Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

Таблица 15. Срок реализации 2003-2015 годы

Этапы

Период

1 этап

2004-2006 годы 

2 этап

2007-2010 годы

3 этап

2011-2015 годы


 

Необходимые е объемы непосредственных ресурсы и затрат инвестиционного характера на источники реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. финансирования долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2003 года.

Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий год.  Для финансирования мероприятий Стратегии будут задействованы средства Банка Развития, Инвестиционного фонда, Инновационного фонда. При этом создание новых инвестиционных и инновационных институтов также требует изыскания крупных финансовых ресурсов Ожидаемые Активное проведение индустриально - результаты инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

В целом реализация Стратегии будет осуществляться в три этапа: первый - 2004-2006 гг., второй - 2007-2010 гг., третий - 2011-2015 гг. 
Первый этап (2004-2006 годы) будет связан главным образом с реализацией мероприятий подготовительного характера. В целях успешной реализации Стратегии предполагаются внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, выработка новых законов, создание государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, подготовка специалистов по проведению анализа ЦДС, определение эффективных проектов, реализуемых с участием государства.

В этот период планируется  внести изменения в действующее  законодательство Республики Казахстан  относительно существенного снижения налогового бремени, присоединение Казахстана к Метрической конвенции и вступление в Международную электротехническую комиссию и т.п.

На этом этапе необходимо сформировать капитал предполагаемых к созданию фондов, увеличить уставный капитал Банка Развития, значительно усовершенствовать государственную систему инвестирования проектов. 
Предполагается начать реформы в области развития науки, образования и подготовки профессиональных кадров, сориентировав их на индустриально-инновационное развитие, совершенствовать стандартизацию и сертификацию, завершить процесс вступления Казахстана в ВТО. 
Развитие экономики в этом периоде будет происходить в соответствии с прогнозом индикативного плана.

Второй этап (2007-2010 годы) станет периодом активной реализации мероприятий Стратегии во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники по международным стандартам, а также подготовки нужных специалистов.

Будет в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура. Финансовые ресурсы частного сектора, иностранных инвесторов, государственного бюджета и финансовых институтов государства будут работать в едином направлении и комплексно решать проблемы развития инфраструктуры, реконструкции, расширения действующих предприятий и создания новых производств. При этом будет обеспечиваться пропорциональное развитие крупных, средних и малых предприятий. 
С учетом норм строительства некоторые предприятия уже получат первые результаты от реализации Стратегии.

Будет начата реализация многих проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики. 
Несмотря на некоторый прогресс в области диверсификации экономики, развитие экономики будет обеспечиваться в основном за счет прироста добычи и экспорта нефти и газа.

По прогнозу, стратегическая цель в области удвоения ВВП в 2010 году по сравнению с 2000 годом будет  выполнена также за счет опережающих  темпов развития добычи нефти и газа.

Третий этап (2011-2015 годы) будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие ЦДС в новых сферах и рынках. Темпы роста производства и экспорта товаров и услуг станут опережать рост добычи нефти и газа. Произойдет диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта.22

Одной из важных задач  Стратегии является реализация целевых инвестиционных и научно-технических программ, регулирование инвестиционной и стимулирование инновационной активности, что потребует пересмотра и определенной перестройки действующей системы государственного управления индустриально-инновационным развитием. 
Для достижения целей, определенных Стратегией, необходимо создание новых и укрепление существующих государственных институтов развития, а именно: Казахстанского инвестиционного фонда, Банка Развития Казахстана, Инновационного фонда, Корпорации по страхованию экспорта.

В целом институты  развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах  децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. 
Целью Казахстанского инвестиционного фонда (КИФ) является оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом.

Необходимость создания КИФ обусловлена неразвитостью  фондового рынка, низкой капитализацией отечественных компаний, а также  отсутствием на отечественном рынке  адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Сфера торговли должна стать  главным "полем", на котором будет  осуществляться индустриально-инновационное  развитие. Вследствие этого торговая политика Правительства Республики Казахстан будет направлена на создание условий для развития конкуренции - главного механизма саморегуляции рыночной экономики.

Дальнейшая защита внутреннего  рынка от импорта ведет к безнадежному отставанию товаров отечественной  обрабатывающей промышленности от аналогов зарубежных стран как по цене, так и по потребительским свойствам.

В эпоху глобализации закрытая, тем более малая, экономика  может безвозвратно остаться в стадии раннего капитализма (как это  происходит в ряде стран Центральной  Азии). Последствия от политики закрытой экономики могут быть гораздо хуже, чем Казахстан пережил в начале девяностых годов.

На смену политике импортозамещения придет политика стимулирования конкуренции и экспорта.

Главной задачей торговой политики Правительства определяется создание единого экономического пространства в евразийском регионе с ближайшими партнерами по СНГ. При этом ориентиром будет превращение страны в региональный высокотехнологичный, экспортно-импортный, инвестиционный, финансовый и торговый центр.

В мире накоплен богатый  опыт по созданию моделей экспортоориентированной экономики.

Можно выделить пять разновидностей экспортной ориентации: экспорт сырьевых ресурсов, экспортно-обрабатывающие зоны, экспорт составных частей, экспорт  полностью готовой потребительской  продукции и экспорт продукции  с собственными торговыми марками (брендами).

 В рамках ВТО  Казахстану предстоит решать  посредством торговой политики  следующие основные задачи:

предотвращение дискриминации  казахстанского экспорта;

укрепление международного имиджа как страны с открытой рыночной экономикой, принимающей правила и принципы цивилизованной международной торговли;

развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ;

продвижение к созданию реального Таможенного союза  и единого рынка. Активное противодействие  применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле;

разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспорта, в том числе за счет страхования рисков при осуществлении  экспортных операций.

Решение этих задач мерами и механизмами ВТО становится актуальным, особенно при переходе к росту экспорта готовой продукции, так как мировой рынок перенасыщен и развивается в условиях жесткой конкуренции.

В настоящее время  Казахстан торгует со 135 странами из 144 стран-членов ВТО. Вступление в ВТО даст возможность Казахстану осуществлять торговлю с этими странами по унифицированным правилам и механизмам. 
Членство в ВТО содействует распространению в промышленности современных технологий и методов организации производства, развитию конкуренции на внутреннем рынке и повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках, увеличению притока иностранных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышленность, особенно предприятия инновационного направления. Средневзвешенная ставка на импорт в Казахстане составляет примерно 8,6%, т.е. почти на уровне средневзвешенной ставки по ВТО (6-7%). Доля товарных позиций со ставкой от 0 до 15% составляет 95% всех товарных позиций. Это не дает оснований опасаться ослабления внутреннего рынка в целом. Казахстану необходимо синхронизировать вступление в ВТО с Россией, являющейся его основным торговым партнером.

Целью государственной  инвестиционной политики в отношении  индустриально-инновационного развития является определение источников финансирования и соответствующих механизмов поддержки и привлечения инвестиций в те ниши, которые частный сектор не в состоянии осилить без государственного вмешательства.

Проведение государственной  инвестиционной политики будет сочетать комплекс мер по стимулированию частных и осуществлению государственных инвестиций с целью развития несырьевых производств. В рамках Стратегии предполагается использование всех возможных механизмов государственной инвестиционной политики.

Реализация Стратегии напрямую зависит от обеспечения ее высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства. Это в одинаковой мере относится и к научным, и к инженерно-техническим, и к научно-конструкторским, и к организационно-управленческим кадрам (менеджерам).

Для решения данной задачи будет разработана специальная  стратегия подготовки специалистов различных профессий, необходимых  для работы в условиях интенсивного развития промышленности и высоких технологий. 
Другой важной социально-экономической проблемой, непосредственно затрагиваемой Стратегией, является обеспечение занятости. Ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью, с одной стороны, ведет к росту занятости и межотраслевому перетоку рабочей силы, а с другой стороны, инновационное развитие повлечет за собой снижение занятости в отдельных отраслях, особенно рабочих с низкой квалификацией.

 Неотъемлемым условием  успешной реализации индустриально-инновационной стратегии является наличие качественного человеческого капитала. Образовательный сектор является одной из главных "горячих точек" обеспечения устойчивого развития экономики всех стран. 
В условиях глобализации экономически развитые страны сделали главным приоритетом своей политики привлечение наиболее перспективных ученых и высококвалифицированных специалистов.

Основными направлениями  развития рынка ценных бумаг на период до 2010 года станут:

развитие внутренних институциональных инвесторов; 
стимулирование улучшения качества ценных бумаг и их производных и внедрение новых видов финансовых инструментов;

совершенствование защиты и прав инвесторов и обеспечение  сохранности пенсионных и резервных  активов;

развитие технической  инфраструктуры рынка ценных бумаг;

дальнейшее развитие двухуровневой системы регулирования  рынка ценных бумаг.

В качестве крупных институциональных  инвесторов будут развиваться банки  второго уровня как сконцентрировавшие наибольший объем ресурсов, а также  страховые организации по мере развития страхового рынка. В рамках развития страховых организаций рыночная оценка их резервных активов приведет к единому стандарту с оценкой пенсионных активов.

Развитие инновационной  активности и переход к экономике  инновационного типа являются способами обеспечения устойчивого экономического развития республики. Однако осуществление данной задачи на практике осложняется практическим отсутствием инновационной инфраструктуры, специализированных субъектов инновационной деятельности и действенных механизмов стимулирования инновационной активности.

 Невостребованность  научных разработок и, как следствие,  низкий уровень инновационной  активности в промышленности  обусловлены недооценкой роли  науки в реформировании экономики,  в то время как повышение производительности факторов производства возможно именно за счет научно-технического и инновационного прогресса.

В Казахстане по сравнению  с индустриально развитыми странами развитие науки имеет принципиальные особенности. В развитых странах  отмечается ежегодное увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренное освоение нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие созданию и развитию корпоративного сектора науки, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана