Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:00, контрольная работа
В качестве основных показателей эффективности инновационного проекта устанавливаются:
финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;
бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.
Методы оценки эффективности инновационного проекта
Разместил: Admin | Слов в статье: 656
В качестве основных показателей эффективности инновационного проекта устанавливаются:
Безусловно,
следует учитывать и затраты,
и результаты, не поддающиеся стоимостной
оценке (социальные, политические, экологические
и прочие). В состав результатов
проекта при расчете его
Особенность анализа инноваций заключается прежде всего в том, что расширяется круг проблем по их организации, оценке, отбору и финансированию. Это резко усложняет задачу экспертов. В анализе инновационных проектов возникают крупные проблемы. Во-первых, увеличивается число объектов, подлежащих анализу. Это связано с принципиальной новизной продукта, неизвестностью рынка, особенностью целевого подбора технологического и производственного аппарата, специальной подготовкой и обучением персонала и, наконец, со значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками. Кроме того, особое внимание при разработке инноваций необходимо уделять правовым, институциональным, экологическим и социальным проблемам. Во-вторых, для оценки инноваций приходится применять качественные и прогностические методы, что усложняет процедуру и снижает точность прогноза. Для необходимой качественной оценки новшества используют как стандартные подходы регрессионного, корреляционного, финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные и итеративные методы моделирования. В-третьих, при оценке инноваций существуют два "узких" места: это экспертиза и прогнозирование результатов НИОКР и оценка жизнеспособности проекта. Методы синектики, морфологического анализа не дают гарантий успеха, а часто используемый метод аналогий не всегда применим. Процедура по оценке жизнеспособности проекта требует от инвестиционного менеджера не только высокой квалификации и профессионализма, но и развитой интуиции. Поэтому, если при анализе инвестиционных проектов можно ограничиться стандартными методиками, то инновации требуют сочетания качественных и количественных методов и проведения сравнительного анализа факторных моделей в разных совокупностях. Вариант обобщенной схемы анализа инновационного проекта представлен на рис. 1.
Анализ
инновационного проекта как объекта
деятельности предприятия заключается
в исследовании показателей качества
новшества и экономическом
Для прогноза
стоимостной оценки новшества необходимо
применять не один метод, а последовательно-параллельное
вариантное системное моделирование.
Экономическая часть этого
Важное место отводится определению будущего дохода от реализации продукции. Здесь существенное значение приобретают маркетинговые исследования конъюнктуры, возможной сегментации рынка, уровня и характера конкуренции, конкурентоспособности продукции, поведения конкурентов.
Рис. 1. Обобщенная схема анализа инновационного проекта
Для определения дохода от продаж (выручки от продаж) наиболее важны два ключевых вопроса: анализ стратегии определения цены новшества и прогнозирование продаж.
Одним из вариантов анализа стратегии цены новшества может служить следующий метод (таблица 4).
Таблица 4
Анализ стратегии определения цены товара и объема реализации, тыс. руб.
|
Из таблицы видно, что правильная стратегия определения цены базируется лишь на варианте: цена товара – 12 тыс. руб. за ед., объем реализации в натуральном выражении – 800 ед.
Прогнозирование продаж, являющееся главной и неотъемлемой частью определения эффективности инновационного проекта, основано на изучении динамики продаж подобных новшеств в прошлом, динамики пробных рынков, льготных и пробных продаж, а также изучении производственного спроса.
В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений.
Для оценки эффективности проектов применяются следующие методы:
1) Методы, основанные на учетных оценках: период окупаемости (PP), Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) и коэффициент покрытия долга (DCR).
2) Методы, основанные на дисконтированных оценках: чистый дисконтированный доход (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI) и внутренняя норма доходности (IRR).