Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:08, дипломная работа
Целью работы является исследование основных тенденций развития интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.
Введение.....................................................................................................................8
Глава 1. Интернет-экономика...................................................................................9
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе.......9
1.2 Инвестиции в Интернет-экономике............................................................10
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-бизнес.........................................................................................13
2.1 Две формы интернет-бизнеса......................................................................13
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса.................................................................16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и роста..........22
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновение в различные сферы деятельности...........................................23
3.2 Формы электронной торговли.....................................................................24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире.........................................24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С...................................66
3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы..........................................................................................................................75
4.2 Рост экспортного капитала..........................................................................76
4.3 Расширение видов деятельности................................................................76
4.4 Преимущества для государственного бюджета........................................78
4.4 Налогообложение электронной торговли..................................................78
4.4.1 Налог на прибыль................................................................................79
4.4.2 Косвенные налоги (НДС)....................................................................85
4.4.3 Таможенные пошлины........................................................................86
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая инфраструктура...................................................................89
Заключение................................................................................................................92
Список используемых источников.........................................................................95
Электронная
торговля также полезна для
Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для российских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом.
Еще одним положительным моментом для России является то, что электронная торговля позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги. Это облегчит продажу российских услуг, которые до последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с передвижением физических лиц. В итоге российские граждане получат новые рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит больше налогов с физических и юридических лиц и чистой прибыли.
Помимо существенной суммы сделок электронной торговли (которая с учетом наметившихся тенденций в 2001 г. должна в России превысить 6 млн. долл. США ), Интернет-экономика создаст в России значительное количество сопутствующих предприятий. Это вызвано потребностью в аппаратном компьютерном обеспечении и услугах менеджеров, в том числе в обеспечении безопасности, выставления счетов, бухгалтерского обеспечения и обслуживании клиентов.
Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, уклонение от налогообложения, несоблюдение конфиденциальности, нарушение прав интеллектуальной собственности, хотя эти риски характерны и не только для электронной торговли.
Несмотря
на то, что эти риски реальны и потенциально
они могут осложниться по мере развития
электронной торговли, в настоящее время
компаниям и правительствам разных стран
удается регулировать их таким образом,
который не дает разрушить электронную
торговлю. Правительства и частные лица
во всем мире формируют коалиции с целью
совместной выработки соответствующих
решений для урегулирования потенциальных
угроз электронной торговле.
4.4 Преимущества для государственного бюджета
Целью развития экономической структуры России является создание более широкой базы получения доходов. По мере того как участие России в электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы расширить базу налогообложения, России предстоит разрешить еще много вопросов. Первым из них является вопрос о поддержании тонкого баланса между сохранением базы налогообложения при наличии неотслеживаемых электронных сделок и одновременным стимулированием развития электронной торговли на местном уровне.
Феномен
электронной торговли повлек за собой
целый блок налоговых вопросов международного
характера. Государства быстро осознали,
что применение электронных сделок создает
много трудностей для действующих налоговых
органов ввиду анонимности электронной
торговли, отсутствия возможности отследить
сделки, а также пресечения границ с помощью
телефонных линий. Многие государства
предприняли меры против потенциального
снижения налоговых поступлений, и многие
занимаются изучением данного вопроса.
Несмотря на то, что эти проблемы пока
еще далеки от разрешения, большинство
из них четко определены, и международные
организации, такие как Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывают
рекомендации глобального характера.
4.5 Налогообложение электронной торговли
ОЭСР, США, Великобритания и ЕС разработали и утвердили четыре основных принципа, а именно:
С
учетом четырех вышеизложенных принципов
следующим шагом для России должно
стать изучение действующих налогов
и схем налогообложения в той
мере, в какой это касается электронной
торговли. Далее приводятся сведения о
различных видах налогов и некоторые предложения
относительно возможных мер.
4.5.1 Налог на прибыль
Внутренние аспекты:
Характеристика доходов
Исключительно с точки зрения национального законодательства проблем с налогообложением электронной торговли не так уж и много. Если и покупатель и продавец находятся в России, то согласно действующим правилам налогообложения легко определяется сумма дохода и прибыли, полученных и облагаемых налогом. Одним из более сложных вопросов является вопрос классификации некоторых сделок, заключаемых в процессе электронной торговли, в тех случаях, когда порядок налогообложения зависит от такой классификации. Например, так как многие сделки, заключаемые в рамках электронной торговли, касаются продажи товаров, традиционных услуг или идентифицируемого программного обеспечения, передаваемого через Интернет, новые страницы сети разрабатываются с учетом взимания с потребителей платы уже за доступ к информации. Учитывая, что большая часть российской системы налогообложения основана на налогообложении "товаров, работ или услуг", данный вопрос вряд ли вызовет какие-либо существенные проблемы.
Реклама
Значительная часть направления "предприятие - потребитель" в Интернете основана на доходах от рекламы. Ввиду того, что большинство физических лиц, имеющих доступ в Интернет просто "просматривают" сеть или "путешествуют" по ней, при этом фактически не делая через Интернет каких-либо покупок, многие популярные страницы сети выживают только за счет рекламы. Как правило такая реклама дается в форме размещаемых на них рекламных "баннеров". Тем не менее, в России существует еще одна проблема, характерная только для Интернет-экономики.
Действующие ограничения на вычет расходов на рекламу и дополнительное налогообложение рекламы в России может значительно затруднить развитие некоторых потенциальных направлений деятельности. Так как в настоящее время российское правительство пересматривает эти нормы на основе предложений делового сообщества, в круг рассматриваемых вопросов необходимо включить и данную проблему.
Международные аспекты:
Международные аспекты налога на прибыль являются еще более актуальными. Электронная торговля, в силу своего глобального характера, фактически во многом игнорирует государственные границы. Соответственно, возникает ряд вопросов, на которые следует обратить внимание применительно к проблеме защиты и увеличения российской базы налогообложения.
Постоянные представительства
Одним из наиболее важных вопросов является о том, будет ли в России взиматься налог на прибыль с иностранных компаний, занимающихся продажей товаров, работ или услуг в России через Интернет. Исходя из принципов российского законодательства, в данной ситуации вряд ли будет взиматься налог на прибыль или налог с оборота. Далее следует вопрос: должны ли взиматься такие налоги?
Как большинство других стран, Россия обращается к своим многочисленным международным договорам о налогообложении, когда ей требуется принять решение о том, подлежат или нет доходы юридического лица налогообложению, если они получены его постоянным представительством ("ПП").
Поскольку составленный ОЭСД Типовой договор о налогообложении не был ранее пересмотрен с учетом электронной торговли, то на основе большинства международных договоров о налогообложении, основанных на Типовом договоре, принять такое решение представляется трудным. В соответствии с согласованными принципами электронной торговли для получения ответа необходимо применить к электронной торговле существующие международные правила налогообложения. В настоящее время ОЭСД уделяет огромное внимание этому вопросу и выпустило первый проект комментариев в ноябре 1999 г. Целью этого документа является разъяснение Статьи 5 Типового договора о налогообложении применительно к электронным торговым сделкам, что не исключает возможности внесения незначительных изменений в формулировки.
Основные положения комментариев, представленных в ноябрьском проекте, сводятся к следующему:
ОЭСР утвердила первый проект комментариев и по мере необходимости будет разрабатывать новые комментарии. С учетом необходимости разъяснения некоторых неясных положений, международная общественность уверена в том, что ОЭСР проводит надлежащую работу в рамках разработанного ею типового договора. В той же мере, в которой налогообложение традиционных международных сделок регулируется соответствующими договорами, налогообложение электронных сделок должно осуществляться повсеместно на последовательной основе, позволяющей свести к минимуму преимущества тех или иных стран или избежать двойного налогообложения. России следует взять на вооружение рекомендации ОЭСР по ПП, которые будут окончательно разработаны в конце этого года.
Характеристика дохода
Как указывалось ранее, электронная торговля создает совершенно новый ассортимент "продукции", который продолжает расширяться и не всегда подлежит традиционной классификации. С точки зрения международного налогообложения наиболее сложная проблема возникает в тех случаях, когда платеж можно рассматривать как лицензионный платеж в отличие от покупки товаров или услуг. Многие электронные торговые сделки трудно отнести к тому или иному классу, например, регулярные платежи за использование информации или доступ к ней. Поскольку лицензионные платежи, как правило, облагаются налогом у источника, который в большинстве стран взимается с получателя платежа, то двойное налогообложение представляет собой существенную проблему. В странах ЕС налоги на лицензионные платежи практически отменены по сделкам, заключаемых на территории ЕС. Однако, вряд ли то же самое произойдет в ближайшем будущем в остальных странах мира, что создает возможность различного подхода к решению вопроса о налогообложении электронных торговых сделок в разных странах и, следовательно, возможность двойного налогообложения.
Один специальный вопрос о классификации электронных сделок возник до начала обсуждения электронной торговли и получил некоторое разъяснение в 1992 г., когда ОЭСР предоставила свои комментарии по поводу налогообложения лицензионных платежей за использование программного обеспечения. ОЭСД изначально проводит различие между продажей программного обеспечения в рамках лицензии, предоставленной одному пользователю или ограниченному числу пользователей, с одной стороны, и продажей лицензии на копирование и распространение интеллектуальной собственности, к которой относится программное обеспечение, с другой стороны. Последний случай рассматривается как лицензионный платеж, в то время как первый считается сделкой купли-продажи, которая не должна облагаться налогом, взимаемым у источника дохода. Данный принцип может быть использован для классификации многочисленных видов электронных торговых сделок. При этом, России следует рассмотреть вопрос о внесении некоторых специальных дополнений в свои договоры об избежании двойного налогообложения, что уже было сделано рядом других стран. Возможность обмена между странами программным обеспечением без необычных затрат на уплату налогов имеет большое значение для развития сети Интернет в России, поскольку там имеется много опытных разработчиков компьютерных программ, которым для ведения успешной и прибыльной деятельности необходим доступ к глобальному рынку. ОЭСР продолжает изучать этот вопрос применительно к электронным торговым сделкам и надеется, что ее рекомендации будут приняты на вооружение мировым сообществом.