составил   243, млрд. долл., а импорт 125, 5 млрд. долл. И большая часть экспортных средств получена за счет вывоза нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Россия по – прежнему рассматривается странами Европы как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

      Теоретические аспекты конкурентоспособности  нации более 20 лет назад сформулировал  Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику определения индекса глобальной конкурентоспособности. Этот показатель учитывает 9 основных  критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Россия оказалась на 62 месте (лидеры – Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия), что внушает серьезные опасения в свете вступления России в ВТО. Возможно угроз отечественному производителю возникнет намного больше, нежели выгод, которые Россия получит. 

        Таким образом, анализ основных  показателей экономической безопасности  РФ, несмотря на ряд положительных  тенденций, таких как рост ВВП  и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции,  выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально – экономического развития России.

2.4. Механизмы обеспечения  экономической безопасности.

      Механизм  обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Он включает следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, переступив которые общество может вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов;
  • деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

      Охарактеризуем  каждый из этих элементов.

      Мониторинг  представляет собой информационно-аналитическую  систему наблюдений за динамикой  показателей экономической безопасности страны. Такая работа проводится во многих странах мира. Однако для России она имеет особое значение. Дело в том, что переходная российская экономика характеризуется целым рядом серьезных межотраслевых диспропорций и острой нехваткой ресурсов (особенно финансовых), чрезмерной неустойчивостью экономических показателей, прежде всего финансовых. В связи с этим возрастают роль и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и глубине охвата объектов наблюдения, качества информации и т. д. Среди множества показателей, с помощью которых отслеживается ситуация, приоритетное значение имеют такие абсолютные показатели и их динамика, как ВВП, промышленное производство, инвестиции в процентах к ВВП, сельскохозяйственное производство, доходы от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в процентах к ВВП, доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия и продукции производственно-технического назначения, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, дефицит бюджета, внутренний и внешний долг в процентах к ВВП, объем ценных бумаг, размещенных за рубежом, и др.

      Что касается оценки пороговых и фактических  значений показателей безопасности экономики, то это относительно новое  направление исследований в отечественной экономической науке. Для реализации стратегических целей и решения задач по предотвращению экономических угроз необходимо знать объективные количественные критерии, позволяющие судить об уровне опасности или безопасности экономики. Такими критериями являются количественные и в определенной мере качественные параметры, или по роговые значения, состояния экономики. Приближение к их пре дельно допустимой величине свидетельствует о нарастании утро» социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений – о вступлении общества и зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически о реальном подрыве экономической безопасности.

      Возмещение  ущербов, связанных с превышением  пороговых значений по тем или  иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресурсов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Речь идет о материальных запасах и резервах производственного и непроизводственного назначения, дополнительных транспортных возможностях для переброски материальных ресурсов и зоны критических ситуаций, резервных мощностях в энергетических отраслях, запасах потребительских товаров для оказания социальной помощи населению, валютных резервах, возможностях международной поддержки и др.

Информация о работе Экономическая безопасность страны: сущность, методы оценки, механизм обеспечения