Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

 

ЧПД(37%) =314,564 – 309,218 = 5,346 млн. тенге

Таблица 15

Расчет чистого  приведенного дохода

Годы

Чистый денежный поток

Инвестиционные  вложения

Коэффициент дисконтирования  для ставки 38 %

Дисконтированный  денежный поток

Дисконтированные  инвестиционные вложения

2007

----

185,5

1

----

185,5

2008

43,98

56,25

0,725

31,885

40,781

2009

112,18

87,75

0,525

58,894

46,069

2010

215,7

92,25

0,381

82,182

35,147

2011

215,7

----

0,276

59,533

----

2012

215,7

----

0,200

43,14

----

2013

158,35

----

0,145

22,961

----

2014

81,27

----

0,105

8,533

----

Итого:

1042,88

421,75

----

307,128

307,497


 

ЧПД(38%)=307,128 – 307,497 = - 0,369 млн. тенге

Формула для расчета  внутренней нормы доходности:

ВНД=К1+(ЧПД1/(ЧПД1-ЧПД2)) х (К2-К1);

К1=37%; ЧПД1=5,346;

К2=38%; ЧПД2=-0,369;

ВНД=0,37+(5,346/(5,346+0,369))х(0,38-0,37) = 0,37935 = 37,94 %;

Анализ показателей  эффективности  и оценка эффективности  оптимизированного инновационного проекта. ЧПД определяется при сопоставлении величины производственных инвестиций и общей суммой денежного потока в течении прогнозируемого периода времени и характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для соответствующего проекта. Так как ЧПД данного проекта величина положительная (ЧПД=201,262>0), то имеет место превышение денежного потока над инвестиционными вложениями, следовательно, проект к рассмотрению принимается.

  1. Индекс доходности

При расчете ИД сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. ИД показывает, сколько  дохода получает инвестор в результате осуществления этого проекта на каждый вложенный тенге. В рассматриваемом проекте ИД>1 (1,57), следовательно, проект можно считать экономически эффективным.

  1. Период окупаемости

 Период окупаемости  данного инновационного проекта  4,47 лет. То есть, в результате оптимизации инновационного проекта, мы получили значительно улучшенное значение показателя периода окупаемости.

  1. Внутренняя норма доходности

Для оценки эффективности  проекта сравним значение ВНД  с нормой дисконта. В нашем случае ВНД = 37,94%, что превышает ставку дисконта 17% и ЧПД>0, следовательно, проект считается эффективным. При сравнении исходного инновационного проекта с оптимизированным можно сделать следующие выводы: ЧПД оптимизированного инновационного проекта в 5,45 раза превышает ЧПД исходного проекта. В результате мероприятий по оптимизации инновационного проекта было достигнуто увеличение ЧПД на 164,333 млн. тенге (ЧПД(исх. пр.) = 36,929 млн. тенге; ЧПД (опт. пр.) = 201,262 млн. тенге). Следовательно, оптимизированный инновационный проект является более эффективным. Показатель ИД удобен при сравнении различных проектов. Проект, у которого ИД больше, следует считать наиболее эффективным. В нашем случае ИД (опт.пр.=1,57) > ИД (исх. пр.= 1,114), следовательно целесообразно принять оптимизированный проект. Значение показателя периода окупаемости оптимизированного проекта также указывает на целесообразность принятия этого проекта. Посредством пересмотра некоторых показателей удалось сократить период окупаемости инновационного проекта с 6,282 лет до 4,47 лет. Более короткий период окупаемости свидетельствует о снижении инвестиционного риска и повышения ликвидности проекта. Проект считается эффективным, если его внутренняя норма доходности больше ставки дисконта и ЧПД положительное. В данном проекте эти условия выполняются: при ЧПД = 247,232 млн. тенге ВНД = 37,94>17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути и  перспективы рационального использования  иностранных инвестиций в РК на современном  этапе

3.1. Меры по  оптимизации инвестиционных процессов  в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны

 

После обретения независимости  Казахстан рассматривается в  глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки  нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна.

В настоящее время  развитие Казахстана происходит по классическому  экономическому сценарию, так как  сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых.

Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило  национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние  три года высокие темпы экономического роста. 
Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие.

Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом  сообществе как государство с  рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг.

Всемирный Банк включил  Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику  страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.

В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане  Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной  на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции  и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира. 
За 2001-2003 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2010 году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2%. 20

Можно констатировать, что  в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере. 
Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.

Мировой опыт показывает, что некоторые развивающиеся  страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья.

Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство  и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.

С учетом опасности перенасыщения  экономики большими доходами от сырьевого  сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.

Эта мера позволяет также  исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции. 
Констатируя прогресс в области структурно-институциональных реформ, повышения надежности финансового сектора и ускоренные темпы роста экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития.

В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты пищевой промышленности могут конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем рынке, а остальная продукция обрабатывающей промышленности сегодня поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, а также защитных таможенных пошлин. До 2004 года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно-обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пени по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности облагалась НДС по нулевой ставке до 2003 года. 21

В современной экономике  Казахстана существуют следующие проблемы:

сырьевая направленность экономики;

слабая интеграция в  мировую экономику;

слабая межотраслевая  и межрегиональная экономическая  интеграция внутри страны;

низкая производительность обрабатывающей промышленности; 
незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика);

неразвитость производственной и социальной инфраструктуры; 
нарастающий износ основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплексы;

общая техническая и  технологическая устарелость предприятий; 
отсутствие эффективной связи науки с производством;

низкие расходы на НИОКР;

слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных  механизмов доведения научно-технологической  продукции до уровня товара и, как  следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;

отсутствие современной  системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;

отсутствие стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики; 
низкий экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей промышленности;

несоответствие менеджмента  задачам адаптации экономики  к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

Стратегия индустриально-инновационного развития разработана в соответствии с поручениями разработки Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана

Разработчики Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком и др.

Целью стратегии является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевойнаправленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно- технологической экономике

Задачами стратегия  можно назвать: обеспечение в  обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; иверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана