Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:08, дипломная работа
Целью работы является исследование основных тенденций развития интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.
Введение.....................................................................................................................8
Глава 1. Интернет-экономика...................................................................................9
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе.......9
1.2 Инвестиции в Интернет-экономике............................................................10
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-бизнес.........................................................................................13
2.1 Две формы интернет-бизнеса......................................................................13
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса.................................................................16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и роста..........22
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновение в различные сферы деятельности...........................................23
3.2 Формы электронной торговли.....................................................................24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире.........................................24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С...................................66
3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы..........................................................................................................................75
4.2 Рост экспортного капитала..........................................................................76
4.3 Расширение видов деятельности................................................................76
4.4 Преимущества для государственного бюджета........................................78
4.4 Налогообложение электронной торговли..................................................78
4.4.1 Налог на прибыль................................................................................79
4.4.2 Косвенные налоги (НДС)....................................................................85
4.4.3 Таможенные пошлины........................................................................86
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая инфраструктура...................................................................89
Заключение................................................................................................................92
Список используемых источников.........................................................................95
Налоговый рай и трансфертное ценообразование
Правительства
многих стран выражают озабоченность
в связи с созданием в
Первой и наиболее важной мерой для исключения возможности уклонения от уплаты налогов является определение ПП, как обсуждалось выше. Правила определения ПП, окончательно сформулированные ОЭСР, будут являться стандартом, который позволит разным странам сформировать свою собственную позицию и обеспечивать ее соответствие этому стандарту. Различие заключается в том, что большинство стран, считающихся налоговым раем, не заключало договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами, а компании таких стран подчиняются законодательству стран, в которых они осуществляют деятельность. Ввиду того, что согласно правилам ОЭСР налоги должны распределяться на наиболее справедливой основе, для России и других стран будет целесообразно применять такие правила у себя.
Независимо от того, осуществляет компания свою деятельность из налогового рая или нет, она облагается налогами, если подпадает под действие этих правил. Много других мер, применяемых к оффшорным компаниям, предусматривает фактическое учреждение компании и осуществление ею своей деятельности в небольшой стране, являющееся налоговом раем.
Другим важным вопросом, который касается налогового рая, является предоставление прав на интеллектуальную собственность ("ИС") оффшорной компании. Обычное планирование, позволяющее владеть правами собственности на ИС в юрисдикции с невысокими налогами, предусматривает возможность исключения через выплату лицензионного платежа значительной части прибыли, относящейся к странам, в которых осуществляется деятельность. Однако, поскольку большинство стран, являющихся налоговым раем, не заключало договоров об освобождении от двойного налогообложения с другими странами, взимание с лицензионного платежа налога, удерживаемого у источника, является основным препятствием для создания такой структуры.
Кроме того, правила трансфертного ценообразования должны регулировать разрешенный уровень лицензионного платежа. Если ИС создается в стране с правилами трансфертного ценообразования, соответствующий налог обычно взимается с продажи ИС при ее передаче в страну, являющуюся налоговым раем.
В
целом, заключение электронных торговых
сделок в налоговом рае не представляет
собой существенной повышенной опасности
для налоговой системы России.
Как указано в следующем
4.4.2 Косвенные налоги (НДС)
Несмотря на неоспоримое значение для экономики налога на прибыль компаний, осуществляющих активную электронную торговлю, этот налог не может рассматриваться как механизм, имеющий наиболее значительный потенциал. Поскольку электронная торговля дает возможность доступа российских граждан к продукции и услугам поставщиков всего мира, существуют огромные возможности для взимания НДС с конечных потребителей. Поскольку российская система взимания НДС очень похожа на систему, принятую в ЕС, Россия должна быть особенно заинтересована в предложениях Европейской комиссии ("ЕК"). ЕК выступает за то, чтобы НДС взимался во всех странах только с потребителей.
Такая система представляется целесообразной, ее поддерживают другие страны, не являющиеся участниками ЕС, а также ОЭСР, существует проблема в ее применении. В целом, операции типа "Предприятие-Предприятие" не вызывают проблем, поскольку существует надежный контроль выполнения большинства требований о регистрации хозяйственной деятельности для целей взимания НДС и самообложения налогом. Однако, взимание НДС с физических лиц при покупке ими товаров и услуг через Интернет представляет собой гораздо более сложную проблему, на которую сложно дать однозначный ответ. Одно из основных предложений ЕС заключается в том, чтобы потребовать от всех поставщиков, находящихся за пределами ЕС, зарегистрироваться для целей взимания НДС по крайней мере в одной стране-участнице ЕС. В таком случае, поставщик будет нести ответственность за удержание и уплату НДС в адрес ЕС со всех продаж на территории ЕС.
ОЭСР и ЕС продолжают изучать этот вопрос и намерены принять глобальную программу действий. В основе предлагаемой ЕС системы лежат следующие основные принципы:
Вероятнее
всего ЕС и ОЭСР достигнут договоренности
по этим принципам. Россия сможет сохранить
базу налогообложения и продолжать
стимулировать развитие электронной торговли,
если по окончании разработки законов,
они будут соответствовать этим новым
принципам. В настоящее время существуют
проекты новых законов, которые касаются
обложения НДС определенных видов товара,
например, музыкальных произведений, которые
можно легко приобрести на электронных
носителях. По своей сути эти законы не
существенно отличаются от уже принятых
во многих странах законов. Однако, исполнение
этих законов сопряжено с проблемами,
для разрешения которых России следует
присоединиться к другим странам.
4.4.3 Таможенные пошлины
Как и в большинстве стран, при поставке товаров из другой страны в Россию, такие товары обычно облагаются таможенной пошлиной при их пересечении границы. Однако, Интернет и электронная торговля позволяют получать многие товары, такие как музыкальные произведения, книги и программное обеспечение в электронной форме. В настоящее время не существует какой-либо системы для взимания таможенных пошлин с товаров, поставленных в электронном виде, хотя при физической поставке такие товары облагаются таможенной пошлиной. Согласно российским законам пересечение товарами "электронной границы" регулируется таможенным законодательством; однако, не существует даже какой-либо методики для отслеживания такого вида импорта. В то же самое время, международное сообщество твердо стоит на той позиции, что новые налоги не должны вводиться применительно к электронным торговым сделкам. Как же логически объяснить тот факт, что одни и те же правительства и организации считают, что к электронной торговле должны применяться те же принципы, что и к неэлектронным сделкам?
Правительство США выступало в качестве наиболее активного сторонника отмены таможенных пошлин и тарифов во всех странах. Многие другие страны, включая страны-члены ОЭСР и ВТО, присоединились к США в отношении того, что электронная торговля должна быть освобождена от новых форм налогообложения, в том числе, таможенных тарифов. Кроме того, сложилось единое мнение о том, что сокращение или отмена торговых тарифов будет только способствовать развитию международной торговли и выгоде для всех стран. Однако, существует противоположная точка зрения, которую разделяют в основном развивающиеся страны, которые считают, что их промышленности будет нанесен ущерб, если свободная торговля будет разрешена до того, как они станут конкурентоспособными на мировых рынках.
Наиболее
целесообразно для начала отменить
таможенные пошлины на физические товары,
которые могут быть также поставлены
через Интернет бесплатно. Отслеживание
электронной поставки таких товаров является
чрезвычайно тяжелой и дорогостоящей
процедурой, что, кроме того, противоречит
сложившемуся единому мнению международного
сообщества по этому вопросу. В то же время
другие страны и деловые круги будут более
благожелательно относиться к России
в случае отмены ею тарифов на аналогичные
физические товары. При наличии возможности
выбора бестарифного способа поставки
товаров вероятнее всего, что такие тарифы
будут постепенно уменьшаться в любом
случае. Кроме того, это такие действия
склонили бы транснациональные компании
рассмотреть возможность вложения средств
в электронную торговлю на более широком
международном уровне. ОЭСР, ВТО и ЕС продолжат
изучение этого вопроса и, вероятно, выступят
за дальнейшее уменьшение тарифов на все
товары. Этот вопрос требует более конкретного
подхода в каждой стране по сравнению
с другими вопросами, относящимися к электронной
торговле. Тем не менее, Россия имеет возможность
проявить инициативу и снизить тарифы
в соответствии с международными тенденциями.
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли
Налогообложение должно не препятствовать электронной торговле, а скорее служить созданию более благоприятного климата для ее развития. Многие ведущие страны и организации приняли следующие основные принципы налогообложения электронной торговли:
Ввиду
того, что большинство стран
Для
получения вышеуказанных
Глава 5. Техническая инфраструктура
Безопасная и надежная связь с Интернетом - основное условие развития электронной торговли. Чем шире доступ к сети, тем больше перспективы роста и выгоды электронной торговли.
Рассматривая телефонную и информационную сети как общегосударственную инфраструктуру, становится ясно, что государство играет определенную роль в ее развитии. Однако, эти сети весьма капиталоемки, и государство не может позволить себе такие вложения. Поэтому оно должно ограничить свое участие только деятельностью по обеспечению условий инвестирования другими лицами в развитие национальной сети Интернет. При наличии спроса поток средств в эту область возникнет естественным образом, как это произошло по всему миру, но только при отсутствии искусственных преград на его пути.