Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

В 1990 г. власть официально перешла из рук генерала Пиночета к гражданскому правительству во главе с П. Айлвином, генерал же оставался до марта 1998 г. на посту  командующего сухопутных войск. В стране начался новый тур преобразования политического, экономического и социального характера.

В конце 1993 г. в Чили состоялись вторые после ухода А. Пиночета демократические  выборы и Президентом стал Э. Фрей, сын популярного в 60-х гг. Президента Э. Фрея. Приход демократии в Чили сопровождался не расслаблением экономической политики, а ее упорядочением и даже некоторым ужесточением с ориентацией на успешный опыт "азиатских тигров".

В результате в Чили удалось  преодолеть кризисное положение  с притоком иностранных инвестиций и добиться быстрого их прироста. Помимо удачного законодательства важную роль при этом сыграли стабильность экономики и устойчивость темпов ее развития. Большое значение имела и проведенная в начале 90-х гг. частичная приватизация горнорудной промышленности, вызвавшая большой приток в нее капиталовложений из- за рубежа, а также денационализация ряда других отраслей (в настоящее время в сфере государственного управления остались только старые меднорудные месторождения и добыча нефти). Эти меры вкупе с другими позволили добиться роста инвестиций до 30% в 90-х гг. по сравнению с 15- 17% в 70-80-е гг. Следует также отметить, что наряду с привлечением прямых капиталовложений из-за рубежа Важное значение имела и конверсия государственных ценных бумаг. Так, из 4,6 млрд. долл. общего объема прямых иностранных инвестиций в 2005 г. за ее счет было привлечено более 2 млад. долл.

Важная причина стабилизации экономической ситуации кроется  в жесткой финансовой дисциплине, проводимой Чили и отличающей ее, в  частности, от соседней Аргентины. Финансовый кризис, разразившийся в Мексике в конце 2005 г., особенно сильно сказался на экономике Аргентины и практически не повлиял на Чили. Произошло так в значительной мере благодаря тому, что здесь, в отличие от соседней страны, был поставлен заслон притоку спекулятивных краткосрочных капиталов ("горячие", "летучие" деньги), которые, внезапно убегая, оказывают "взрывной эффект". Чтобы предотвратить в дальнейшем подобный "эффект текилы", в середине 1995 г. был издан новый декрет, Согласно ему при привлечении любого зарубежного займа или краткосрочного банковского депозита должны быть зарезервированы в Центральном банке 30% от суммы этого депозита сроком на один год и без выплаты процентов по подобному вкладу. Такое требование придает определенную финансовую силу подобному депозиту и также налагается на все притоки капитала на чилийский фондовый рынок.

Надо отметить, что  приток иностранного капитала в экономику  Чили все еще остается довольно высоким. Так как это подвергает определенной опасности валютный курс и состояние  платежного баланса, Центральный банк "стерилизует" его, выпуская деноминированные в песо ценные бумаги на местный рынок, снижая тем самым степень воздействия притока иностранного капитала на де- нежное предложение внутри страны.

Хотелось бы также  уделить внимание тому, что важным элементом финансовой устойчивости явилось предоставление Центральному банку самостоятельного статуса с 1990 г., что позволило ему проводить профессиональный, не связанный с текущей политической конъюнктурой курс.

0 новом финансовом  положении Чили говорит тот  факт, что страна с конца 80-х  гг. стала превращаться в экспортера капитала. За первую половину 90-х гг. Чили инвестировала за границу 4,5 млрд. долл., причем главным направлением явилась Ла- тинская Америка, прежде всего соседняя Аргентина. Этому процессу в немалой степени способствовала происходящая в регионе приватизация, на- пример разгосударствление энергосистемы, куда было направлено 35% чилийских капиталов (нехватка собственных энергетических ресурсов), что составляет 13,8% всех привлеченных в Аргентину иностранных инвестиций за 90-е гг.

Итак, в регионе наиболее интенсивными темпами растет экономика Чили (7,0% в среднем за 1991-1997гг.). Кроме того, это единственная в Латинской Америке страна, где на протяжении десятилетия выдерживается стабильная динамика ВВП и с 1990 г. удалось обеспечить прирост реальной заработной платы.

Что же непосредственно  касается привлечения иностранных  инвестиций, то необходимо обратить особое внимание на тот факт, что в основной своей массе они направляются в до- бывающую отрасль промышленности, а именно в расширение добычи меди, а также в сферу услуг. За 1997 год в разработку полезных ископаемых было вложено 3 659 млн. долл., в сферу услуг - 1 295 млн. долл., в коммунальные услуги (га, электричество и вода) – 1 695 млн., в промышленное производство – 510 млн. долл. Совокупные иностранные инвестиции во все отрасли экономики в 1997 г. составили 7 894 млн. долл., и выросли по сравнению с 2005 г. на 26,6%.

За период с 1974 по 1997 гг. в экономику Чили было привлечено 50 767 млн, долл., из них в добывающую промышленность – 27 459 млн. долл. (54.1% от суммы всех привлеченных иностранных инвестиций), в сферу услуг – 9 499 млн. долл. (18.7%), в перерабатывающую промышленность - 6 097 млн. (12.0%), в сферу коммунальных услуг - 3 150 (б.2%), транс- порт и коммуникации - 2 910 млн. (5.6%), строительство – 637 млн. (1.3 %) и в ряд других отраслей.

Если же исследовать  структуру инвестиций с точки  зрения их происхождения, то основная их часть привлекалась из Северной Америки (52.6%). С большим разрывом на втором месте следует Европейский союз (25.7 %), затем АТР (7.7%), Центральная Америка и страны Карибского бассейна (4.4%), Африка (преимущественно ЮАР - 3.9%), Южная Америка - (3.0%).

Чили по-прежнему располагает  высоким коэффициентом доверия  на международном рынке капиталов. По уровню доверия Чили находится на 30-м месте, индекс доверия составляет 63.2 (максимум – 100). Кредитный рейтинг на конец 1997 г. определялся как ВВ+. Страна входит в десятку стран с наиболее высокими темпами развития, прогнозный рост ВВП в 1998 г. составит 7.8%.

Хотелось бы отметить, что, хотя все еще преобладают прямые капиталовложения, их доля тем не менее уменьшается в пользу портфельных инвестиций. На мой взгляд, это в первую очередь связано с завершением приватизации в стране. Помимо этого, почти 90 % экспорта Чили составляет медь и ее продукты. Оставшаяся же часть экспорта приходится на продукты пищевой промышленности (различные концентраты, рыбные консервы, полуфабрикаты и т.д.), то есть налицо все еще моноэкспортная экономика, хотя в последние годы в стране растет объем добычи золота: с 18 тонн в 1981 г,, после принятия основного закона о горных концессиях и декрета Пиночета об иностранных инвестициях, до более 52 тонн в 1997 г. Причем основная добыча золота ведется на двух месторождениях: первое - Чукикамата, которое на сегодняшний день является вторым по величине месторождением в мире, и Кояуси, где действует ряд крупных североамериканских компаний. Они намерены вложить в него более 2 млрд. долл. Основную часть компаний составляют канадские. За счет очень высоких экологических требований канадцам гораздо выгоднее осваивать южно-американские месторождения, нежели свои. Очень много компаний из Австралии, Японии, Финляндии, Великобритании, ЮАР, США, Испании.

При анализе чилийского опыта привлечения иностранных  инвестиций непременно возникает вопрос, в чем секрет успеха проводимой программы инвестирования в национальную экономику, особенно если учесть тот факт, что Чили, несмотря на высокие темпы экономического роста за последние десять лет, практически по основным позициям осталась моноэкспортирующей страной, Состояние платежного баланса Чили напрямую связано с конъюнктурой мировых цен на медь. Почему экономика страны в наименьшей степени в регионе подвержена влияниям извне?12

Прежде всего этому  процветанию Чили способствовал тот факт, что здесь был отмечен наибольший для региона уровень внутренних накоплений (25.6% от ВВП в среднем с 1991 по 1997 гг.), что превышает среднемировое значение, чему в немалой степени способствовала проведенная в 1985 г. пенсионная реформа, согласно которой создаваемые пенсионные фонды имели право инвестирования в чилийские предприятия. Определенную роль сыграло и действующее законодательство, благодаря которому ставились определенные преграды на привлечение портфельных инвестиций. Немаловажным фактором оказался процесс приватизации, особенно в тех отраслях, где до 1973 г. существовала государственная собственность. По объему приватизации, охватившей период почти в 24 года (1973 – 1997 гг.) Чили занимает одно из ведущих мест в Латинско-Карибской Америке, несмотря на тот факт, что в случае передачи приватизированного предприятия иностранному инвестору ставились нормативные требования, в частности, по обновлению имеющегося на предприятии оборудования на строго оговоренную сумму.

Итак, подводя итоги  исследования, прежде всего необходимо подчеркнуть, что Чили является первой страной, внедрившей у себя идеи Милтона Фридмана.13

Привлечение прямых иностранных  инвестиций в большинстве своем  приходится на добывающую отрасль промышленности. Однако экономика Чили не подвержена колебаниям мирового рынка, что особенно проявилось во время Мексиканского кризиса конца 2005 г., что связано с начавшейся отдачей от созданных в 1985 г. пенсионных фондов и высоким уровнем внутренних сбережений.

В целом, для проведения политики привлечения иностранных инвестиций необходимо:

– постоянство и последовательность в проводимой общеэкономической  политике;

– наличие обширного  спектра частной собственности;

- подавление инфляционных  ожиданий;

– макроэкономическая стабилизация и система, уравновешивающая соотношение внешних и внутренних инвестиций.

Таким образом, опыт привлечения  иностранных инвестиций в экономику  Чили является весьма полезным для  изучения в Казахстане, однако с  учетом национальных особенностей Республики и современного состояния мирового рынка капиталов14.

В странах СНГ иностранные  инвестиции также сыграли и сыграют  большую роль в развитии экономики. Так, объем иностранных инвестиций в основной капитал Республики Узбекистан за январь-декабрь 2006 года составил 94047 тыс. долл. США, в том числе под гарантию Правительства 28160 тыс. долл. США, то есть без гарантии Правительства 65887 тыс. долл. США. Объем иностранных кредитов в основной капитал за 2006 год 306842 тыс. долл. США в том числе под гарантию Правительства 284211 тыс. долл. США, то есть без гарантии Правительства 22631 тыс. долл. США.

Общий объем  иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал за январь-декабрь 2006 года составил 400889 тыс. дол. США. Из них без гарантии Правительства 88528 тыс. долл. США. В последние годы усиливается присутствие зарубежного капитала в экономике Узбекистана - если в 1993 году иностранные инвестиции составили всего 0,8% от общего объема капитальных вложений, то в 2005 году этот показатель составил 20,3%.

Разработана целостная  система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями, включающая в себя. C целью дальнейшего стимулирования привлечения иностранных инвестиций в создание совместных производств в регионах Республики Узбекистан, постановлением Кабинета Министров №459 утверждена "Программа создания в регионах республики предприятий с иностранными инвестициями". Согласно которой, в период до 2006 года в регионах республики запланировано создание 292 предприятий с иностранными инвестициями во всех отраслях экономики, как: переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, легкая промышленность (производство текстильных изделий, пряжи, переработка хлопка и т.д.), производство строительных материалов, пищевая, химическая, электротехническая, машиностроение, производство товаров народного потребления и в прочих отраслях. А также, в целях формирования благоприятных условий для создания и ускоренного развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, предприятий с иностранными инвестициями в регионах, в частности на территории Республики Каракалпакстан и Хорезмской области: Производственные малые, средние предприятия и микрофирмы, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Каракалпакстан и Хорезмской области, независимо от системы налогообложения, уплачивают налоги (средние предприятия налог на доход) по ставкам, сниженным против действующих на 50%.

Потенциальным иностранным инвесторам в настоящее  время предлагаются разные формы  вложения инвестиций - создание совместных предприятий, предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий и т.д., а также множество конкретных проектов в различных отраслях экономики: индустриальном комплексе, сельском хозяйстве, транспорте, телекоммуникации, строительстве, здравоохранении, туризме.

Развитые страны мира также представляют интерес  для Казахстана, так как наша страна ставит перед собой цель – войди  в 50 наиболее развитых стран мира.

Так, например, в начале 2007 года Делегация Министерства индустрии и торговли и представителей институтов развития совершила ознакомительный визит в Ирландию, где состоялась договоренность о совместной организации в будущем году поездки официальных лиц и деловых кругов этой страны по Казахстану для изучения рынка и дальнейшего развития сотрудничества.

Эта страна занимает лидирующие позиции в мире по привлечению  иностранных инвестиций, производству программного обеспечения и фармацевтической продукции. И понятно, почему вызывает практический интерес для нашей страны, особенно в свете реализации программ по развитию высокотехнологических секторов экономики и созданию инновационных парков. Казахстанская делегация провела встречи с руководством министерства промышленности, торговли и занятости населения Ирландии и государственной организации «Enterprice Ireland». Для наших специалистов было полезно познакомиться с передовым опытом по привлечению иностранных инвестиций и развитию таких наукоемких производств, как информационные технологии, инновации и фармацевтика.  В ходе визита казахстанская делегация посетила крупнейший в Ирландии парк высоких технологий для ознакомления с основными принципами его функционирования.

Политика в области  инвестиций США также интересна  для нашей страны. Вэтой связи в начале 2006 года Глава государства принял в Астане председателя российского «Внешэкономбанка» Владимира Дмитриева и главного управляющего директора американской инвестиционной компании «Мерил Линч Европа» Эндрю Серджио Газитуа.

На встрече речь шла  об инвестиционной деятельности в Казахстане и наиболее перспективных проектах в этой сфере. Владимир Дмитриев отметил, что у «Внешэкономбанка» хорошие  партнерские отношения с Банком Развития Казахстана, а БРК сотрудничает с государственным банком Китая. Дмитриев предложил развивать сотрудничество между тремя этими банками в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.

Как отмечают в США, ключевые направления, отмеченные Президентом Казахстана - энергетика, транспортная инфраструктура и жилищное строительство могут быть реализованы при активном участии российского капитала и российского бизнеса.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана