Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:08, дипломная работа
Целью работы является исследование основных тенденций развития интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.
Введение.....................................................................................................................8
Глава 1. Интернет-экономика...................................................................................9
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе.......9
1.2 Инвестиции в Интернет-экономике............................................................10
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-бизнес.........................................................................................13
2.1 Две формы интернет-бизнеса......................................................................13
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса.................................................................16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и роста..........22
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновение в различные сферы деятельности...........................................23
3.2 Формы электронной торговли.....................................................................24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире.........................................24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С...................................66
3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы..........................................................................................................................75
4.2 Рост экспортного капитала..........................................................................76
4.3 Расширение видов деятельности................................................................76
4.4 Преимущества для государственного бюджета........................................78
4.4 Налогообложение электронной торговли..................................................78
4.4.1 Налог на прибыль................................................................................79
4.4.2 Косвенные налоги (НДС)....................................................................85
4.4.3 Таможенные пошлины........................................................................86
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая инфраструктура...................................................................89
Заключение................................................................................................................92
Список используемых источников.........................................................................95
В
России уже достаточно хорошо зарекомендовали
себя площадки на рынках вычислительной
техники и электроники, фармацевтической
продукции, тяжелой промышленности.
В остальных товарных нишах прогресс
электронного бизнеса неочевиден или
вовсе отсутствует: площадки, которые
уже созданы в неупомянутых сегментах,
пока часто не отвечают современным требованиям
сервиса. На основе небольшого опыта проб
и ошибок отечественных и иностранных
В2В проектов можно говорить о своеобразных
мифах, характерных для этого бизнеса.
Рис. 3.2.1.3
Источник Forrester
Research
Первым ошибочным суждением является тезис о том, что переход предприятия к каналам электронного бизнеса не требует никакой переделки оффлайновых бизнес-процессов и может существовать как независимый маркетинговый канал, в целом не влияющий на работу традиционных подразделений предприятия. Понятно, что к подобным выводам руководители российских предприятий приходят отнюдь не от хорошей жизни. Необходимость интернетизации заставляет их открывать данное направление, но недостаток средств часто вынуждает придавать интернету факультативное, второстепенное значение. Будь у предприятий достаточно средств для полной внутренней автоматизации и интеграции в интернете, они, скорее всего, сделали бы это. Но стоимость подобных преобразований и перехода на готовые решения весьма высока.
Так, по оценкам компании Gartner Group, на Западе средние затраты на разработку и ввод в эксплуатацию сайта электронного бизнеса, включая программное обеспечение, оборудование и услуги, составляют 1 млн. долларов, и эти затраты имеют тенденцию к росту на 25% ежегодно. Столь высокие "рамки входа" при создании и поддержании электронных систем В2В заставляют предприятия искать обходные пути. Отсюда происходит второй миф: создание и поддержание системы возможно осуществлять силами собственных штатных программистов.
По словам Бориса Хараса, старшего менеджера отдела консалтинговых услуг в области управления российского отделения компании PriceWaterhouseCoopers, экономия от "самодельных" систем совсем не очевидна и ведет к зависимости от собственных программистов, которые не гарантируют регулярного поддержания работоспособности системы, т.к. в любой момент могут перейти в другую компанию. По данным той же Gartner Group, ни одно из опрошенных предприятий не удержало проект создания собственного сайта в рамках запланированного бюджета, ведь временной период проведения подобных работ может растянуться на много месяцев, в течение которых меняются как технологии, так и цены. По экспертным оценкам г-на Хараса, соотношение "самодельных" систем и систем, построенных на базе иностранных готовых коммерческих продуктов на российском рынке электронной коммерции по модели В2В составляет 80% и 20% соответственно.
Кроме того, одним из необходимых условий эффективного функционирования торговой площадки В2В является ее независимость от любого из участников торгов. "В противном случае стороны оказываются в неравных условиях и "чужие" предприятия могут справедливо опасаться того, что их интересы будут ущемлены" - отметил специалист PWC.
Согласно прогнозам фирмы Upstream Consulting, оказывающей консультационные услуги в сфере информационных технологий интернет-компаниям и разработчикам программного обеспечения, к 2004 году сумма расходов на создание электронных B2B-бирж достигнет 10,5 млрд. долл. Специалисты утверждают, что B2B-сайты проходят три этапа развития: начальный этап, увеличение объема (транзакций и пользователей) и введение различных усовершенствований. Структура расходов B2B-сайта будет изменяться в зависимости от того, на каком этапе развития он находится. Так, на начальном этапе основная масса денежных средств тратится на новую инфраструктуру и разработку стержневых приложений. Однако на этапе увеличения объема начинают преобладать расходы на интеграцию с партнерами и разработку дополнительных сервисных инструментов. На окончательном этапе владельцы B2B-сайтов концентрируются на повышении степени автоматизации взаимодействия с партнерами и предоставлении им большего спектра услуг.
Третий
миф гласит, что "лучше не спешить,
а подождать, пока другие создадут системы
электронного бизнеса". Ответом на
это заблуждение стало
Сегодня, когда цены акций на высокотехнологичном фондовом рынке в точности следуют английской поговорке "Easy come - easy go", многие руководители стали со скепсисом относится к самой идее интернет-интеграции собственного бизнеса. Очевидно, что подобная увязка результатов спекуляций с ценными бумагами и эффективности информационных технологий вовсе не имеет смысла. Опыт промышленных предприятий всего мира из традиционного сектора ясно свидетельствует, что данные модели дают безусловные конкурентные преимущества благодаря существенному снижению операционных затрат, сокращению времени на обработку заказов, усилению позиций при ведении переговоров с поставщиками и потребителями. Равные возможности благодаря использованию В2В технологий наравне с крупными корпорациями получают и небольшие организации. Остановить процесс интернетизации в данном направлении похоже не удастся, а в условиях замедления мировой экономики, электронные системы помогут смягчить потери участников рынка, оптимизируя их бизнес.
Каковы различия в стартовых условиях для развития В2В между Россией и странами Европы и США? Каковы перспективы внедрения электронных технологий в различных отраслях экономики нашей страны и какие стимулирующие и сдерживающие факторы влияют на процесс интернетизации отечественных предприятий?
В
России стартовые условия для
развития межкорпоративного электронного
бизнеса имеют существенные отличия
по сравнению с ситуацией, сложившей
в Европе и, тем более, в США. С одной
стороны, ряд факторов общеэкономического
и инфраструктурного порядка, характерные
для всех сегментов экономики, существенно
осложняют процесс внедрения электронного
бизнеса в существующую практику хозяйствования,
а с другой - практическая реализация В2В
решений при определенных условиях уже
в среднесрочной перспективе может оказаться
особенно эффективной именно для отечественных
компаний.
На Западе появление электронного бизнеса
стало следствием эволюционных процессов,
происходящих в стабильной "цивилизованной"
экономике, основанных на постепенной
компьютеризации компаний (80-е - начало
90-х гг.), внедрении ими систем комплексной
автоматизации основных бизнес-процессов
(середина 90-х годов) при параллельном
развитии сети Интернет. В этих условиях
появление решений В2В стало логическим
продолжением этих тенденций. В России
же в этот период происходила крайне болезненная
адаптация всех субъектов экономики к
принципиально новой для них рыночной
среде. В этих условиях все усилия компаний
в большинстве случаев были направлены
не на совершенствование и оптимизацию
хозяйственной деятельности, а на поддержание
объемов производства, минимально необходимых
для сохранения предприятия. Как результат,
сложившаяся в настоящее время система
экономических взаимоотношений между
российскими корпорациями пока далека
от практики, принятой в развитых странах.
На сегодняшний день можно выделить ряд
факторов, влияющих на развитие В2В в нашей
стране.
Таблица 3.2.1.1
|
Вышеперечисленные
факторы непосредственно влияют на степень
готовности каждого из сегментов отечественной
промышленности к использованию механизмов
межкорпоративного электронного бизнеса,
которая существенно дифференцируется
в зависимости от конкретной отрасли индустрии.
Для выявления
наиболее перспективных секторов отечественной
индустрии с точки зрения реализации механизмов
В2В в своем исследовании рейтинговое
агентство "Эксперт РА" провело анализ
имеющегося потенциала для ведения межкорпоративного
электронного бизнеса, его возможных форм
и интенсивности развития в следующих
отраслях промышленности:
Данные сегменты отечественной индустрии обеспечивают основной объем промышленного производства в России: на их долю приходится свыше 90% суммарного выпуска продукции. Для сравнительного анализа использовались три основные группы факторов, влияющие на стартовые условия для внедрения В2В решений в отечественную индустрию:
Таблица 3.2.1.2
|
Проведенный
анализ факторов показал, что
в настоящее время ни одна из исследуемых
отраслей в полной мере не готова к использованию
моделей В2В коммерции. В то же время, несмотря
на сохранение в обозримой перспективе
действия общих сдерживающих факторов,
в отдельных сегментах промышленного
производства уже сформировался ряд условий,
благоприятствующих проведению коммерческих
транзакций между основными участниками
рынка в сети Интернет, и заметное развитие
электронной торговли принципиально возможно
уже в ближайшем будущем.
Наиболее
близко к использованию B2B решений подошли
крупнейшие компании металлургического
комплекса. Сочетание благоприятных экономических,
инфраструктурных и управленческих факторов
в этой отрасли практически уникально
для российской промышленности, при этом
ведущие металлургические корпорации
уже сейчас серьезно рассматривают возможность
организации электронных торговых площадок
как в России, так и за рубежом (так, в настоящее
время на отечественном рынке функционируют
торговые системы E-metex.ru, Metalltorg.ru и др., работают Europe-steel.com и Metal-Russia.com, предназначенные для
торговли российской продукцией за рубежом).
В ближайшей перспективе можно ожидать,
что именно этот сектор сыграет роль "локомотива"
в развитии межкорпоративного электронного
бизнеса в России.
Современная
ситуация на рынке медицинских препаратов
делает весьма вероятным скорое возникновение
элементов электронного взаимодействия
между фармацевтическим компаниями. Причем
инициаторами создания торговых систем
в этом сегменте могут стать не непосредственные
производители, большинство из которых
пока слишком слабы для реализации таких
схем, а крупные дистрибьюторские корпорации,
оперирующие как с российскими, так и с
импортными препаратами, заинтересованные
в повышении эффективности бизнеса и обладающие
для этого необходимыми ресурсами. Машиностроение,
химический комплекс, лесная и пищевая
промышленность в целом менее готовы к
использованию B2B решений. Их возможности
существенно дифференциируются в зависимости
от конкретной подотрасли.
Отдельно необходимо отметить возможности развития технологий В2В в топливно-энергетическом комплексе. Располагая хорошими стартовыми условиями для развития Интернет бизнеса, эти отрасли в силу специфики их структурной организации в настоящее время обладают ограниченными возможностями для масштабных открытых проектов в области электронного бизнеса в сфере сбыта. Однако, вполне вероятно использование ими элементов В2В-решений во внутрикорпоративном взаимодействии в крупных холдингах, а также использование Интернета для закупок материалов и комплектующих. Кроме того, учитывая их высокий экспортный потенциал, компании нефтяной и газовой промышленности могут быть заинтересованы в организации электронных торговых площадок для экспортных операций. В более отдаленной перспективе, после реализации реформ, намеченных в российской электроэнергетике и в газовой промышленности, возможна организация В2В площадок и в этих российских отраслях.