Методы оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

В качестве основных показателей эффективности инновационного проекта устанавливаются:
финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;
бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.

Работа содержит 1 файл

Методы оценки эффективности инновационного проекта.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

Методы  оценки эффективности  инновационного проекта

Разместил: Admin Слов в статье: 656

В качестве основных показателей эффективности  инновационного проекта устанавливаются:

  • финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;
  • бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
  • народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.

Безусловно, следует учитывать и затраты, и результаты, не поддающиеся стоимостной  оценке (социальные, политические, экологические  и прочие). В состав результатов  проекта при расчете его экономической  эффективности включаются как производственные, так и социальные результаты, а  также выручка от реализации произведенной продукции.

Особенность анализа инноваций заключается прежде всего в том, что расширяется круг проблем по их организации, оценке, отбору и финансированию. Это резко усложняет задачу экспертов. В анализе инновационных проектов возникают крупные проблемы. Во-первых, увеличивается число объектов, подлежащих анализу. Это связано с принципиальной новизной продукта, неизвестностью рынка, особенностью целевого подбора технологического и производственного аппарата, специальной подготовкой и обучением персонала и, наконец, со значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками. Кроме того, особое внимание при разработке инноваций необходимо уделять правовым, институциональным, экологическим и социальным проблемам. Во-вторых, для оценки инноваций приходится применять качественные и прогностические методы, что усложняет процедуру и снижает точность прогноза. Для необходимой качественной оценки новшества используют как стандартные подходы регрессионного, корреляционного, финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные и итеративные методы моделирования. В-третьих, при оценке инноваций существуют два "узких" места: это экспертиза и прогнозирование результатов НИОКР и оценка жизнеспособности проекта. Методы синектики, морфологического анализа не дают гарантий успеха, а часто используемый метод аналогий не всегда применим. Процедура по оценке жизнеспособности проекта требует от инвестиционного менеджера не только высокой квалификации и профессионализма, но и развитой интуиции. Поэтому, если при анализе инвестиционных проектов можно ограничиться стандартными методиками, то инновации требуют сочетания качественных и количественных методов и проведения сравнительного анализа факторных моделей в разных совокупностях. Вариант обобщенной схемы анализа инновационного проекта представлен на рис. 1.

Анализ  инновационного проекта как объекта  деятельности предприятия заключается  в исследовании показателей качества новшества и экономическом анализе  и формировании стоимостных оценок новшества, а также в определении  прибыльности и окупаемости проекта  с учетом рисков.

Для прогноза стоимостной оценки новшества необходимо применять не один метод, а последовательно-параллельное вариантное системное моделирование. Экономическая часть этого моделирования  основана на применении метода анализа  «затраты – эффективность».  Показатели качества новшества и его инвестиционная привлекательность рассчитываются на основе экспертных оценок, создания агрегированного мнения, метода проб и ошибок и специального прогнозного графа - дерева целей. Здесь выявляется рейтинг показателей, проводится ранжирование и осуществляется условный перевод в количественную форму.

Важное  место отводится определению  будущего дохода от реализации продукции. Здесь существенное значение приобретают  маркетинговые исследования конъюнктуры, возможной сегментации рынка, уровня и характера конкуренции, конкурентоспособности продукции, поведения конкурентов. 

Рис. 1. Обобщенная схема анализа инновационного проекта

Для определения  дохода от продаж (выручки от продаж) наиболее важны два ключевых вопроса: анализ стратегии определения цены новшества и прогнозирование  продаж.

Одним из вариантов анализа стратегии  цены новшества может служить  следующий метод (таблица 4).

Таблица 4

Анализ  стратегии определения цены товара и объема реализации, тыс. руб.

Цена  за единицу, тыс. руб. Возможный объем продаж, ед. Объем реализации, ед. Прибыль с единицы продукции, тыс. руб. Прибыль от реализации всего проекта, тыс. руб. Рента-бель-ность,  

%

для покрытия условно-постоянных издержек, ед. с прибы-лью, ед.
10

11

12

14

1000

900

800

100

1000

800

667

500

0

100

133

-

4

5

6

8

0

500

798

убытки

0

5,0

8,3

-

Из таблицы  видно, что правильная стратегия  определения цены базируется лишь на варианте: цена товара – 12 тыс. руб. за ед., объем реализации в натуральном  выражении – 800 ед.

Прогнозирование продаж, являющееся главной и неотъемлемой частью определения эффективности  инновационного проекта, основано на изучении динамики продаж подобных новшеств в прошлом, динамики пробных рынков, льготных и пробных продаж, а также изучении производственного спроса.

В основе оценки эффективности проекта лежит  сравнительный анализ объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений.

Для оценки эффективности проектов применяются  следующие методы:

1)     Методы, основанные на учетных оценках: период окупаемости (PP), Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) и коэффициент покрытия долга (DCR).

2)     Методы, основанные на дисконтированных оценках: чистый дисконтированный доход (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI) и внутренняя норма доходности (IRR).

Информация о работе Методы оценки