Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:08, дипломная работа
Целью работы является исследование основных тенденций развития интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.
Введение.....................................................................................................................8
Глава 1. Интернет-экономика...................................................................................9
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе.......9
1.2 Инвестиции в Интернет-экономике............................................................10
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-бизнес.........................................................................................13
2.1 Две формы интернет-бизнеса......................................................................13
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса.................................................................16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и роста..........22
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновение в различные сферы деятельности...........................................23
3.2 Формы электронной торговли.....................................................................24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире.........................................24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С...................................66
3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы..........................................................................................................................75
4.2 Рост экспортного капитала..........................................................................76
4.3 Расширение видов деятельности................................................................76
4.4 Преимущества для государственного бюджета........................................78
4.4 Налогообложение электронной торговли..................................................78
4.4.1 Налог на прибыль................................................................................79
4.4.2 Косвенные налоги (НДС)....................................................................85
4.4.3 Таможенные пошлины........................................................................86
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая инфраструктура...................................................................89
Заключение................................................................................................................92
Список используемых источников.........................................................................95
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса
Основными инструментами Интернет-бизнеса в отношении малого и среднего бизнеса России являются:
Корпоративный
веб-сайт - информационная страница
с данными о компании, проекте, товарах
и услугах, видах деятельности, предложениях
по сотрудничеству.
Функциональность:
Результаты:
Интернет-магазин - витрина онлайнового или традиционного бизнеса, на которой размещается предложение товаров и услуг для их дальнейшей реализации. Интернет-магазин может также являться частью корпоративного веб-сайта. Функциональность:
Результаты:
Интернет-аукцион - торговая витрина, через которую пользователь может продать любой товар. Заработок владельца такого аукциона - комиссионные со сделки. Может являться частью Интернет-магазина, который, в свою очередь, может являться частью корпоративного веб-сайта. Функциональность:
Результаты:
Информационный корпоративный портал - сложная информационная система компании, аккумулирующая в себе большинство бизнес-процессов и информационных потоков компании. Может быть создан на основе корпоративного веб-сайта и интегрирован с интернет-магазином. Функциональность:
Результаты:
Интернет-биржа - торговая площадка, через которую предприятия ведут торговлю товарами и услугами. Заработок владельца - комиссионные или, если в каждой сделке владелец является продавцом или покупателем, сокращение издержек. Площадки бывают одноотраслевыми и много отраслевыми. Интернет-Биржа может быть создана на основе корпоративного информационного портала, Интернет-магазина и Интернет-аукциона. Функциональность:
Результаты:
Технологии
Интернет-биржи позволяют Интернет-Маркетинг - эффективнейший и важнейший инструмент Интернет-бизнеса. Функциональность:
Результаты:
Преимущества перед традиционным маркетингом:
Важно
учесть, что Интернет-маркетинг не
конкурент традиционного |
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире
Современные тенденции развития этого нового сектора экономики - интернет-бизнеса – являются весьма перспективными, его роль в мировой и национальной экономике возрастает. Ситуация с бурным развитием интернет-рынка в России повторяет ситуацию, сложившуюся на Западе, и прежде всего в Америке. Однако, существует и значительная разница, которая заключается в том, что на данный момент Россия – страна, недостаточно компьютеризированная на уровне персональных пользователей. По данным американских исследований, электронная торговля товарами народного потребления является выгодной при условии, что пользователями Сети являются 12% населения страны. Что касается количества российских пользователей Сети , то их численность на данный момент составляет около двух миллионов, то есть, чуть больше 1%. Этот показатель слишком мал для того, чтобы можно было говорить о выгодности электронной коммерции. В этом и заключается причина отставания России и других стран СНГ от экономически развитых стран. Проблема Интернета в России – это очень малое количество пользователей Сети. Для того, чтобы достигнуть тех же сумм по капитализации интернет-проектов, что и в западных развитых странах, количество пользователей Интернета в России должно составить 20-25 млн. человек.
Ниже рассмотрим показатели развития интернет-бизнеса в США и России.
Статистические данные по США:
По
данным компании Arthur Andersen, 88% малых и
средних предприятий в
Использование Интернета руководителями малого и среднего бизнеса остается прежним: электронная почта и исследовательские продукты. Продажа продуктов и услуг увеличилась более чем вдвое, подскочив до 23% с 11% в прошлом году.
Динамика
роста оборота электронной
1999г. - 100 млрд.долл.
2000г. - 300 млрд.долл.
2001г. - 500 млрд.долл.
2002г. - 900 млрд.долл.
2003г. - 1400 млрд.долл.
Российский интернет-бизнес.
По данным компании Brunswick Warburg, оборот электронной торговли между предприятиями России составил:
1999 г. - 40 млн.долл.
2000 г. - 150 млн.долл.
2001 г. - 1 млрд.долл.
2002 г. - 2 млрд.долл.
2003 г. - 4,2 млрд.долл.
Т.е., показатели, характеризующие динамику развития электронной торговли в России, на несколько порядков ниже американских.
Аудитория: по данным исследовательской компании "КОМКОН-2" аудитория Рунета составляет 2 млн.пользователей, ежегодный прирост составляет 40-60%.
Количество интернет-магазинов:
500-600
Количество интернет-аукционов: 20-30
Количество интернет-бирж: 20-25
Количество корпоративных веб-представительств:
25000-30000
Количество корпоративных информационных
порталов: 500-1000
К "электронной торговле" в широком смысле (сфере цифрового хозяйства) относятся:
Эти
элементы цифрового хозяйства, генерируя
все большую часть совокупного
всемирного продукта, могут, в конце
концов, привести к значительному
изменению существующего делового
окружения. Особую роль может сыграть
тот факт, что накладные расходы на коммуникацию
по каналам современных сетей цифровой
связи (прежде всего, сообщества Internet)
очень незначительны, и, как следствие,
глобальные рынки открываются для
малого и среднего бизнеса, что может
радикально повысить конкурентность и
разнообразие предложения на ряде рынков.
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее проникновение в различные сферы деятельности
Электронная торговля не является новым явлением. В целом электронная торговля может быть определена как осуществление сделок (т.е. покупка и продажа товаров и услуг или переговоры относительно покупки и продажи) с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети. На протяжении многих лет компании обменивались деловой информацией с помощью различных сетей связи, но все они были частными сетями. Интернет дал возможность внедрить электронную торговлю в комплексную сеть коммерческой деятельности, осуществляемой в мировом масштабе между постоянно увеличивающимся количеством участников (как корпоративных, так и частных лиц, известных и неизвестных). Для традиционной электронной торговли сеть является средством передачи данных; для электронной торговли через Интернет, сеть является рынком осуществления сделок.
Электронная
торговля не ограничивается сферой бизнеса.
Она также существенно меняет
порядок осуществления
Согласно
результатам широкомасштабного
исследования, проведенного в США
Университетом штата Техас и
компанией "Cisco Systems Inc." только в 1999
г. объем оборота в сфере
3.2 Формы электронной торговли
Экономическая
деятельность, осуществляемая через
Интернет, в основном можно классифицировать
по четырем направлениям: "Предприятие
- Предприятие" (B2B), "Предприятие -
Потребитель" (В2С), "Потребитель -
Потребитель" (С2С) и "Потребитель-Предприятие"
(С2В). Такая систематизация позволяет
более точно оценить преимущества и сложности
электронной торговли для адекватной
реакции.
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире
Предприятие - Предприятие (B2B) имеет место, когда два предприятия осуществляют сделки через Интернет. Например, два предприятия могут через Интернет направлять предложения о заключении сделок, получать котировки от своих поставщиков, заключать контракты, получать и оплачивать счета. Данное направление, возможно, является самой перспективной сферой электронной торговли в России. В рамках внутреннего рынка данное направление поможет создать новые коммерческие связи между российскими производителями, а также значительно облегчит процесс приобретения материалов и оборудования российскими предприятиями друг у друга по сравнению с импортированием тех же материалов и оборудования из-за рубежа. На международном уровне это позволит российским производителям более активно участвовать в мировом рынке.
Рассмотрим основные проблемы, связанные с развитием этого направления бизнеса в России, учитывая опыт зарубежных стран и наметившиеся новые тенденции в этом направлении.
Резкий спад интереса к интернету стал временем "естественного отбора" для всех проектов, занятых в сфере электронного бизнеса, в том числе и в России. Одной из немногих интернет-технологий, в будущем которой, тем не менее, мало кто сомневается, является сетевое взаимодействие предприятий по типу "бизнес - бизнес" (В2В). Но и здесь актуальность получает очень простая формула - 2ВВ - To Be Business (быть бизнесом), когда вдохновляющие радужные прогнозы будущих прибылей и захвата рынков сменяются повседневной битвой за сохранение текущей прибыльности. Анализ эволюции В2В сайтов за рубежом позволит избежать начинающим интернет-предприятиям (к которым относятся большинство российских проектов) многих трудностей.
В эпоху интернет-бума мало кто говорил о различиях используемых компаниями интернет-технологий. Дружно и без разбора росли акции компаний электронной розничной торговли, хостинговых-проектов и В2В площадок. С наступлением "возврата к реальности" акценты стали расставлять куда более детально. Оказалось, что популярные "народные" технологии В2С имеют куда меньшие перспективы, чем проекты В2В. Разница в весе оказалась весьма ощутимой.
Рис. 3.2.1.1
Рис. 3.2.1.2
В отличие от Соединенных штатов, в которых электронный бизнес почти насильно накачивали легкими деньгами, в России инвестиционный дождь был крайне непродолжительным. "Зеленая" весна 2000 года, сменилась холодной инвестиционной зимой 2001. Благо, что в период моды на интернет в некоторых отраслях экономики уже удалось создать полноценные торговые площадки В2В. Тем не менее, многие хозяйственные сферы не успели обзавестись таковыми, хотя интеграция их бизнеса с Сетью имеет значительный потенциал. Основываясь на том, что эволюция освоения электронных технологий в России в основном соответствуют общемировым тенденциям, для оценки перспектив отечественных В2В площадок в тех или иных отраслях можно использовать американские данные (см. рис. 3.2.1.3 ).