Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:08, дипломная работа
Целью работы является исследование основных тенденций развития интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.
Введение.....................................................................................................................8
Глава 1. Интернет-экономика...................................................................................9
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе.......9
1.2 Инвестиции в Интернет-экономике............................................................10
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-бизнес.........................................................................................13
2.1 Две формы интернет-бизнеса......................................................................13
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса.................................................................16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и роста..........22
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновение в различные сферы деятельности...........................................23
3.2 Формы электронной торговли.....................................................................24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире.........................................24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С...................................66
3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы..........................................................................................................................75
4.2 Рост экспортного капитала..........................................................................76
4.3 Расширение видов деятельности................................................................76
4.4 Преимущества для государственного бюджета........................................78
4.4 Налогообложение электронной торговли..................................................78
4.4.1 Налог на прибыль................................................................................79
4.4.2 Косвенные налоги (НДС)....................................................................85
4.4.3 Таможенные пошлины........................................................................86
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая инфраструктура...................................................................89
Заключение................................................................................................................92
Список используемых источников.........................................................................95
Источник: SpyLOG.
Более
90% потенциальных покупателей
Таблица 3.2.2.6
Покупательная
способность населения
России по регионам.
Область | Население, тыс. чел | Покупательная способность,долл. США | Покупательная способность области, долл. США | Доля |
Москва и МО | 6 517,20 | 264,00 | 1 720 540,80 | 22,83% |
Санкт-Петербург и ЛО | 6 390,00 | 67,00 | 428 130,00 | 5,68% |
Самарская | 3 306,70 | 72,00 | 238 082,40 | 3,16% |
Тюменская | 3 228,10 | 68,00 | 219 510,80 | 2,91% |
Иркутская | 2 767,80 | 52,00 | 143 925,60 | 1,91% |
Пермская | 2 977,70 | 47,00 | 139 951,90 | 1,86% |
Кемеровская | 3 017,20 | 43,00 | 129 739,60 | 1,72% |
Ханты-Мансийский АО | 1 371,50 | 77,00 | 105 605,50 | 1,40% |
Красноярская | 2 339,70 | 42,00 | 98 267,40 | 1,30% |
Мурманская | 1 034,50 | 84,00 | 86 898,00 | 1,15% |
Саха (Якутия) | 1 016,00 | 65,00 | 66 040,00 | 0,88% |
Ямало-Ненецкий АО | 506,00 | 85,00 | 43 010,00 | 0,57% |
Сахалинский АО | 620,20 | 54,00 | 33 490,80 | 0,44% |
Карелия | 775,20 | 41,00 | 31 783,20 | 0,42% |
Камчатская | 402,40 | 71,00 | 28 570,40 | 0,38% |
Магаданская | 252,00 | 49,00 | 12 348,00 | 0,16% |
Коми-Пермяцкая | 152,40 | 50,00 | 7 620,00 | 0,10% |
Чукотская | 87,30 | 30,00 | 2 619,00 | 0,03% |
Остальные области | 108 138,10 | н/д | 3 998 666,60 | 53,07% |
Россия, всего | 144 900,00 | 52,00 | 7 534 800,00 | 100,00% |
Источник:
Госкомстат РФ, оценка e-commerce.
При вычислении покупательной способности населения России в целом и по регионам были использованы официальные данные Госкомстата РФ. Реальное положение может отличаться в сторону увеличения. Поэтому оценка, представленная в Табл. 7 может считаться нижней границей покупательной способности россиян.
Итак,
совокупная покупательная способность
россиян 7,5 млрд. долл. в год.
Классификация российских интернет-магазинов
Классифицировать российские интернет-магазины можно по различным критериям. Наиболее интересной классификацией является классификация по модели бизнеса.
Среди
методов розничной продажи
В
свою очередь классификация
По отношению с поставщиками:
Таблица 3.2.2.7
Достоинства
и недостатки различных
систем и моделей
ведения розничной
электронной торговли.
Модель | Достоинства | Недостатки |
Интернет-магазины Торговый ряды и универмаги |
|
|
Представительство оффлайнового бизнеса | Дешевое решение |
|
По договорам с поставщиками |
|
|
Классификация по товарному ассортименту.
Рис.
3.2.2.10. Классификация интернет-
Анализ конкурентной среды
Если поделить недельную активную аудиторию Интернет-магазинов на количество работающих магазинов, то получится , что на каждый магазин приходится чуть более 100 человек в неделю. В такой ситуации нужно находиться только в числе первых. Поэтому одним из приоритетных направлений конкурентной борьбы среди интернет-магазинов всегда будет оставаться борьба за количество посетителей и узнаваемость торговой марки.
Наличие удачного брэнда помогает не только увеличить эффективность взаимодействия с клиентами, рекламодателями, поставщиками и инвесторами, но и увеличить кредит доверия потенциальных клиентов. В Сети существует достаточно широкий выбор, конкурирующие проекты находятся на расстоянии одного клика друг от друга - все это увеличивает важность наличия самого брэнда и лояльного отношения к нему пользователей.
Качественно конкурентов любого интернет-магазина можно разделить на 2 категории: это розничный оффлайновый бизнес и чисто виртуальные магазины.
До недавнего времени большинство более или менее крупных оффлайновых продавцов не интересовались возможностями интернет-торговли. Объемы продаж через Интернет были несравнимо малы с их собственными оборотами. С целью диверсификации и расширения рынков сбыта начинали свой бизнес в Сети мелкие и средние оффлайновые компании.
Однако в последнее время крупные оффлайновые игроки начинают выходить на электронный рынок, и в ближайшем будущем, будут иметь все основания занять на нем первые позиции.
Лидерами на рынке в настоящее время являются магазины, объединившиеся в холдинги. Минимизировав таким образом издержки, они уже в прошлом году составили большую долю оборота всего рынка. Например, оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru), который объединил вокруг себя 11 магазинов и одну торговую площадку, за прошедший год достиг 16,3 млн. долл., что составляет порядка 30% совокупного оборота российских интернет-магазинов.
В силу абсолютной непрозрачности рынка, определить остальные доли, которые занимают интернет-магазины, не представляется возможным. В последнее время в прессе интернет-магазины стали публиковать отдельные финансовые показатели и результаты своей деятельности. К сожалению, проверить эти данные нельзя. Поэтому определение основных игроков на рынке сводилось к оценке известности ресурса по публикуемым рейтингам и частоте упоминания в СМИ.
Аудит текущих конкурентов.
Провести всесторонний анализ всех существующих и реально работающих интернет-магазинов невозможно. Но отдельные игроки на рынке заслуживают наибольшего внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендует на роль лидеров.
Таблица 3.2.2.8
Основные участники рынка.
Категория участников | Название участника |
Холдинги | eHouse, eSeller |
Торговые ряды | EcomAport, Otvet.ru, Torg.ru |
Интернет-магазины: | XXL, StroyShop.ru, Ozon, CDLand, 24x7,Co@Libri, Intershop, Библио-глобус, Библион |
Потребительские энциклопедии | Podberi.ru, Яндекс-Гуру |
Опасность появления новых конкурентов.
Насколько сложно в настоящее время начать деятельность в интернет?
Большинство игроков на рынке не получают прибыли. Их основной задачей было "вхождение в рынок". Открытие электронного магазина все еще не является очень дорогим удовольствием, несмотря на то, что "порог входа" в интернет становится выше (по разным оценкам стоимость его увеличивается от 50% до 100% в год). И, если возможность "вхождения в рынок" сохраняется, то для того, чтобы закрепиться на нем и конкурировать с его другими участниками, уже недостаточно просто оформить Web-сайт и привлечь посетителей.
Сейчас необходимо не только занять нишу, но и бороться за долю на рынке, совершенствовать проект, привлекать новых и удерживать старых клиентов.
Таким
образом, можно говорить о том, что
на рынке розничных интернет-
В текущем году основная конкурентная борьба развернется между крупными игроками. Мелкие и средние представители оффлайновой торговли смогут найти свою нишу, пополняя товарное предложение уникальными и специализированными товарами.
Проблемы интернет-магазинов
Инфраструктура розничной интернет-торговли еще не сформирована: отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы онлайновых микроплатежей, большинство российских пользователей так и не стали доверять покупкам через интернет-магазины.
Общие проблемы российского Интернета ограничивают возможности электронной торговли: низкая степень распространения Интернета среди населения, низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине и т.д.
Но справедливо будет заметить, что эти глобальные проблемы волновали небольшое число предпринимателей. За прошедший год, несмотря на большие обороты, практически никто, за исключением единиц, не занимался и не стремился заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов была не организация эффективной модели бизнеса, а в лучшем случае стремление занять место в новой развивающейся экономике и ждать результатов или просто получить прибыль за счет раздувания спекулятивных ожиданий на рынке.
Таблица 3.2.2.9
Проблемы российских интернет-магазинов.
Проблема | Причина | Следствие |
Отсутствие стратегии развития. | Создавались для последующей продажи | Не выживут, т.к. не смогут получить инвестиции |
Неквалифицированный менеджмент: отсутствие опытных менеджеров по продажам, логистиков, маркетологов. | Внимание уделялось непосредственно Интернету, а не торговле как таковой. | Реальный бизнес на низком уровне. Неполное описание товара, нарушение сроков поставки, безответственное отношение к покупателям. |
Низкий уровень обслуживания | Отсутствие профессиональных услуг доставки, логистики. Ошибки в маркетинге, не думают о клиентах. | Потеря потенциальных покупателей. |
Отсутствие нормативной и законодательной базы. | Недостаточное внимание со стороны государства | Недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития. Несоответствие правилам продажи. Например, отсутствие сертификатов. |
Недоверие со стороны оптовых поставщиков | Отсутствие собственных основных фондов, постоянная смена юридического лица в целях минимизации налогообложения, небольшой товарооборот и отсутствие больших складских помещений. | Цены иногда выше, чем в оффлайновых магазинах. |
Мало
используются возможности имеющихся
онлайновых платежных систем
Скудное товарное предложение |
Незащищенность
клиентов и магазинов от мошенничества,
низкая степень распространения кредитных
карт среди населения, возможность контроля,
т.к. расчеты происходят с реальных счетов.
Для поддержания ассортимента необходимо работать со многими поставщиками. |
Увеличение
сроков оборачиваемости капитала, при
больших оборотах и продаже дорогостоящего
товара возникнет вопрос об инкассации
выручки от покупателя до магазина. Потеря потенциальных клиентов |