Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

На сегодняшний день развитие информационных технологий стало  для Индии приоритетным направлением развития экономики. Для того, чтобы  Индия стала мировой супер-державой в этой сфере, государство принимает самые разнообразные меры, в частности, следующие:

·   Правительство Индии рекомендовало каждому министерству и департаменту выделять 2-3% от их бюджета на развитие информационных технологий, кроме того, предоставило основные налоговые льготы по сектору информационных технологий: льготы по подоходному налогу организациям и лицам, занятым в исследовательской сфере; облегченные налоговые вычеты на спонсируемую деятельность; освобождение от таможенных пошлин на товары, ввозимые в страну по исследовательским проектам, которые финансируются правительством Индии, другие виды льгот. 

·  Правительство Индии утвердило создание специального венчурного фонда по информационным технологиям, доли в котором имеют: государство в лице Управления по электронике (30%), Банк Индии по развитию малого бизнеса (40%), финансовые и исследовательские институты, частные компании (30%). Цель деятельности фонда - предоставление финансового капитала и займов для развития информационных технологий (создания специальных структурных подразделений, обучения специалистов) в тех фирмах и компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, которые работают в сфере малого бизнеса.

·   Для развития электронной торговли был разработан специальный указ, обеспечивающий юридическую базу для заключения сделок, произведенных в электронном режиме, предотвращения компьютерных преступлений, т.д.  Кроме того, было выдвинуто предложение о признании действительной в юридических документах электронной подписи. Данный законопроект министерство юстиции Индии намерено передать на рассмотрение в парламент.

Налоговая, инвестиционная, торговая политика в области развития сектора электроники в Индии  является очень либеральной, в результате чего в стране наблюдается своеобразный информационный бум. Это позволяет правительству практически полностью окупать затраты, вложенные в развитие данного сектора, и, кроме того, получать инвестиции.

Индия потенциально имеет  значительные внутренние предпосылки, подкрепляемые внешней инвестиционной привлекательностью, для превращения в крупнейшую экономическую державу.

Так, по подсчетам специалистов, при ежегодном росте ВВП на уровне 8% уже в 2008 году Индия может разрешить проблему бедности, а к 2020 году – занять 4-ое место в мире с уровнем доходов на душу населения в 1500 долларов. С учетом возрастания роли, сфер применения информационных технологий в различных областях жизни, а также того факта, что Индия является лидером в данной отрасли, становится очевидным, что со временем экономически Индия может стать менее уязвимой для внешних воздействий и финансовых спадов. В перспективе это не замедлит сказаться на возрастании и политической роли этой страны в мире. Некоторые тенденции постепенного усиления роли Индии можно отметить уже в настоящее время, что связано с фактором стратегического партнерства Индии с крупнейшими державами.

Страны Восточной Европы также используют различные модели привлечения иностранных инвестиций. Результаты “смены вех” в бывших европейских странах-членах СЭВ и ОВД неоднозначны. С одной стороны, об их реальной независимости как не было речи, так и нет и, по-видимому, не будет. Реструктуризация экономики привела к тому, что в этих странах многие наукоемкие и технологически передовые производства либо практически полностью свернуты (в рамках приватизации чешские полупроводниковые заводы в Высоких Татрах переделаны в горнолыжные базы), либо скуплены зарубежными фирмами, закрыты или перепрофилированы на вспомогательное производство в рамках корпоративных структур ТНК. Электронная промышленность представлена теперь несколькими заводами по сборке бытовой электроники азиатских фирм. С другой стороны, самым большим успехом реформ в восточноевропейских странах можно считать привлечение иностранного капитала, играющего существенную роль в экономике этих государств. Формированию благоприятных условий для притока иностранного капитала способствовала активно создаваемая соответствующая законодательная база. И одним из наиболее удачных можно считать венгерский опыт.

Основа для привлечения  иностранных инвестиций в венгерскую промышленность – закон “Об инвестициях иностранцев в Венгрии”, принятый в 1988 году венгерским парламентом в интересах развития международного экономического сотрудничества и, в частности, облегчения прямого участия зарубежного операционного капитала в венгерской экономике. Закон также предусматривает стимулирование технического развития, обеспечение честного и равного режима для иностранных инвесторов (в 1988—1998 годы более чем в половину из 47 статей закона были внесены изменения, расширяющие права инвесторов, 14 статей, в той или иной мере ограничивавшие их права, были отменены). Необходимо также отметить законы “О таможенном праве, таможенном производстве и таможенном управлении” 1995 года, “О налоге с доходов корпораций и налоге на дивиденды” 2005 года с дополнениями и исправлениями в соответствии с законом “О налоге на корпорации и дивиденды” 1997 года, а также законы об иностранной валюте, о предприятии, законодательство по внешней торговле, конкурсную программу по присвоению статуса “промышленная зона” и т.п. Рассмотрим установленный в Венгрии для иностранных инвесторов режим с позиций гарантии безопасности инвестиций, статуса и прав инвесторов, формы инвестиций, налогообложения, создания свободных (беспошлинных) зон11.

Согласно гарантиям  безопасности инвестиций, обеспечиваемым законодательством, ущерб от национализации, экспроприации или других подобных законодательных мер, нарушающих права собственности иностранных инвесторов, должен быть немедленно компенсирован по фактической стоимости в той валюте, в которой осуществлялись капиталовложения. Возврат инвестиций гарантируется через те органы государственной власти, которые осуществляли эти меры. В случае нарушения закона принятое государственными органами решение о компенсации (размер, характер и т.п.) может быть пересмотрено в судебном порядке.  
В соответствии со статусом и правами инвесторов, иностранным инвестором считается любая персона, определяемая по закону об иностранной валюте как нерезидент. Им может быть высшее должностное лицо компании с иностранным участием, в том числе директор-распорядитель, член наблюдательного совета и т.п. Иностранные инвестиции в Венгрии могут принимать форму капиталовложений в хозяйственные объединения, функционирующие с участием иностранцев или основанные иностранцами, а также форму приобретенных иностранцами пакетов акций хозяйственных объединений. Подобные хозяйственные объединения могут участвовать в создании других организаций, основывать другие хозяйственные объединения, приобретать пакеты акций существующих хозяйственных объединений. Законодательный надзор за деятельностью хозяйственных объединений с участием иностранного капитала возложен на специальный орган, ведущий реестр подобных фирм, – Регистрационный суд.

Деловая практика на внутреннем рынке  страны и установление цен на изделия или услуги фирмы с иностранным участием определяются конъюнктурой рынка и законодательством о нечестной деловой практике и ценообразовании. В основе внешней оптовой и розничной торговли фирмы с иностранным участием лежат те же принципы, что и у других венгерских хозяйственных объединений. Размер взносов таких компаний в фонды социального обеспечения и здравоохранения рассчитывается на основании выплачиваемой работникам зарплаты по той же ставке, что и у других венгерских фирм.

Ставка налога на дивиденды составляет 20%. В соответствии с законом о  налогообложении, дивиденд – доля члена  или владельца организации в  доходе после вычета налогов в  результате деятельности этой организации  или в результате безвозмездной  ее поддержки (помощи), за исключением помощи, предписанной правовым регулированием или межгосударственным соглашением, а также в результате преобразования или уменьшения акционерного капитала, разрешенного к выпуску. Кроме того, дивиденд формируют прощенные обязательства и часть акций члена или владельца организации в акционерном капитале, превышающая их балансовую стоимость по окончании срока действия. Внутренние (венгерские) хозяйственные единицы, получающие дивиденды, освобождаются от этого налога. Иностранные хозяйственные единицы, получающие дивиденды, должны платить налог на них в соответствии со ставкой, предусмотренной в межправительственных соглашениях с тем, чтобы избежать двойное налогообложение. При вложении дивидендов иностранных хозяйственных единиц в создание одной или более внутренних (венгерских) компаний или в рост акционерного капитала, разрешенного к выпуску, они освобождаются от налога на дивиденды.

Создание свободных зон осуществлялось в рамках программы по присвоению статуса “промышленная зона”, проводившейся Министерством промышленности, торговли и туризма с 14 мая 1997-го по 31 декабря 1999 года. Промышленные зоны предлагают инвесторам, как отечественным, так и иностранным, ряд преимуществ. В них обычно уже сформирована полная инфраструктура – от канализации, водо- и электроснабжения до зданий, необходимых для производства и складирования, оборудованных телефонными и факсимильными линиями связи. Во многих случаях инвестор имеет право определить окончательный статус зданий и сооружений в соответствии со своими нуждами. Он может арендовать или купить выбранную недвижимость по полной цене или со скидкой. Неотъемлемая часть инфраструктуры промышленных зон – наличие дорог, связывающих их с автотрассами, включая основные автомагистрали, и железной дорогой. Лицам, работающим в промышленной зоне, предоставляются все необходимые им услуги. Муниципальные органы промышленных зон гарантируют различные льготы, в том числе при предоставлении недорогих или бесплатных земельных участков, оказании коммунальных услуг. Они также оказывают содействие инвесторам в осуществлении инвестиционных проектов. К апрелю 1999 года в Венгрии насчитывалось 28 свободных зон.

Чили также стали положительным  примером для РК в области привлечения  иностранных инвестиций. После обретения  независимости Республика Казахстан получила возможность выйти на мировой рынок в качестве самостоятельного субъекта. Помимо прочего, очень большое внимание в настоящий момент уделяется финансовым потокам. Надо отметить, что низкий уровень внутренних сбережений в Казахстане вынуждает привлекать в Республику иностранный капитал, в том числе и прямые иностранные инвестиции.

Возникает вопрос, как  же подобный процесс происходит в  других странах и какие уроки  можно из этого извлечь.

Из стран Латинской Америки  наиболее удачным является Чилийский опыт привлечения иностранных инвестиций. Этот факт подтвердил Мексиканский кризис конца 2005 г. и недавний финансовый кризис в странах Азии, в свете которых экономика Чили оказалась наименее подвержен- ной внешним отрицательным воздействиям, нежели экономики других стран региона.

Как известно, в 1973 г. к власти в  Чили пришел генерал Пиночет. Надо отметить, что его правительство взяло  на вооружение ортодоксальные монетаристские рецепты. Чили стала первой страной, внедрившей у себя идеи Милтона Фридмена. В используемой неолиберальной модели экономики особое значение придавалось внешнему сектору экономики, который должен был способствовать росту и перестройке внутреннего производственного аппарата. После осуществления приватизации большинства государственных предприятий и банков правительство дало им разрешение почти беспрепятственно импортировать иностранный капитал. Иностранным банкам были созданы такие же условия для деятельности в стране, как и национальным: нетарифные ограничения на импорт и экспорт были ликвидированы. Быстро разросшийся частный финансовый сектор устанавливал процентные ставки без какого-либо контроля со стороны государства. Это привело к значительному превышению внутренних ставок над международными, что вызвало массовый приток иностранного капитала. Но благоприятного для Чили изменения экономической ситуации в результате свободного функционирования рыночных сил не произошло. Напротив, в результате быстрого роста импорта значительно ухудшилось состояние платежного баланса.

Ориентация правительства  на снижение роли государства в экономике  не помешала ему в 1979 г. установить фиксированный  валютный курс, что создавало иллюзию  дешевых внешних кредитов и стимулировало  рост внешних обязательств, снижая конкурентоспособность экспорта. Итогом бесконтрольных заимствований на внешнем рынке стало увеличение внешней задолженности, причем доля обязательств перед частными иностранными банками в 1982 г. достигла 80%, а доля задолженности частных предприятий и организаций – 62%.

Дополнительным негативным фактором стало падение цен на медь – основной экспортный продукт  Чили на мировом рынке. В результате разразившегося экономического и финансового  кризиса ВВП страны в 1982 г. уменьшился на 14%, дефицит госсектора составил 3,5% ВВП, платежи по обслуживанию внешней задолженности достигли 81% экспорта.

Однако хотелось бы отметить, что реформирование экономики не во всех сферах оказалось столь отрицательным. Одним из наиболее прогрессивных  шагов военного правительства явилось  решение такого издавна болезненного для Чили вопроса, как участие иностранного капитала в правительственной сфере. На основе закона июля 1974 г., который в главных чертах продолжает действовать и поныне, иностранные инвесторы по- падали примерно под тот же право- вой режим, что и национальные предприниматели, и им также гарантировалась в течение 10 лет неизменность налогово-таможенных правил. В то же время они были обязаны получить разрешение на свою деятельность в Чили от Комитета по иностранным капиталовложениям, созданного при Министерстве экономики, развития и перестройки, которое не предоставлялось автоматически. Специальная лицензия требовалась для участия в ряде стратегических отраслей (добыча медной руды, добыча и переработка нефти, каботажное плавание).

Определенные преграды возводились для капиталовложений в кредитно-банковскую сферу, так как для этого необходимо было не только получить разрешение Центрального банка, но и правительства. Ряд ограничений существовал в сфере иностранного инвестирования в радио, телевидение и систему коммуникаций.

Кроме того, репатриация  капитала не могла быть произведена  ранее, чем через три года. Лишь в голы гражданского правления этот срок был сокращен до одного года.

В Чили разрешено действовать  иностранным инвестиционным фондам, средства которых были собраны за рубежом. Однако обращение акций этих фондов на чилийском рынке ценных бумаг возможно лишь при условии, что они именные, без права передачи.

Что касается сельского  хозяйства, то и здесь не наблюдалось  сплошной либерализации. Существенные ограничения вводились в порядок землевладения. Иностранцам было запрещено покупать земли и приобретать собственность в пограничных и прибрежных зонах. Хотелось бы напомнить, что по относительной длине береговой линии и границы Чили занимает одно из первых мест в мире, недаром ее называют "страной-саблей".

Несколько позже (в начале 80-х гг.) иностранным инвесторам были предоставлены некоторые дополнительные льготы, а именно: предоставление полной свободы деятельности в рамках существующего законодательства и право на выбор любой области экономики, где можно было рассчитывать на получение максимальных доходов; право на перевод прибыли за рубеж без ограничений на ее объемы или время ее получения и, наконец, возможность свободного выхода на валютный рынок.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана