Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа
Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85
Таблица 15. Срок реализации 2003-2015 годы
Этапы |
Период |
1 этап |
2004-2006
годы |
2 этап |
2007-2010 годы |
3 этап |
2011-2015 годы |
Необходимые е объемы непосредственных ресурсы и затрат инвестиционного характера на источники реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. финансирования долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2003 года.
Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий год. Для финансирования мероприятий Стратегии будут задействованы средства Банка Развития, Инвестиционного фонда, Инновационного фонда. При этом создание новых инвестиционных и инновационных институтов также требует изыскания крупных финансовых ресурсов Ожидаемые Активное проведение индустриально - результаты инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.
Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.
В целом реализация Стратегии
будет осуществляться в три этапа: первый
- 2004-2006 гг., второй - 2007-2010 гг., третий - 2011-2015
гг.
Первый этап (2004-2006 годы) будет связан главным
образом с реализацией мероприятий подготовительного
характера. В целях успешной реализации
Стратегии предполагаются внесение изменений
и дополнений в действующее законодательство
Республики Казахстан, выработка новых
законов, создание государственных институтов,
обеспечивающих участие государства в
инвестиционных и инновационных проектах,
подготовка специалистов по проведению
анализа ЦДС, определение эффективных
проектов, реализуемых с участием государства.
В этот период планируется внести изменения в действующее законодательство Республики Казахстан относительно существенного снижения налогового бремени, присоединение Казахстана к Метрической конвенции и вступление в Международную электротехническую комиссию и т.п.
На этом этапе необходимо
сформировать капитал предполагаемых
к созданию фондов, увеличить уставный
капитал Банка Развития, значительно усовершенствовать
государственную систему инвестирования
проектов.
Предполагается начать реформы в области
развития науки, образования и подготовки
профессиональных кадров, сориентировав
их на индустриально-инновационное развитие,
совершенствовать стандартизацию и сертификацию,
завершить процесс вступления Казахстана
в ВТО.
Развитие экономики в этом периоде будет
происходить в соответствии с прогнозом
индикативного плана.
Второй этап (2007-2010 годы) станет периодом активной реализации мероприятий Стратегии во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники по международным стандартам, а также подготовки нужных специалистов.
Будет в основном сформирована
научно-инновационная инфрастру
С учетом норм строительства некоторые
предприятия уже получат первые результаты
от реализации Стратегии.
Будет начата реализация многих проектов, направленных
на модернизацию промышленности и диверсификацию
структуры экономики.
Несмотря на некоторый прогресс в области
диверсификации экономики, развитие экономики
будет обеспечиваться в основном за счет
прироста добычи и экспорта нефти и газа.
По прогнозу, стратегическая цель в области удвоения ВВП в 2010 году по сравнению с 2000 годом будет выполнена также за счет опережающих темпов развития добычи нефти и газа.
Третий этап (2011-2015 годы) будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие ЦДС в новых сферах и рынках. Темпы роста производства и экспорта товаров и услуг станут опережать рост добычи нефти и газа. Произойдет диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта.22
Одной из важных задач
Стратегии является реализация целевых инвестиционных и научно-технических
программ, регулирование инвестиционной
и стимулирование инновационной активности,
что потребует пересмотра и определенной
перестройки действующей системы государственного
управления индустриально-инновационным
развитием.
Для достижения целей, определенных Стратегией,
необходимо создание новых и укрепление
существующих государственных институтов
развития, а именно: Казахстанского инвестиционного
фонда, Банка Развития Казахстана, Инновационного
фонда, Корпорации по страхованию экспорта.
В целом институты
развития должны сформировать единую
систему, устойчивое функционирование
которой будет основано на принципах
децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.
Целью Казахстанского инвестиционного
фонда (КИФ) является оказание финансовой
поддержки инициативам частного сектора
в несырьевом секторе экономики путем
долевого и неконтрольного участия в уставном
капитале предприятий как в Казахстане,
так и за рубежом.
Необходимость создания КИФ обусловлена неразвитостью фондового рынка, низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.
Сфера торговли должна стать главным "полем", на котором будет осуществляться индустриально-инновационное развитие. Вследствие этого торговая политика Правительства Республики Казахстан будет направлена на создание условий для развития конкуренции - главного механизма саморегуляции рыночной экономики.
Дальнейшая защита внутреннего рынка от импорта ведет к безнадежному отставанию товаров отечественной обрабатывающей промышленности от аналогов зарубежных стран как по цене, так и по потребительским свойствам.
В эпоху глобализации закрытая, тем более малая, экономика может безвозвратно остаться в стадии раннего капитализма (как это происходит в ряде стран Центральной Азии). Последствия от политики закрытой экономики могут быть гораздо хуже, чем Казахстан пережил в начале девяностых годов.
На смену политике импортозамещения придет политика стимулирования конкуренции и экспорта.
Главной задачей торговой политики Правительства определяется создание единого экономического пространства в евразийском регионе с ближайшими партнерами по СНГ. При этом ориентиром будет превращение страны в региональный высокотехнологичный, экспортно-импортный, инвестиционный, финансовый и торговый центр.
В мире накоплен богатый опыт по созданию моделей экспортоориентированной экономики.
Можно выделить пять разновидностей
экспортной ориентации: экспорт сырьевых
ресурсов, экспортно-обрабатывающие зоны,
экспорт составных частей, экспорт
полностью готовой
В рамках ВТО Казахстану предстоит решать посредством торговой политики следующие основные задачи:
предотвращение дискриминации казахстанского экспорта;
укрепление международного имиджа как страны с открытой рыночной экономикой, принимающей правила и принципы цивилизованной международной торговли;
развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ;
продвижение к созданию реального Таможенного союза и единого рынка. Активное противодействие применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле;
разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспорта, в том числе за счет страхования рисков при осуществлении экспортных операций.
Решение этих задач мерами и механизмами ВТО становится актуальным, особенно при переходе к росту экспорта готовой продукции, так как мировой рынок перенасыщен и развивается в условиях жесткой конкуренции.
В настоящее время
Казахстан торгует со 135 странами
из 144 стран-членов ВТО. Вступление в ВТО даст возможность
Казахстану осуществлять торговлю с этими
странами по унифицированным правилам
и механизмам.
Членство в ВТО содействует распространению
в промышленности современных технологий
и методов организации производства, развитию
конкуренции на внутреннем рынке и повышению
конкурентоспособности казахстанских
товаров на внешних рынках, увеличению
притока иностранных инвестиций, в которых
остро нуждается обрабатывающая промышленность,
особенно предприятия инновационного
направления. Средневзвешенная ставка
на импорт в Казахстане составляет примерно
8,6%, т.е. почти на уровне средневзвешенной
ставки по ВТО (6-7%). Доля товарных позиций
со ставкой от 0 до 15% составляет 95% всех
товарных позиций. Это не дает оснований
опасаться ослабления внутреннего рынка
в целом. Казахстану необходимо синхронизировать
вступление в ВТО с Россией, являющейся
его основным торговым партнером.
Целью государственной инвестиционной политики в отношении индустриально-инновационного развития является определение источников финансирования и соответствующих механизмов поддержки и привлечения инвестиций в те ниши, которые частный сектор не в состоянии осилить без государственного вмешательства.
Проведение государственной инвестиционной политики будет сочетать комплекс мер по стимулированию частных и осуществлению государственных инвестиций с целью развития несырьевых производств. В рамках Стратегии предполагается использование всех возможных механизмов государственной инвестиционной политики.
Реализация Стратегии напрямую зависит от обеспечения ее высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства. Это в одинаковой мере относится и к научным, и к инженерно-техническим, и к научно-конструкторским, и к организационно-управленческим кадрам (менеджерам).
Для решения данной задачи
будет разработана специальная
стратегия подготовки специалистов
различных профессий, необходимых
для работы в условиях интенсивного
развития промышленности и высоких технологий.
Другой важной социально-экономической
проблемой, непосредственно затрагиваемой
Стратегией, является обеспечение занятости.
Ускоренное развитие отраслей обрабатывающей
промышленности с высокой добавленной
стоимостью, с одной стороны, ведет к росту
занятости и межотраслевому перетоку
рабочей силы, а с другой стороны, инновационное
развитие повлечет за собой снижение занятости
в отдельных отраслях, особенно рабочих
с низкой квалификацией.
Неотъемлемым условием
успешной реализации индустриал
В условиях глобализации экономически
развитые страны сделали главным приоритетом
своей политики привлечение наиболее
перспективных ученых и высококвалифицированных
специалистов.
Основными направлениями развития рынка ценных бумаг на период до 2010 года станут:
развитие внутренних
институциональных инвесторов;
стимулирование улучшения качества ценных
бумаг и их производных и внедрение новых
видов финансовых инструментов;
совершенствование защиты и прав инвесторов и обеспечение сохранности пенсионных и резервных активов;
развитие технической инфраструктуры рынка ценных бумаг;
дальнейшее развитие
двухуровневой системы
В качестве крупных институциональных инвесторов будут развиваться банки второго уровня как сконцентрировавшие наибольший объем ресурсов, а также страховые организации по мере развития страхового рынка. В рамках развития страховых организаций рыночная оценка их резервных активов приведет к единому стандарту с оценкой пенсионных активов.
Развитие инновационной активности и переход к экономике инновационного типа являются способами обеспечения устойчивого экономического развития республики. Однако осуществление данной задачи на практике осложняется практическим отсутствием инновационной инфраструктуры, специализированных субъектов инновационной деятельности и действенных механизмов стимулирования инновационной активности.
Невостребованность
научных разработок и, как
В Казахстане по сравнению
с индустриально развитыми
Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана