Содержание
|
Введение |
5 |
1. |
Понятие «экономическая
безопасность предприятия» |
7 |
2. |
Критерии и
показатели экономической безопасности
предприятия |
9 |
3. |
Основные направления
обеспечения экономической безопасности
предприятия |
12 |
4. |
Организация работы
службы экономической безопасности |
15 |
|
Заключение |
15 |
|
Список использованной
литературы |
17 |
Введение
Функционирование
предприятий в современных условиях
в России является очень сложным.
Это связано не только с состоянием
российской экономики и макроэкономическими
преобразованиями, но и с рядом
специфических факторов, усиливающих
активизацию угроз экономической
безопасности. Постоянное усиление таких
факторов ставит вопрос о создании
системы обеспечения экономической
безопасности предприятия с целью
заблаговременного предупреждения
угроз и принятия необходимых
мер защиты и противодействия. Особенно
усложняется управление, когда фирма имеет
большое число деловых связей, по которым
и могут реализоваться угрозы экономической
безопасности. Для обеспечения максимальной
степени защиты от угроз и необходима
определенная деятельность, которая должна
носить системный характер. От объекта
защиты во многом зависят основные характеристики
системы обеспечения экономической безопасности.
Поскольку объект защиты является многоаспектным,
то эффективное обеспечение экономической
безопасности должно основываться на
комплексном подходе к управлению этим
процессом. Комплексная система обеспечения
экономической безопасности предприятия
это совокупность взаимосвязанных мероприятий
организационно-правового характера,
осуществляемых в целях защиты от реальных
или потенциальных угроз, которые могут
привести к существенным экономическим
потерям. В основе разработки системы
должна лежать определенная концепция,
включающая цели, задачи, принципы деятельности,
объект и субъект, стратегию и тактику.
Стратегия экономической безопасности
должна включать систему превентивных
мер, реализуемую через непрерывную работу
всех подразделений предприятия.
Важнейшим элементом комплексной системы
обеспечения экономической безопасности
собственное подразделение экономической
безопасности является собственное подразделение
экономической безопасности.
Вопрос о создании службы экономической
безопасности должен возникать одновременно
с моментом принятия решения об организации
фирмы. Этот момент зависит от следующих
факторов: выбираемого вида деятельности,
объема предполагаемой к производству
продукции, размера годового оборота и
прибыли, использованию секретов производства. При
выборе модели обеспечения экономической
безопасности, руководству фирмы, следует
учитывать тот факт, что организация эффективной
системы профилактических, предупредительных
мер обойдется гораздо дешевле, чем борьба
с последствиями уже случившихся правонарушений
и реализованных экономических угроз.
1.
Понятие «экономическая
безопасность предприятия»
Под
экономической безопасностью предприятия
(хозяйствующего субъекта) следует
понимать защищенность его научно-технического,
технологического, производственного
и кадрового потенциала от прямых
(активных) или косвенных (пассивных)
экономических угроз, например, связанных
с неэффективной научно-промышленной
политикой государства или формированием
неблагоприятной внешней среды,
и способность к его воспроизводству. Для
промышленных предприятий оценка экономической
безопасности важна, в первую очередь,
потому, что их активно задействованный
потенциал является определяющим стабилизирующим
фактором антикризисного развития, гарантом
экономического роста и поддержания экономической
независимости и безопасности страны.
Его утрата сопряжена с трудно предсказуемыми
последствиями деиндустриализации федеративного
государства, в котором многоотраслевая
высоко интегрированная индустрия (в противовес
региональному обособлению ресурсно-сырьевых
отраслей и тенденциям разобщения, таким
образом единого экономического пространства)
является одним из самых сильных средств
укрепления его единства. В режиме устойчивого
функционирования предприятие при решении
задач своей экономической безопасности
акцентирует главное внимание на поддержании
нормального ритма производства и сбыта
продукции, на предотвращении материального
и/или финансового ущерба, на недопущении
несанкционированного доступа к служебной
информации и разрушения компьютерных
баз данных, на противодействии недобросовестной
конкуренции и криминальным проявлениям. Производственная
сфера эффективно работающего предприятия,
если она своевременно подвергается необходимой
модернизации, не является источником
экономического неблагополучия (экономической
опасности) как для коллектива предприятия
и его собственника, так и для тех агентов
рынка, которые пользуются продукцией
предприятия, то есть его смежников и потребителей. В
кризисные периоды развития наибольшую
опасность для предприятия представляет
разрушение его потенциала (производственного,
технологического, научно-технического
и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности
предприятия, его возможностей. При этом
условия хозяйствования таковы, что не
обеспечивается способность потенциала
к воспроизводству. Ресурсы для этого
предприятие может приобретать только
исходя из результатов своей деятельности
(точнее - амортизационных отчислений
и прибыли), а также за счет заемных средств.
Оба эти источника инвестиций в кризисной
ситуации у предприятия, как правило, оказываются
перекрыты. Бизнес в России отличается
сложностью, постоянным состоянием борьбы
и острой конкуренции фирм. Устойчивые
«правила» не существуют ни для партнеров,
ни, в определенной степени, для государства. Предприятия
вынуждены постоянно приспосабливаться
к несовершенству законодательной базы,
недостатку квалифицированных работников,
изношенности производственного оборудования,
дефициту оборотных средств, жесткой денежной
и налоговой политике государства, неплатежеспособности
партнеров и прочих Неполная загрузка
мощностей, а потому и неэффективное их
использование, а тем более разрушение
созданного потенциала предприятия представляют
угрозу экономическим, материальным основам
жизнедеятельности коллектива и общества,
для поддержания которых он создавался
и развивался. Ни одно предприятие не может
ощущать себя в экономической безопасности,
если его продукция не востребована рынком;
ни одно предприятие, производящее средства
производства, не может ощущать себя в
безопасности, если происходит длительный
спад в технологическом развитии страны. Существенную
угрозу экономической безопасности фирм
представляет опасность захвата зарубежными
инвесторами контрольных пакетов акций
ведущих российских предприятий. В соответствующей
ситуации они способны заблокировать
производство конкурентоспособной продукции
и не допустить ее не только на мировой
рынок, но и на внутренний рынок Российской
Федерации.
2.
Критерии и показатели
экономической безопасности
предприятия
От
точной идентификации угроз, от правильного
выбора измерителей их проявления,
то есть системы показателей для
мониторинга (их еще называют индикаторами),
зависит степень адекватности оценки
экономической безопасности предприятия
существующей в производстве реальности
и комплекс необходимых мер по
предупреждению и парированию опасности,
соответствующих масштабу и характеру
угроз. Формы проявления угроз экономической
безопасности на различных уровнях иерархии
организационно-экономических структур
имеют отличия, несмотря на общность действия
дестабилизирующих факторов в условиях
единого экономического пространства.
К числу таких глобальных факторов следует
отнести общий спад производства, расстройство
финансовой системы, рост социальной напряженности,
криминализацию общества и экономики,
дальнейшее ослабление конкурентоспособности
и так далее. В качестве одной из целей
мониторинга экономической безопасности
предприятия является диагностика его
состояния по системе показателей, учитывающих
специфические отраслевые особенности,
наиболее характерных для данного предприятия
и имеющих для последнего важное стратегическое
значение. Если использовать подобную
методику для построения системы количественных
и качественных показателей экономической
безопасности на уровне предприятия, то
в нее необходимо включить следующие индикаторы
(естественно, данный перечень требует
его конкретизации для каждого вида производства,
ранжирования показателей на основные
и второстепенные): а) индикаторы производства:
динамика производства (рост, спад, стабильное
состояние, темп изменения); реальный уровень
загрузки производственных мощностей;
доля НИОКР в общем объеме работ; доля
НИР в общем объеме НИОКР; темп обновления
основных производственных фондов (реновации);
стабильность производственного процесса
(ритмичность, уровень загруженности в
течение определенного времени); удельный
вес производства в ВВП (для особо крупных
предприятий-монополистов); оценка конкурентоспособности
продукции; возрастная структура и технический
ресурс парка машин и оборудования; б) финансовые
индикаторы: объем «портфеля» заказов
(общий объем предполагаемых продаж); фактический
и необходимый объем инвестиций (для поддержания
и развития имеющегося потенциала); уровень
инновационной активности (объем инвестиций
в нововведения); уровень рентабельности
производства; фондоотдача (капиталоемкость)
производства; просроченная задолженность
(дебиторская и кредиторская); доля обеспеченности
собственными источниками финансирования
оборотных средств, материалов, энергоносителей
для производства; в) социальные
индикаторы: уровень оплаты труда по отношению
к среднему показателю по промышленности
или экономике в целом; уровень задолженности
по зарплате; потери рабочего времени;
структура кадрового потенциала (возрастная,
квалификационная). Применительно к специфике
предприятия и в соответствии с фактическими
и нормативными значениями его технико-экономических
показателей и величиной их отклонения
от барьерных (пороговых) значений индикаторов
экономической безопасности состояние
этого предприятия можно характеризовать
как: а) нормальное, когда индикаторы экономической
безопасности находятся в пределах пороговых
значений, а степень использования имеющегося
потенциала близка к технически обоснованным
нормативам загрузки оборудования и площадей;
б) предкризисное, когда переступается
барьерное значение хотя бы одного из
индикаторов экономической безопасности,
а другие приблизились к некоторой окрестности
своих барьерных значений и при этом не
были утрачены технические и технологические
возможности улучшения условий и результатов
производства путем принятия к угрозам
мер предупредительного характера; в)
кризисное, когда переступается барьерное
значение большинства основных (по мнению
экспертов) индикаторов экономической
безопасности и появляются признаки необратимости
спада производства и частичной утраты
потенциала вследствие исчерпания технического
ресурса оборудования и площадей, сокращения
персонала;
г) критическое, когда нарушаются все (или
почти все) барьеры, отделяющие нормальное
и кризисное состояния развития производства,
а частичная утрата потенциала становится
неизбежной и неотвратимой. Наиболее высокий
уровень экономической безопасности предприятия
обеспечивается максимальной защитой
функциональных составляющих его деятельности. Под
функциональными составляющими понимаются
все важнейшие сферы (финансовая, сырьевая,
кадровая и так далее) экономической безопасности
предприятия, различные по своей сути
и направленности.
3.
Основные направления
обеспечения экономической
безопасности предприятия
В
настоящее время в связи с
высокой криминализацией бизнеса,
а также значительным уровнем
коррупции в органах государственной
власти и правоохранительных органах,
во всех отраслях бизнеса, так или
иначе, рассматриваются и решаются
вопросы обеспечения экономической
безопасности. Постоянное усиление факторов,
угрожающих экономической безопасности
предприятия и обусловливающих его депрессивное
развитие, ставит вопрос о создании системы
мониторинга состояния и динамики развития
предприятия с целью заблаговременного
предупреждения грозящей опасности и
принятия необходимых мер защиты и противодействия. Основные
цели мониторинга должны быть следующими:
оценка состояния и динамики развития
производства предприятия; выявление
деструктивных тенденций и процессов
развития потенциала этого производства;
определение причин, источников, характера,
интенсивности воздействия угрожающих
факторов на потенциал производства; прогнозирование
последствий действия угрожающих факторов,
как на потенциал производства, так и на
сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией
и услугами этого потенциала; системно-аналитическое
изучение сложившейся ситуации и тенденций
ее развития, разработка целевых мероприятий
по парированию угроз предприятию. Мониторинг
должен являться результатом взаимодействия
всех заинтересованных служб предприятия.
При осуществлении мониторинга должен
действовать принцип непрерывности наблюдения
за состоянием объекта мониторинга с учетом
фактического состояния и тенденций развития
его потенциала, а также общего развития
экономики, политической обстановки и
действия других общесистемных факторов. В
настоящее время значительное внимание
уделяется такому направлению в сфере
обеспечения экономической безопасности,
как конкурентная разведка (или деловая
разведка, бизнес-разведка), которая занимается
сбором и обработкой информации из открытых
источников, причем с абсолютно легальных
позиций. К основным задачам конкурентной
разведки, осуществляемой в интересах
обеспечения экономической безопасности
предприятия можно отнести: маркетинговые
исследования; оценку потенциальных клиентов
и партнеров; поиск рыночных ниш; изучение
конкурентов; подбор кадров; систематизация
имеющихся информационных ресурсов и
поиск новых. Теоретически конкурентная
разведка осуществляется на основе открытых
материалов (в отличие от промышленного
шпионажа, который подразумевает проникновение
в конфиденциальную информацию). По оценкам
многих специалистов по разведке, не менее
80-90% используемой информации поступает
именно из открытых источников, поэтому
в целях обеспечения экономической безопасности
необходимо контролировать, какая информация
о хозяйствующем субъекте попала в открытые
источники. С другой стороны, именно через
СМИ организуется подача той информации,
которую топ-менеджерам или ключевым собственникам
необходимо довести до заинтересованных
пользователей для того, чтобы потом получить
запланированный эффект (например, выкуп
акций у миноритарных акционеров). В ряде
случаев представленная информация может
быть и ложной. В целях обеспечения экономической
безопасности предприятия (организации)
достаточно часто используется применение
методик оценки финансового состояния
для оценки контрагентов. Причем оценка
может быть произведена как по информации,
полученной из официальных источников
или от самого контрагента (например, финансовая
отчетность), так и по информации, полученной
в порядке ведения деловой разведки. Для
этого возможно применение специальных
программных продуктов. Торгово-промышленная
палата РФ (ТПП) ведет активную работу
в области обеспечения экономической
безопасности, организуя и возглавляя
эти процессы в ТПП субъектов федерации,
региональных ТПП. Одним из важнейших
направлений деятельности Департамента
экономической безопасности ТПП РФ является
создание и ведение реестра надежных партнеров
и создание национального кредитного
бюро, из базы данных которого можно за
разумную плату получить информацию о
потенциальном партнере. Это дает возможность
небольшим фирмам, которым не под силу
создавать службу безопасности, своими
силами, легально получать необходимую
информацию, что должно способствовать
укреплению экономической безопасности.
4.
Организация работы
службы экономической
безопасности
Среди
специалистов существуют различные
подходы к организации обеспечения
экономической безопасности предприятия.
В настоящее время в основном
экономическая безопасность хозяйствующих
субъектов обеспечивается путем
реализации двух подходов:
- подход, упреждающий угрозы;
- подход, реагирующий на угрозы. То есть
несмотря на разность подходов, речь идет
об организации работ по обеспечению экономической
безопасности «своими силами», без привлечения
сторонних специалистов и во многом обеспечивается
контразведывательными мероприятиями.
Особое место в обеспечении экономической
безопасности занимают специальные службы. Правовую
основу функционирования службы обеспечивает
закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной
и охранной деятельности в Российской
Федерации». Финансирование службы экономической
безопасности (CЭБ) осуществляется из прибыли.
Экономия на CЭБ, как правило, оборачивается
гораздо более крупными потерями. B пpoцecce
фyнкциoниpoвaния cлyжбы бeзoпacнocти знaчитeльнyю
poль игpaeт гpaмoтнaя paccтaнoвкa кaдpoв, pacпpeдeлeниe
пpaв, пoлнoмoчий и cтeпeни oтвeтcтвeннocти, взaимoдeйcтвиe
c пpaвooxpaнитeльными opгaнaми, чтo пoзвoляeт
oбecпeчить ee эффeктивнyю paбoтy. Baжным фaктopoм
пoвышeния эффeктивнocти дeятeльнocти CЭБ
являeтcя гибкaя cиcтeмa cтимyлиpoвaния paбoтникoв
в зaвиcимocти oт итoгoв paбoты, быcтpoгo и кaчecтвeннoгo
выпoлнeниe вcex пocтaвлeнныx зaдaч. Оcoбoe мecтo
в oбecпeчeнии экoнoмичecкoй бeзoпacнocти фиpмы
зaнимaeт зaщитa интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти
в чacти cвeдeний, cocтaвляющиx кoммepчecкyю тaйнy.
Paзвитиe pынoчныx oтнoшeний ycиливaeт кoнкypeнцию
мeждy пpeдпpиятиями, cтpeмлeниe зaвлaдeть чyжими
ceкpeтaми. Oxpaнa кoммepчecкoй тaйны являeтcя нeпpeмeнным
ycлoвиeм yпpoчeния пoзиций фиpмы, выcoкoй пpибыли
и cтaбильнocти. Зapyбeжный oпыт пoкaзывaeт,
чтo пpeнeбpeжeниe к этим вoпpocaм мoжeт пpивecти
к пoтepe дo 30 % выpyчки oт peaлизaции тoвapa. Для
сохранения коммерческой тайны, обеспечения
защиты персонала и руководства фирмы,
обеспечения ее информационной безопасности
необходимо создать соответствующую техническую
базу. Проверка партнеров, контрагентов
играет важную роль в обеспечении безопасной
работы фирм. Экономия в этом плане может
привести к значительным экономическим
потерям. Отсечение ненадежных партнеров
является важной функцией служб экономической
безопасности отечественных предприятий
(фирм). Реализация комплекса задач и направлений
обеспечения экономической безопасности
требует довольно значительных финансовых
затрат. По примерным расчетам специалистов,
расходы на обеспечение организации и
эффективной деятельности службы безопасности
составляют от 15 до 25 % от суммы производственных
затрат предприятия. Следует учитывать,
что службы экономической безопасности
создаются, как правило, на крупных фирмах,
поскольку их создание и функционирование
требует значительных затрат. Малым и
средним целесообразно пользоваться услугами
охранных фирм. В рамках комплексного
обеспечения экономической безопасности
эта служба должна тесно контактировать
в своей работе с бухгалтерией, финансовым
отделом, юридическим отделом, подразделениями
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок, управления персоналом, сбыта
и маркетинга в пределах их компетенции. Помимо
этого, СБ обеспечивает взаимодействие
с другими структурными подразделениями
фирмы, от деятельности которых в той или
иной степени зависит состояние экономической
безопасности фирмы.