Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

 

Источник: Социально-экономическое  положение Республики Казахстан. Январь-февраль 2006 года. - Алматы, Комитет по статистике и анализу, 2006, с. 52.

Общий объем технической  помощи, предоставленной Европейским  банком реконструкции и развития (ЕБРР), составляет 3,36 млн долларов. В основном помощь была направлена на проведение исследований для составления ТЭО проектов, которые далее финансируются из займов ЕБРР. В стадии реализации один проект технической помощи на сумму 700 тысяч долларов, который был представлен Минсельхозу для создания отдела подготовки проектов.

ЕБРР предоставил кредит Казахстану по проекту «Развитие  малых и средних предприятий» на сумму 100 млн евро. Соглашение об открытии этой кредитной линии было подписано в конце 1992г. и вступило в силу после ратификации 15 января 1995 г. Кредит предоставлялись через уполномоченные банки, прошедшие проверку ЕБРР (Казкоммерцбанк, Центробанк). На современном этапе в течение 2006 г. в уполномоченных банках также происходит отбор проектов, которые удовлетворяют критериям ЕБРР по новым направлениям развития. В настоящее время ожидается решение ЕБРР об открытии финансирования проектов, прошедших все этапы оценки и отбора. Данное финансирование осуществляется через Фонд поддержки и малого предпринимательства.

У инвестиционного климата  Казахстана есть свои особенности, значительно отличающиеся от других стран, в том числе и России. В России существует закономерность: чем выше потенциал региона, тем ниже риск. В Казахстане же увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом рисков. Разный характер формирования инвестиционного климата можно объяснить рядом причин.

Во-первых, роль государства  в инвестиционном процессе у разных стран различна. В Казахстане государство  более целенаправленно создаёт  благоприятные условия для инвесторов в экономически слабых регионах. 
Во-вторых, важную роль играют различия в экономической структуре регионов России и Казахстана. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Такая структура экономики сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами рисков. В России похожая ситуация складывается в Красноярском крае, Челябинской и Оренбургской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе.

Поскольку Казахстан  является унитарным государством, то правила игры для инвестора определяются на общегосударственном уровне и примерно одинаковы во всех регионах. Следовательно, межрегиональные различия в уровне инвестиционного риска не столь существенны, как в России. Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности наших регионов основное место уделяется инвестиционному потенциалу.

Для одних больше, для  других меньше. В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь, нефтяную.

Наибольшая доля инвестиций была вложена в пять регионов. Эта  так называемые переинвестированные  регионы, из которых четыре - Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская  области - являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка ещё одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций республики.

Напротив, в пятёрку  привлекательных регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (город Алматы, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области) за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана. 
Продолжение такой "справедливой" инвестиционной политики уже в ближайшие годы может увеличить межрегиональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Более того, недоинвестирование в "старопромышленные" регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные.

К тому же, "тиражировать" добывающие отрасли по всей территории республики - это значит, быть сырьевым придатком высокоразвитых стран.

Одним из наиболее привлекательных  регионов в плане инвестиций является Восточно-Казахстанская область. По оценке ЕБРР, по инвестиционному потенциалу ВКО занимает 3-е место в республике, а с учетом рисков, по инвестиционной привлекательности область находится на 10-м месте.

Кстати, на выше названной  конференции ученые отметили, что  научный анализ региональных инвестиционно-экономических проблем - это цивилизованный путь социально-экономического выздоровления любого региона.

Другим таким регионом может стать Актюбинская область. Актюбинская область считается  одним из наиболее развитых индустриальных регионов Казахстана. На территории области находится около 700 предприятий в сфере промышленного производства, более 80 иностранных компаний и совместных предприятий. По объему привлеченных инвестиций регион занимает третье место (5,6%) после Атырауской и Западно-Казахстанской областей. Среди крупных предприятий области АО “СНПС Актобемунайгаз” (добыча углеводородного сырья), АО “Завод хромовых соединений” (производство химической продукции), АО “Феррохром” (производство ферросплавов), ОАО “Донской ГОК” (производство хромовой руды и красного кирпича), АО “Актоберентген” (производство медицинских и промышленных рентгеноаппаратов).

Иностранные инвестиции выступают катализатором развития рыночных отношений в стране. Они позволяют усилить борьбу с монополизмом местного производства19.

Иностранные инвесторы  рассматривают Казахстан в качестве привлекательного рынка по следующим основным причинам:

1) доступ к природным ресурсам;

2) большой потенциал рынка;

3) потенциальный коэффициент прибыли;

4) желание занять место в регионе раньше своих конкурентов;

5) стратегическое расположение Казахстана для бизнеса.

Вопросы создания инвестиционного  климата тесно связаны с проблемой  привлечения иностранных инвестиций в целом. В литературе рассматривается  в рамках понятия инвестиционный климат и понятие инвестиционная активность. 

В литературе под  понятием «инвестиционный климат»  понимается совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов

В рамках  сказанного Государственная инвестиционная политика будет в первую очередь направлена на развитие и поддержку производств, ориентированных на экспорт продукции более высокой степени готовности, способной составить конкуренцию импортным товарам и вытеснить их на внутреннем рынке.

В связи с тем, что  реализация государственной инвестиционной политики зависит от достаточности  финансовых ресурсов, остро встает вопрос о возможности бюджета  обеспечить необходимый объем инвестиций. В сложившейся ситуации назрела необходимость внесения изменений в государственную инвестиционную политику путем отказа от непрозрачной и неэффективной Программы государственных инвестиций (ПГИ) и перехода к разделению бюджета на текущий и капитальный с формированием бюджета развития. Создание бюджета развития и концентрация в нем всех возможных ресурсов для осуществления государственных инвестиций позволит повысить эффективность государственного инвестирования.

Средства бюджета развития могут формироваться за счет льготных внешних займов, внутренних заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг для инвестиционных целей, доходов от приватизации государственного имущества, части налоговых доходов.

Таблица 7. Прогноз государственного бюджета на 2007 – 2009 годы

  в процентах к  ВВП

Наименование 

Прогноз

2007 год

2008 год

2009 год

1

2

3

4

Доходы

22,6

22,8

23,1

Затраты

22,4

22,9

23,3

Операционное сальдо

0,2

-0,1

-0,2

1

2

3

4

Чистое бюджетное кредитование

0,5

0,1

0,1

Бюджетные кредиты

0,6

0,2

0,1

Погашение бюджетных  кредитов

0,1

0,1

0,1

Сальдо по операциям  с финансовыми активами

1,1

0,8

0,2

Приобретение финансовых активов

1,2

0,8

0,3

Поступления от продажи  финансовых активов государства

0,02

0,02

0,01

Дефицит (профицит) бюджета

-1,4

-1,0

-0,5

Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета

1,4

1,0

0,5


 

 На текущий момент, когда  темпы роста внешней задолженности  опережают темпы роста ВВП,  при проведении инвестиционной  политики следует в первую  очередь ориентироваться на собственные имеющиеся ресурсы и использовать их для инвестирования в отечественную экономику.

Об этом свидетельствуют  цифры, предлагаемые в документе  «Итоги социально-экономического развития в Республике Казахстан за 2005-2006 г.г.», подведенные в Астане в 1 квартале 2007 года. Так, в 2006 году рост экономики Казахстана продолжился. По оценке Агентства Республики Казахстан по статистике, производство валового внутреннего продукта за январь-декабрь 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличился на 9,4%.

 

Рисунок 1.  Основные макроэкономические показатели за 2005-2006 гг. (в % к соответствующему периоду прошлого года)

* Источник: Итоги  социально-экономического развития 

Республики Казахстан  2005-2006 г.г.//

Характерным для экономики  Казахстана в последние годы является увеличение спроса со стороны внутреннего  и внешнего рынков на продукцию производителей товаров и услуг. Потребительские  расходы, государственные расходы, инвестиции имеют тенденцию роста.

Объемы инвестиций в основной капитал  за 2006 год составили 2205,2 млрд. тенге  – рекордную величину для республики, и выросли по сравнению с 2005 годом на 22,1%. Уровень инвестиционных вложений в основной капитал компаний, как база развития фондовых отношений может представлена в виде следующего рисунка 3. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в январе – декабре 2006г. инвестиции в основной капитал составили 2205,2 млрд. тенге, что в 1,2 раза больше, чем в 2005г.

Рисунок 2.  Динамика инвестиций в основной капитал Республики Казахстан в 2001-2006 г.г

* Источник: Итоги  социально-экономического развития 

Республики  Казахстан 2005-2006 г.г.

 

В январе – декабре 2006г. основными источниками вложения средств в основной капитал являлись собственные средства хозяйствующих субъектов (56,8%) и иностранные инвестиции (25,2%). Бюджетные средства составили 12,6%, заемные средства – 5,4%.

Основной объем инвестиций в основной капитал осваивался предприятиями  и организациями частной формы собственности (61,3%), а также хозяйствующими субъектами других государств, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан (25,3%). Доля государственного сектора составила 13,4%.

Приоритетными отраслями  являлись добыча нефти и природного газа – 33,9% от общего объема инвестиций в основной капитал, операции с недвижимым имуществом – 21,1% (за счет геологической разведки и инженерных изысканий), транспорт и связь – 14,8%, обрабатывающая промышленность – 10,4%.

Инвестиции в горнодобывающую промышленность в 2006 году  достигли  816,5 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 43,7%, в обрабатывающую промышленность достигли  229,3 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 18,3%. Приоритетными отраслями инвестиций являлись добыча нефти и природного газа (33,9% от общего объема инвестиций в основной капитал), операции с недвижимым имуществом (в том числе, геологическая разведка и инженерные изыскания) – 21,1%, транспорт и связь – 14,8%, обрабатывающая промышленность – 10,4%.

Государственные ценные бумаги, предназначенные для инвестиционных целей, или государственные инвестиционные ценные бумаги, будут размещаться  среди накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, других институциональных инвесторов, а также аккумулировать средства почтово-сберегательной системы. Данные ценные бумаги смогут стать одним из самых привлекательных финансовых инструментов, что связано с минимальным риском потери капитала и доходов по нему. Кроме того, появление новых финансовых инструментов вызовет оживление на вторичном фондовом рынке.

По мере развития негосударственных  корпоративных ценных бумаг обращение  государственных инвестиционных ценных бумаг будет сокращаться. Активное государственное участие в экономике  не должно ограничиваться проведением перечисленных мероприятий. Государству необходимо стать собственником в стратегически важных для национальной экономической безопасности отраслях экономики. Государство должно участвовать в собственности системообразующих национальных компаний. Поэтому часть государственных ресурсов может быть направлена на выкуп контрольного пакета стратегических предприятий.

В дальнейшем Правительство  и Национальный Банк Республики Казахстан  продолжат проведение согласованной  экономической политики на рынке ценных бумаг, основными целями которой являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней инфляции и дефицита государственного бюджета, перераспределение временно свободных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, устойчивости платежного баланса страны. В целях создания и капитализации вышеназванных финансовых институтов, обеспечивающих реализацию индустриально-инновационной программы, в Послании Президента РК предлагается направить на: увеличение уставного капитала Банка развития и наполнения его кредитных ресурсов – 12 миллиардов тенге; уставной капитал создаваемого Казахстанского инвестиционного фонда – 23 миллиарда тенге; создание Инновационного фонда 3 миллиарда тенге; создание Корпорации по страхование экспорта – 7,7 миллиарда тенге. В Послании Президента народу Казахстана от 1 марта 2007 года  выделены основные направления инвестиционной политики страны.  На 2007-2008 годы главной задачей в сфере экономики ставится достижение максимальных темпов экономического роста с целью постепенного вхождения в 50 развитых стран мира. Это напрямую зависит от быстрого роста инвестиций и повышения нормы накопления в валовом внутреннем продукте. Для поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста Казахстану необходимо довести в течение ближайших 4 – 5 лет объемы валовых накоплений основной капитала по отношению к ВВП до уровня 28 процентов. В том числе также нужно добиться роста государственных инвестиций от 4 до 6 процентов от ВВП. В 2008 году, по данным прогнозов бюджет будет перевыполнен и приблизится, как отмечает Президент Назарбаев Н.А. к психологически важному уровню в один триллион тенге. Поэтому, Президент отмечает необходимость направления сверхплановых поступлений от продажи акций крупных государственных предприятий, работающих в стратегически важных отраслях экономики, в Национальный Фонд. Излишки средств от такой грамотно проведенной инвестиционной политики могут быть направлены, по мнению Президента РК, на накопление и социальное развитие.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана