Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа
Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85
ЧПД(37%) =314,564 – 309,218 = 5,346 млн. тенге
Таблица 15
Расчет чистого приведенного дохода
Годы |
Чистый денежный поток |
Инвестиционные вложения |
Коэффициент дисконтирования для ставки 38 % |
Дисконтированный денежный поток |
Дисконтированные инвестиционные вложения |
2007 |
---- |
185,5 |
1 |
---- |
185,5 |
2008 |
43,98 |
56,25 |
0,725 |
31,885 |
40,781 |
2009 |
112,18 |
87,75 |
0,525 |
58,894 |
46,069 |
2010 |
215,7 |
92,25 |
0,381 |
82,182 |
35,147 |
2011 |
215,7 |
---- |
0,276 |
59,533 |
---- |
2012 |
215,7 |
---- |
0,200 |
43,14 |
---- |
2013 |
158,35 |
---- |
0,145 |
22,961 |
---- |
2014 |
81,27 |
---- |
0,105 |
8,533 |
---- |
Итого: |
1042,88 |
421,75 |
---- |
307,128 |
307,497 |
ЧПД(38%)=307,128 – 307,497 = - 0,369 млн. тенге
Формула для расчета внутренней нормы доходности:
ВНД=К1+(ЧПД1/(ЧПД1-ЧПД2)) х (К2-К1);
К1=37%; ЧПД1=5,346;
К2=38%; ЧПД2=-0,369;
ВНД=0,37+(5,346/(5,346+0,369))
Анализ показателей
эффективности и оценка эффективности
оптимизированного
При расчете ИД сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. ИД показывает, сколько дохода получает инвестор в результате осуществления этого проекта на каждый вложенный тенге. В рассматриваемом проекте ИД>1 (1,57), следовательно, проект можно считать экономически эффективным.
Период окупаемости
данного инновационного
Для оценки эффективности проекта сравним значение ВНД с нормой дисконта. В нашем случае ВНД = 37,94%, что превышает ставку дисконта 17% и ЧПД>0, следовательно, проект считается эффективным. При сравнении исходного инновационного проекта с оптимизированным можно сделать следующие выводы: ЧПД оптимизированного инновационного проекта в 5,45 раза превышает ЧПД исходного проекта. В результате мероприятий по оптимизации инновационного проекта было достигнуто увеличение ЧПД на 164,333 млн. тенге (ЧПД(исх. пр.) = 36,929 млн. тенге; ЧПД (опт. пр.) = 201,262 млн. тенге). Следовательно, оптимизированный инновационный проект является более эффективным. Показатель ИД удобен при сравнении различных проектов. Проект, у которого ИД больше, следует считать наиболее эффективным. В нашем случае ИД (опт.пр.=1,57) > ИД (исх. пр.= 1,114), следовательно целесообразно принять оптимизированный проект. Значение показателя периода окупаемости оптимизированного проекта также указывает на целесообразность принятия этого проекта. Посредством пересмотра некоторых показателей удалось сократить период окупаемости инновационного проекта с 6,282 лет до 4,47 лет. Более короткий период окупаемости свидетельствует о снижении инвестиционного риска и повышения ликвидности проекта. Проект считается эффективным, если его внутренняя норма доходности больше ставки дисконта и ЧПД положительное. В данном проекте эти условия выполняются: при ЧПД = 247,232 млн. тенге ВНД = 37,94>17.
Глава 3. Пути и
перспективы рационального
3.1. Меры по
оптимизации инвестиционных
После обретения независимости Казахстан рассматривается в глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна.
В настоящее время
развитие Казахстана происходит по классическому
экономическому сценарию, так как
сравнительное экономическое
Интенсивное развитие производства
и экспорта сырьевых ресурсов позволило
национальной экономике преодолеть
кризис и обеспечить в последние
три года высокие темпы экономического
роста.
Прогресс развития экономики Казахстана заключается
в том, что благодаря проведению государственной
политики по привлечению иностранных
инвестиций в сырьевые отрасли промышленности
и осуществлению структурно-институциональных
преобразований в финансовой сфере в стране
происходит рост уровня жизни и накопление
финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной
перспективе обеспечить переход на постиндустриальное
сервисно-технологическое развитие.
Сегодня можно констатировать,
что Казахстан признан в
Всемирный Банк включил
Казахстан в число 20 стран мира,
наиболее привлекательных для
В соответствии с принятой
моделью в стратегическом плане
Казахстан формируется как
За 2001-2003 годы среднегодовой темп роста
ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2010
году его среднегодовой темп роста должен
составлять 7,2%. 20
Можно констатировать, что
в области реализации стратегического плана экономика
страны взяла хороший старт. В среднесрочной
перспективе необходимо продолжить ускоренное
развитие и одновременно проводить качественные
изменения в экономике и социальной сфере.
Вместе с тем Казахстан как страна малой
экономики, аккумулирующей в себе крупный
потенциал топливного и минерального
сырья, мало привлекателен для инвестиций
в обрабатывающие отрасли промышленности.
Это делает экономику уязвимой и чувствительной
к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых
ресурсов.
Мировой опыт показывает, что некоторые развивающиеся страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья.
Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.
С учетом опасности перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.
Эта мера позволяет также
исключить валютное давление на казахстанскую финансовую
систему и обеспечить обменный курс тенге,
стимулирующий экспорт и сдерживающий
импорт готовой продукции.
Констатируя прогресс в области структурно-институциональных
реформ, повышения надежности финансового
сектора и ускоренные темпы роста экспортного
потенциала страны, необходимо отметить,
что обрабатывающие отрасли промышленности,
а также отрасли, оказывающие услуги производственного
характера, не получили должного развития.
В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты пищевой промышленности могут конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем рынке, а остальная продукция обрабатывающей промышленности сегодня поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, а также защитных таможенных пошлин. До 2004 года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно-обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пени по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности облагалась НДС по нулевой ставке до 2003 года. 21
В современной экономике Казахстана существуют следующие проблемы:
сырьевая направленность экономики;
слабая интеграция в мировую экономику;
слабая межотраслевая
и межрегиональная
низкая производительность
обрабатывающей промышленности;
незначительный потребительский спрос
на товары и услуги на внутреннем рынке
(малая экономика);
неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;
нарастающий износ основных фондов в отраслях
экономики, не входящих в нефтегазовый
и горно-металлургический комплексы;
общая техническая и
технологическая устарелость
отсутствие эффективной связи науки с производством;
низкие расходы на НИОКР;
слабая адаптированность
отечественной науки к условиям
рыночной экономики, отсутствие действенных
механизмов доведения научно-
отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;
отсутствие стимулов
для отечественных финансовых институтов
к инвестициям в обрабатывающие
секторы экономики;
низкий экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей
промышленности;
несоответствие менеджмента
задачам адаптации экономики
к процессам глобализации и переходу
к сервисно-технологической
Стратегия индустриально-инновационного развития разработана в соответствии с поручениями разработки Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана
Разработчики Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком и др.
Целью стратегии является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевойнаправленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно- технологической экономике
Задачами стратегия можно назвать: обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; иверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.
Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана