Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа
Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85
Об успешной инвестиционной политике Казахстана также шла речь и во время встречи Н. Назарбаев с президентом Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Чэнь Гэн сообщил Главе нашего государства о том, что строительство казахстанско-китайского нефтепровода «Атасу – Алашанькоу» будет завершено к 16-му декабря 2007 года, то есть ко дню независимости нашей республики. Также господин Гэн сообщил о приобретении Китайской национальной нефтегазовой корпорацией контрольного пакета «Петро-Казахстан».
Таким образом, Казахстан, являясь полноправным членом международного сообщества, создал реальные основы для взаимовыгодного сотрудничества с иностранными инвесторами.
Глава 2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)
2.1 Оценка состояния
и тенденции использования
В настоящее время Республика Казахстан добилась значительных результатов в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Улучшение инвестиционного климата в стране является одним из приоритетов деятельности Правительства. В результате постоянной работы в этом направлении, Казахстан по оценкам международных экспертов признан лидером в проведении инвестиционных реформ среди стран СНГ.
Свидетельством улучшения
инвестиционного климата в
В своей инвестиционной политике Казахстан придерживается принципов стабильности и определенности в отношениях с инвесторами, прозрачности законодательных норм, защиты интересов инвесторов, равных условий для местных и иностранных инвесторов, стабильности ранее заключенных контрактов.
Благодаря политике открытости
и либерализации
Благодаря своему геополитическому положению, Казахстан, по сравнению с другими бывшими республиками СССР, располагает реальными возможностями для расширения транспортно-транзитных услуг и в ближайшем будущем вполне может стать глобальным мостом между Европой и нарождающимися рынками Центральной Азии и Китая с одновременным выходом на рынки Юго-Восточной Азии, в пределах транспортной досягаемости - еще и на рынки стран Ближнего и Среднего Востока, а также Индии. Суммарная численность населения данного региона составляет 2,6 млрд. человек.
За годы суверенитета привлечены значительные объемы финансовых ресурсов и сформированы благоприятные условия для успешной работы инвесторов в приоритетных отраслях экономики. За период с 2005 по 2006 годы в экономику государства были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 34,3 млрд. долл. США. При этом только за последние 3 года объем привлеченных инвестиционных ресурсов составил 17,1 млрд. долл. США, что отражает нарастающую динамику роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Рассмотрим динамику и структуру инвестиционного процесса в РК.
Таблица 2. Поступление прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан в 2005-2006 гг. по странам (млн. долларов США)
Страна |
2005-2004 |
% |
2005 |
% |
9 месяцев 2006 |
% |
Австралия |
8,1 |
0,1 |
1,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Австрия |
20,4 |
0,2 |
0,4 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
Багамские острова |
7,1 |
0,1 |
1,6 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Бельгия |
162,7 |
1,7 |
8,0 |
0,3 |
0,6 |
0,0 |
Британские Виргинские острова |
183,5 |
1,9 |
10,0 |
0,4 |
6,3 |
0,2 |
Бахрейн |
1,6 |
0,0 |
3,5 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Великобритания |
1220,1 |
12,5 |
464,5 |
16,9 |
409,0 |
12,8 |
Венгрия |
3,7 |
0,0 |
3,2 |
0,1 |
1,8 |
0,1 |
Венесуэла |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Германия |
191,6 |
2,0 |
68,8 |
2,5 |
23,6 |
0,7 |
Нидерланды |
283,8 |
2,9 |
110,0 |
4,0 |
132,9 |
4,1 |
Гонконг |
3,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Дания |
1,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Израиль |
1,2 |
0,0 |
2,7 |
0,1 |
1,2 |
0,0 |
Индонезия |
179,3 |
1,8 |
68,1 |
2,5 |
47,0 |
1,5 |
Индия |
3,2 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
1,1 |
0,0 |
Исланидия |
153,5 |
1,6 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Италия |
164,6 |
1,7 |
351,0 |
12,7 |
361,2 |
11,3 |
Ирландия |
24,1 |
0,2 |
2,0 |
0,1 |
1,1 |
0,0 |
Канада |
245,0 |
2,5 |
145,5 |
5,3 |
420,7 |
13,1 |
Каймановы острова |
3,5 |
0,0 |
33,5 |
1,2 |
8,2 |
0,3 |
Кипр |
38,8 |
0,4 |
6,7 |
0,2 |
3,6 |
0,1 |
Китай |
461,3 |
4,7 |
89,2 |
3,2 |
201,0 |
6,3 |
Лихтенштейн |
14,4 |
0,1 |
3,0 |
0,1 |
3,7 |
0,1 |
Норвегия |
32,5 |
0,3 |
9,5 |
0,3 |
10,7 |
0,3 |
Объединенные Арабские Эмираты |
0,4 |
0,0 |
2,3 |
0,1 |
0,4 |
0,0 |
Саудовская Аравия |
3,4 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
1,3 |
0,0 |
Словацкая Республика |
5,7 |
0,1 |
2,7 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Сингапур |
13,5 |
0,1 |
1,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
США |
3210,1 |
32,8 |
994,7 |
36,1 |
1219,8 |
38,1 |
Турция |
473,8 |
4,8 |
30,7 |
1,1 |
21,4 |
0,7 |
Франция |
116,6 |
1,2 |
34,1 |
1,2 |
38,5 |
1,2 |
Чехия |
42,5 |
0,4 |
4,7 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
Швейцария |
150,4 |
1,5 |
18,3 |
0,7 |
6,7 |
0,2 |
Швеция |
9,1 |
0,1 |
1,0 |
0,0 |
1,0 |
0,0 |
Южная Корея |
1494,2 |
15,3 |
56,8 |
2,1 |
71,3 |
2,2 |
Япония |
285,7 |
2,9 |
18,1 |
0,7 |
20,2 |
0,6 |
Страны ближнего зарубежья |
81,3 |
0,8 |
175,0 |
6,3 |
158,2 |
4,9 |
в т. ч. Российская Федерация |
68,3 |
0,7 |
163,2 |
5,9 |
140,6 |
4,4 |
Прочие |
484,7 |
5,0 |
32,0 |
1,2 |
31,7 |
1,0 |
Всего поступлений |
9780,9 |
100,0 |
2756,1 |
100,0 |
3205,2 |
100,0 |
Источник: Данные Национального банка республики Казахстан. // national bank, 2006.
Наибольшие объемы иностранных прямых инвестиций в 2006 году получены Казахстаном от США -38 % всех инвестиций, по 13% приходилось на долю Канады и Великобритании, 11%-Италии, 6%-Китая, по 4% - Российской Федерации и Нидерландов.
В этой связи в Послании Президента страны от 4 апреля 2006 года предлагалось оптимизировать налоговую политику. Глава государства отметил важность осуществленного с 1 января 2007 года снижения ставки НДС с 16 до 15 %.
Данные показывают, что в РК в целом создан благоприятный инвестиционный климат. В литературе рассматривается в рамках понятия инвестиционный климат и понятие инвестиционная активность.
Необходимо отметить,
что в условиях усилившейся конкуренции
на мировом рынке, требуется своевременный
пересмотр приоритетов и
В начале 90-х годов главной задачей для Казахстана была стабилизация экономики через целенаправленное привлечение инвестиций в нефтегазовый и горнодобывающий секторы экономики, однако сегодня приоритеты экономической политики изменились.
Построение устойчивой и сбалансированной модели развития Казахстана требует решения вопросов диверсификации экономики страны.
В настоящее время актуальным становится развитие несырьевого сектора экономики. В этой связи в республике проводится политика по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики.
Роль государства в большей степени сведена к созданию законодательных условий для стимулирования притока инвестиций в несырьевые отрасли экономики. Разработана и принята соответствующая законодательная база, предусматривающая ряд льгот крупным инвесторам.
Значительные результаты принесла политика по привлечению инвестиций в фиксированные активы обрабатывающей промышленности посредством предоставления инвестиционных налоговых преференций. Объем инвестиций по заключенным в 2006 году 87 контрактам составил 833,5 млн. долларов США, что в 2,9 раза превышает показатель 2005 года.
Осуществляются качественные изменения в правовом поле инвестиционной деятельности. Деятельность иностранных и отечественных инвесторов в Казахстане регулируется единым законом – Законом «Об инвестициях». Тем самым правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов унифицирован и выступает в виде единых требований законодательства.
Государством принимаются активные меры поддержки прямых инвестиций, включающие предоставление инвесторам ряда инвестиционных преференций, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. К таким преференциям относятся налоговые и таможенные преференции, а также предоставление натурных грантов.
Конкретные условия налоговых преференций регулируются Налоговым Кодексом Республики Казахстан.
Реализуется программа активной информационной работы по презентации инвестиционных возможностей Республики Казахстан, в рамках которой казахстанской стороной вырабатываются предложения по продвижению новых инвестиций в Казахстане иностранными корпорациями. Осуществляются мероприятия по установлению отношений с зарубежными потенциальными инвесторами, формированию законотворческого процесса с улучшенным восприятием комментариев иностранных инвесторов. В ключевых международных центрах регулярно проводятся международные конференции, презентации, семинары и круглые столы. Заметно активизировалась работа внешнеполитического ведомства, дипломатического корпуса страны по созданию высокого имиджа страны и привлечению иностранных инвесторов.
В связи с этим, первостепенное
значение в проводимой инвестиционной
политике придается дальнейшему
улучшению инвестиционного
В целях дальнейшего
улучшения инвестиционного
Главным приоритетом сбалансированного развития отраслей промышленности является развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных и экспортоориентированных производств в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Для государственной поддержки этих процессов сформирована система институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные и конкурентоспособные сектора экономики.
В целях активизации инвестиций в несырьевые отрасли экономики в 2001 году создан АО «Банк Развития Казахстана». Он создан для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств.
Помимо Банка Развития Казахстана в реализации государственной инвестиционной политики принимают активное участие такие созданные институты развития как, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
В дальнейшем будет продолжена политика стимулирования притока отечественных и прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики, рационализации и повышения эффективности использования государственных инвестиций и мобилизация внутренних сбережений.
Необходимо будет осуществить комплекс организационных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности страны и улучшению инвестиционного климата. В этих целях, будет продолжена работа по совершенствованию существующей нормативной правовой базы, стимулирования процесса привлечения инвестиций.
Важной задачей инвестиционной политики станет стимулирование инвестирования в жилищное строительство.
Улучшение инвестиционной привлекательности страны является не только одним из множества осуществляемых государством мероприятий, но и одним из важнейших механизмов обеспечения стратегических интересов государства, поступательного и устойчивого развития экономики. В этой связи, основными задачами государства в ближайшей и среднесрочной перспективе остаются продолжение структурных и институциональных преобразований, направленных на улучшение инвестиционного климата и расширение инвестиционного потенциала Казахстана.
В процессе реализации основных целей привлечения иностранных инвестиций решаются следующие важные социальные и экономические задачи15:
1) содействие структурным преобразованиям в экономике и развитию рыночных отношений;
2) развитие конкурентной среды в производстве;
3) развитие и повышение эффективности экспортного потенциала, преодоление его сырьевой направленности, усиление экспортной экспансии и упрочение ее позиций на внешних рынках;
4) повышение научно-технического уровня производства и увеличение доли конкурентноспособной продукции на основе новой техники и технологии, методов управления и сбыта:
5) формирование полных и законченных технологических циклов с выпуском продукции высокой степени готовности к производственному и непроизводственному потреблению;
6) содействие развитию депрессивных, отдаленных, трудоизбыточных и экологически неблагополучных районов;
7) создание новых рабочих мест.
Главная суть принимаемых мер должна состоять в создании привлекательного инвестиционного климата для инвесторов вообще для иностранных в особенности, в активном поиске наиболее перспективных и устойчивых зарубежных инвесторов и направлении их канала главным образом в приоритетные отрасли производства и виды деятельности. Для решения поставленных задач нужны следующие условия:
Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана