Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

Лизинговые операции осуществляются не только специализированными лизинговыми компаниями, но и крупными коммерческими банками. Лизинг обеспечивает возможность промышленным и другим компаниям получить Необходимое оборудование без значительных единовременных денежных затрат, неизбежных при обычной покупке. Аренда машин, оборудования, ЭВМ позволяет избежать потерь, связанных с моральным старением средств производства. По окончании лизингового контракта возможны: покупка взятого в лизинг оборудования по остаточной стоимости (при этом право собственности на оборудование переходит к новому владельцу); пролонгация срока лизинга — заключение нового соглашения; возврат находившегося в лизинге оборудования лизинговой компании. Для приобретения машин и оборудования лизинговые компании используют как свои, так и заемные средства. 10

Бюджетное финансирование долгосрочных вложений — это государственное  обеспечение роста основного  капитала в отдельных отраслях народного хозяйства, в первую очередь в нерентабельных (сельском хозяйстве), или капиталоемких отраслях материального производства, где частные капиталы не могут обеспечить быстрой и эффективной мобилизации необходимых объемов финансовых ресурсов. Такое финансирование выступает в двух формах: чисто бюджетное, т.е. безвозвратное финансирование, и через бюджетные кредиты. В последнем случае финансовые ресурсы выдаются государством по правилам кредитования, т.е. на условиях возвратности и платности. Особой разновидностью бюджетного финансирования является инвестиционный налоговый кредит для малых предприятий, когда на основе кредитного соглашения между налоговым органом (инспекцией) и предприятием налоговая инспекция дает отсрочку на перечисление налоговых платежей и эти суммы направляются на финансирование долгосрочных вложений. Разновидностью бюджетного финансирования является предоставление гарантий по взятым предприятием кредитам и займам.

В соответствии с новым  законодательством, Законом «Об  инвестициях в РК» иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами. Казахстанское законодательство предоставляет иностранным инвесторам некоторые гарантии.

Назовем основные из них:

I. Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность пользуются национальным режимом, т. е. осуществляются на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются инвестициям отечественных инвесторов. Больше того, для иностранных инвестиций в приоритетных областях экономики и социальной сфере могут устанавливаться дополнительные льготы.

2. По договорам, заключенным  юридическими лицами Казахстана  с иностранными инвесторами или  предприятиями с иностранным  участием, правительство выдает гарантии от имени республики. Порядок выдачи суверенных гарантий четко определен законом, и при его соблюдении правительство абсолютно гарантирует выполнение взятых на себя обязательств.

3. Иностранный инвестор  гарантирован от изменений законодательства и политической ситуации. В случае, если изменение законов ухудшило положение инвестора, он десять лет, а по более долгосрочным контрактам - в течение всего срока контракта работает по законам, действовавшим на момент осуществления инвестиций.

4. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуть иным мерам, имеющим такие же последствия, кроме случаев, когда это делается в общественных интересах, с соблюдением определенного законом порядка, без дискриминации, с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

5. Любые акты и решения  органов государственного управления  и в центре и в регионах, не предусмотренные законом и  ухудшающие режим иностранных  инвестиций, считаются недействительными.

6. Инвестор имеет установленное законом право на компенсации и возмещение убытков при причинении ему ущерба в результате несоблюдения вышеназванных гарантий.

7. Иностранные инвесторы  вправе по своему усмотрению  распределять, в том числе для  инвестирования, полученные в Казахстане доходы, а также использовать собственные валютные средства.

8. Все нормативные  акты и судебные решения, относящиеся  к иностранным инвестициям, должны  быть доступным для инвесторов, так же как и вся информация  о регистрации юридических лиц,  сделок с недвижимостью, лицензированием за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

9. Законом установлены  гарантии защиты от неправомерных  действий государственных контролирующих  и надзорных органов.

Закон «Об инвестициях  в РК» создал возможность постоянно совершенствовать правовой режим иностранных инвестиций - это не ситуационная и не временная задача, выполняемая в Казахстане, а твердый, последовательный курс, которым страна, по-видимому, будет следовать и далее.

 

    1. Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран

 

История мировой  экономики, в особенности экономики  развивающихся стран, убедительно свидетельствует, что импорт капитала становится порой основным решающим фактором их экономического подъема.

Решающая роль иностранного капитала в подъеме экономики отчетливо видна, в частности, на примере новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Только при его непосредственном участии данные страны ускоренно прошли ставшие уже классическими этапы современной индустриализации; развитие импортозамещающих отраслей (60-ые годы XX в.), создание экспортного потенциала (70-ые годы XX в.) и развитие наукоемких отраслей (80-90-ые годы XX в.). В результате по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие, новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве.

С помощью  иностранных инвестиций в Бразилии и странах Юго-Восточной Азии решались задачи развития импортозамещающих производств и последовательного наращивания экспортного потенциала. При этом Бразилия стремилась не к получению займов и кредитов, которые становятся кабальными для развивающихся стран, а к привлечению прямых иностранных инвестиций, созданию современных промышленных производств на взаимовыгодных условиях. Одновременно, экономическое сотрудничество с зарубежными корпорациями организовывалось по возможности так, чтобы использовать уже сложившиеся их фирменные каналы и рынки сбыта продукции.

Таким образом, при всем разнообразии форм и принципов  привлечения международного инвестиций, импорт капитала для развивающихся стран становится мощным катализатором ускорения социально экономического роста. В особенности привлекательно и эффективно его использование при наличии природных богатств, на освоение которых требуются значительные средства и которые способны дать гораздо больший и гарантированный эффект. В этом случае эффект зарубежных инвестиций становится интегральным.

Вместе с тем роль иностранного капитала в экономике принимающей страны не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. Очевидно, что международный капитал может способствовать росту национальной экономики лишь при определенных условиях. Эти условия касаются выбора правильной политики и направлений его использования с максимальной выгодой и результативностью. Это особенно относится к таким формам иностранного капитала, которые основаны не на предпринимательской, а кредитной основе. Неэффективное их использование способно лишь увеличить внешний долг и ухудшить экономическую ситуацию в стране.

Однако, наличие  данной проблемы свидетельствует лишь о недостаточном теоретическом исследовании вопроса о роли и месте международного капитала среди других источников финансирования для стран с различным уровнем экономического развития. Очевидно, что для развивающихся стран недостаток собственных инвестиционных ресурсов означает то, что импорт капитала выступает практически единственным шансом решить проблему.

Перелив капитала из одной страны в другую, отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации. В основе взаимного движения капитала, образования на его базе транснациональных компаний, находятся иностранные инвестиции, выступающие в качестве важнейшего фактора углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.

Примером режима наибольшего  благоприятствования для наукоемких инвестиций стала Индия.

Республика Индия, имеющая  общие границы с Афганистаном, Бангладеш, Бирмой, Бутаном, Китаем, Непалом, Пакистаном, Таджикистаном, Шри-Ланкой, является безусловным лидером Южно-азиатского региона. В последнее время, однако, складывается тенденция усиления геополитического влияния Индии и в других регионах, в частности, в Юго-западной, Юго-восточной Азии.

Индия представляет собой  уникальный пример того, каким образом  страна, в прошлом – колониально-зависимая, сталкивавшаяся и продолжающая сталкиваться с многочисленными социальными, экономическими проблемами, а также  граничащая с враждебно настроенными по отношению к себе странами, тем не менее, смогла не только добиться значительных успехов в экономике и стать региональной державой, но и добиться безусловного мирового лидерства в области программного и информационного обеспечения.

Значительный подъем экономики, лидерство в области передовых информационных технологий, наличие ядерного оружия, стратегическое партнерство с крупнейшими державами – эти и другие факторы свидетельствуют о том, что в перспективе роль Индии может стать определяющей, должна будет учитываться и государствами Центральной Азии, в частности, Республикой Казахстан.  

Научно-информационный фактор во многом определяет на сегодняшний день экономическую  ситуацию в Индии, достаточно благоприятную  для роста экономики. Развитие информационных технологий для Индии означает то же самое, что и развитие нефтегазовой отрасли для стран Ближнего Востока и региона Персидского Залива. Сегодня Индия получает столь необходимые ей инвестиции в основном благодаря вливанию иностранных денежных потоков в развитие наукоемких отраслей производства.

В 2000 году Индия привлекла  зарубежных инвестиций на 4,5 млрд. долларов, что на 14,6% больше, чем в 1999 году (3,95 млрд. долларов). За последние 10 лет  в целом общий объем прямых зарубежных инвестиций в экономику  страны составил 23,6 млрд. долларов. Причем, основная часть инвестиций направлена на развитие высокотехнологичных отраслей:

·        Компания IBM, например, планирует инвестировать в ближайшие годы 100 миллионов долларов в деятельность лаборатории по разработке программного обеспечения, которую она сама же и открыла. Это станет уже 4-м проектом компании в Индии.

·        Представители компании AOL объявили о том, что в ближайшие 5 лет объем инвестиций составит более 100 миллионов долларов, которые будут направляться на предоставление услуг интернета в Индии. В 2000 году корпорация уже заключила контракт на распространение продукции компании с крупнейшим индийским провайдером Satyam Infoway Ltd.

·        Массачусетский технологический институт (США) совместно с правительством Индии планирует открыть азиатскую медиалабораторию (европейская медиалаборатория МИТ была открыта в 2000 году в Ирландии). В проект, призванный содействовать техническому развитию региона, планируется вложить 500-1000 миллионов долларов в течение 10 лет. Предполагается, что годовой бюджет данной лаборатории в размере 50-100 миллионов долларов превысит бюджеты американской и европейской медиалабораторий.

О значимости Индии для  ведущих стран мира в области  развития информационных технологий свидетельствует, в частности, ряд следующих фактов:

·   1февраля 2001 года заместитель председателя совета директоров биржи Nasdaq Альфред Беркли объявил о планах биржи открыть свой офис в технологической столице Индии – городе Бангалоре, поскольку, по его мнению, как настоящий, так и долгосрочный потенциал Индии в области информационных технологий оценивается очень высоко.

·   Крупнейшая в США рекрутинговая интернет-компания Monster.com объявила об открытии в Индии в ближайшем времени своего филиала по поиску кадров для работы в области информационных технологий и продаж.

·    Министерство экономики, торговли и промышленности Японии в феврале этого года сообщило о снижении требований к специалистам в области информационных технологий из Индии, желающим иммигрировать в Японию. Если раньше это могли сделать только люди с высшим образованием в области науки и технологии или инженеры с опытом работы более 10 лет, то теперь такая возможность появится у тех, кто прошел квалификационный тест Министерства информационных технологий Индии.

·    Около 65% программного обеспечения, создаваемого в Индии, продается американским компаниям (вплоть до Cisco и General Electric) при объемах годового экспорта в 4 миллиарда долларов, из которых только на General Electric приходится 150 миллионов долларов, или 4%.

·    Согласно отчету Merril Lynch, в течение ближайших 2-х лет 46% крупнейших корпораций США планируют осуществлять проекты в сфере информационных технологий с участием фирм из Индии, Ирландии  и Израиля.

Свою программу в  области развития передовых технологий Индия разработала еще в 1983 году, сразу же приступив к ее осуществлению. Данная государственная программа нацелена на то, чтобы способствовать разработке технологий, необходимых для превращения Индии в кратчайшие сроки в само обеспечивающуюся и конкурентоспособную страну.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана