Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

В условиях рыночной экономики  возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие  имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.

Принятие решений инвестиционного  характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.

Инвестицонной практике нефтегазовой сферы РК известен  целый ряд формализованных методов, расчеты с помощью которых  могут служить основой для  принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые данные оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения. Риск в этом плане выражает оценку возможности возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных для конкретного участника последствий. Экономические проблемы, с которыми сталкиваются страны ЕврАзЭС в рамках инвестиционного проектирования породили спрос на дистанционные оценки состояния системы в целом, и оценки предполагаемого бизнеса, в который потенциально возможны дополнительные инвестиции.

Дистанционные оценки состояния  проектов, различные рейтинги помогают определить, куда необходимо вкладывать деньги в "переходной" экономике. В целом, принципы привлечения иностранного капитала в республику можно оценивать как вполне конструктивные, содействующие проведению экономических реформ. Происходящие в Казахстане перемены закладывают основы для его последующего включения в международную систему ввоза и вывоза капитала. Существующая еще него готовность или слабая готовность отечественных структур к взаимодействию с ТНК и их зарубежными партнерами обусловлена отсутствием должной подготовки и опыта, недостаточностью знания условий рыночного сотрудничества и действенных рычагов продвижения предпринимательства в перспективные зоны активного инвестирования, в том числе в русле кооперации рыночного типа с иностранным предпринимательским капиталом.

 

Заключение 

 

Мы рассмотрели  вопросы  анализа инвестиционного процесса в РК в системе мирового опыта  привлечения иностранных инвестиций, и его значение для предприятий РК в том виде,   который универсален   для всех  субъектов инвестиционного процесса, независимо от рода их деятельности. Однако  специализация   предприятия, страновой фактор  накладывают   свои особенности на  задачи и результаты анализа инвестиционной привлекательности.

Группировка показателей  инвестиционной привлекательности РК для международных инвесторов, данная в этой работе,  достаточно условна.  Речь идет  о том,  какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических и  физических лиц - инвесторов,  имеющих с  ним экономические  отношения, в  конечном итоге. 

В системе изучения в теоретической части работы мирового опыта привлечения иностранных  инвестиций можно сделать следующий вывод о том, что:

1. Иностранные инвесторы рассматривают Казахстан в качестве привлекательного рынка по следующим основным причинам:

• доступ к природным ресурсам;

• большой потенциал рынка;

• потенциальный коэффициент прибыли;

• желание занять место в регионе раньше своих конкурентов;

• стратегическое расположение Казахстана для бизнеса.

2. Одним из важных факторов инвестиционной привлекательности Республики Казахстан стало проведение глубоких институциональных преобразований по следующим ключевым направлениям:

*    демонополизация  производства;

* приватизация государственной собственности;

* реформирование бюджетной и налоговой системы;

* трансформация банковской системы;

* пенсионная реформа;

* формирование системы медицинского страхования;

* реформа жилищно-коммунального сектора.

3. В аналитической части работы был проведен анализа инвестиционного процесса в РК. В этой связи стоит отметить, что за годы реформ инвестиционная активность в нашей стране 
кардинально менялась. Если в первые годы рыночного реформирования и 
становления    государства    объем    инвестиций    в    основной    капитал 
неуклонно падал, то,  начиная с   1997 года, наблюдаются устойчивые 
темпы роста этих инвестиций.

3. Сегодня иностранные инвестиции стали одним из важнейших источников финансирования инвестиций в республике. Казахстан стоит на первом месте среди стран СНГ по доле привлекаемых зарубежных средств в экономику страны в общем объеме инвестиций в основной капитал. Главными странами-инвесторами в Казахстане по-прежнему являются США. Великобритания, Италия, Южная Корея, Китай, Канада, Нидерланды и Россия. Проведенная   оценка   инвестиционного   климата   Республики 
Казахстан, осуществленная на базе экспертных оценок инвестиционной 
благоприятности         проведенной         международными         кредитными 
организациями,      показало,      что      несмотря      на      благоприятный инвестиционный климат, существуют ряд недостатков, которые влияют на эффективность привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций.

4. Для дальнейшего создания благоприятного инвестиционного климата, усиления отечественной и иностранной инвестиционной активности целесообразно: содействовать и инициировать разработку и реализацию совместных проектов с инвесторами; продолжить работу по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности в рамках проектов и программ торгово-экономического сотрудничества с международными финансовыми организациями и целевых займов правительства развитых страны; совершенствовать механизм внутреннего заимствования местными исполнительными органами.

5. Одной из важных задач Индустриально-иновационной программы развития Республики Казахстан до 2015 года является реализация целевых инвестиционных и научно-технических программ, создание и деятельность государственных институтов развития, регулирование инвестиционной и стимулирование инновационной активности, что потребует пересмотра и определенной перестройки действующей системы государственного управления индустриально-инновационным развитием.

6. Совсем немного времени прошло с момента, когда Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Но его репутация как миролюбивой страны, умеющей дружить с ближними и дальними соседями, приверженной демократии, активно внедряющей рыночные отношения и строящей правовое государство, общепризнана. В период локальных и этнических конфликтов государство сумело сохранить гражданский мир в стране, выработать такие социальные и правовые принципы, которые позволяют гармонизировать разнообразные общественные интересы, превратить этническое, конфессиональное и политическое многообразие в источник силы и развития. Поэтому, не разрывая сложившиеся экономические связи со странами бывшего Союза, а ныне СНГ, развивая связи со странами дальнего зарубежья, Казахстан имеет все возможности для обеспечения экономической самостоятельности и успешного сотрудничества со многими странами мира на основе взаимовыгодных и долговременных контактов и грамотного построенного инвестиционного финансирования.  Залогом тому являются продолжающаяся широкомасштабная экономическая реформа, создание рыночной инфраструктуры и их законодательное обеспечение инвестиционного климата, особенно инвестиционных вливаний отрасли энергетики, инженеринговых услуг и энергосберегающих технологий.

7. Кроме того, в стране принята программа индустриально-инновационного развития, которая в значительной степени усилит инвестиционную активность местных и зарубежных инвесторов.

В этой связи следует  помнить и учитывать несколько  общих правил и принципов индустриально - инновационной политики:

А) "Золотое банковское правило": использование и получение средств  должно происходить в установленные сроки, а посему долгосрочные инвестиции должны финансироваться за счет долгосрочных средств.

В) Принцип платежеспособности: планирование инвестиций должно обеспечивать  платежеспособность  предприятия  в любое время. Принцип рентабельности инвестиций:  для всех инвестиций необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования.

В) Принцип сбалансированности рисков: самые рискованные инвестиции  должны  финансироваться  за счет собственных средств.

Г) Принцип приспособления  к  потребностям  рынка:  необходимо учитывать  конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления заемных средств.

Д) Принцип предельной рентабельности: следует выбирать те инвестиции, которые максимально рентабельны.

8. Выполнение Стратегии будет осуществляться посредством планов мероприятий по ее реализации, которые с учетом требований действующего законодательства Республики Казахстан будут разрабатываться и утверждаться Правительством Республики Казахстан на трехлетний период. 
В планах мероприятий будут отражаться качественные особенности каждого этапа индустриально-инновационного развития страны и предусматриваться конкретные меры по реализации положений Стратегии. По приоритетным направлениям индустриального развития будут разрабатываться отдельные отраслевые (секторальные) программы. В них будут указаны конкретные исполнители и сроки реализации, а также предполагаемые объемы и источники финансирования по годам. Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность центральных и местных исполнительных органов по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям индустриально-инновационного развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 ноября 2004г.
  2. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096 о Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
  3. Паспорт Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Ас., 2003.
  4. Ежегодное Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 19 марта 2004 года
  5. Послание Президента РК от 01.03.2006г "Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику – это основа качественного прорыва в экономическом развитии".
  6. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2030» на Новом этапе развития Казахстана 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана, 28 февраля 2007 года)
  7. Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики, привлечения и использования. Алматы, 1997, С.293.
  8. Абдушев Б.М. Инвестиционная политика РК //Экономика  и  жизнь, № 5,  2000.
  9. Абдушев Б.М. Инвестиционный климат в Казахстане и меры Правительства по его улучшению.// Саясат /июль 2000.
  10. Айсагалиева С. Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан (Аналитический обзор). Алматы, 1999.
  11. Арын Е. Инвестиционный потенциал стран СНГ//Экономика и жизнь,  № 5  за  2005.
  12. Аспандияров К. Рисковое инвестирование. Выбор стратегический: как это делается за рубежом //Казахстан: экономика и жизнь. 2005, №9. 
    С.67-69.
  13. Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?»- М.: Финансы и статистика, 1999.
  14. Баландин А. Риск для иностранных капиталовложений в странах СНГ пока остается большим. Глобус,1995, №13, С.9-10.
  15. Голдман М. И. Непростой путь иностранного капитала.// Независимая газета. 21 мая 2005.
  16. Государственная программа: «Основные направления 
    государственной   промышленной   политики   на   2006-2008   годы». 
    Астана, 2005.
  17. Грязнова А. Оценка бизнеса. А., 2000.
  18. Дейтян А. Гроаден А. Стимулирование иноваций. – М., Университет. 1999.
  19. Додонов    В.Ю.    Портфельный    менеджмент    на    развивающихся фондовых рынках. Алматы, 2004.
  20. Дуйсен Г.М. Основы формирования и развития индустрии туризма в Казахстане. Алматы, 2003.
  21. Есентугелов А., Киреева К. А.  Привлекать и умело использовать инвестиции: анализируют и прогнозируют экономисты Казахстана//Казахстан: экономика и жизнь. 2005, №4, С.22-27.
  22. Жалелова Р.З. Потребительские рынки Казахстана и обеспечение их сбалансированности. Алматы. 2003. 
  23. Законодательство   Республики   Казахстан   о   внешнеэкономической деятельности. Алматы. 2005, С.319.
  24. Ильин М. Производство с иностранным участием. // Экономист. 2005, №12, С.51-57.
  25. Инструкция  о  порядке реализации инвестиционных  проектов  Утв. решением Комиссии по иностранным кредитам от 18.05.2005г.
  26. Кажымуратов     К.,     Сагандыкова     С.     Проблемы     привлечения иностранных инвестиционных кредитов. // Каржы-каражат. Финансы Казахстана. 2005, №1, С.64-67.
  27. Кенжегузин М., Додонов В. Привлечение иностранных инвестиций: есть ли альтернатива передаче предприятий в управление?// Азия ЭЖ. 2005, №22.
  28. Ковалев А.И. Иновационный анализ А.. 2000. 321 с.
  29. Колпаков      К.      Законодательство      Республики      Казахстан      об инвестиционной  деятельности.  //Деловая  неделя.   6  и   13   сентября 
    2005г.
  30. Колпаков К. Законодательство Республики Казахстан об иностранных инвестициях. // Деловая неделя. 30 августа 2005г.
  31. Комонов А., Хусаинов Б. Инвестиционные возможности Казахстана и его         интеграция         в         экономику         Центрально-Азиатского регионам/Транзитная экономика. 1998, №2, С.21-28.
  32. Крейнина М.Н. Анализ и оценка финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М., 2003.
  33. Лаpичев О.И. Hаука и искусство пpинятия pешений. М.: Hаука, 2001.
  34. Мауленов   К.   С.   Законодательство   об   инвестициях  в  Республике Казахстан. //Бизнес и право в Казахстане. 20043, №1, с. 18-20.
  35. Мусина А. Рынок государственных ценных бумаг в Казахстане. Итоги формирования и перспективы развития /Транзитная экономика. 2001, 
    №1,2.С.23-26.
  36. Ноздров Р.Ф. Современные приоритетные секторы инвестирования в экономике РК //Финансы Казахстана. Каржы-Каражат 1999. №2. – с. 12-15.
  37. Нугманов Т. Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Казахстан. //Вестник министерства юстиции. 2005, №12, с. 43-44.
  38. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан "О мерах по упорядочению работы по привлечению иностранных кредитов в 
    Республику Казахстан" от 8 февраля 1995г., №139.
  39. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебное и практическое пособие. Алматы, 2004, с. 132.
  40. Роберт Н. Холт   Основы оценки в деятельности предприятий. М., 2003.
  41. Сагадиев К., Канатчинова А. Развитие инвестиционного процесса в Республике   Казахстан   как   фактор   преодоления   экономического кризиса.//Азия ЭЖ. 2006, №12-14.
  42. Тодара М. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 2005.
  43. Романова 3.И. Чили в поисках оптимальных решений //МЭМО, 2006. № 6. С.90-98.
  44. Уайт П. Управление исследованиями и разработками М.,  2004.
  45. Финансовый менеджмент: Теория и практика. Учебник под редакцией Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива 2004.
  46. Экономический рост Республики Казахстан за первое полугодие.// ИА Kazakstan today. 07.08.2007.
  47. Яновская    О.А.    Инвестиционные    ориентиры    крупномасштабных хозяйственных структур. // Вестник КазГАУ. Алматы. 2006, № 2, С.7- 10.
  48. Яновская О.А. Пути развития новых направлений  инвестиционной политики в промышленности Казахстана. // Межвузовский сборник научных      трудов:      «Интенсификация      промышленных      трудов Казахстана». Алматы. 2005, С.58-63.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Актуальность. Ключевым фактором, определяющим возможность  стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства.  Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

В последние годы, инвестиционный потенциал Республики Казахстан  заметно увеличился ввиду постоянной оптимизации инвестиционного климата  в стране путем налоговых льгот, нормативных установлений и пр.

Инвестиционная привлекательность предприятий ставится в этой связи важной составляющей инвестиционного климата в стране. Инвестиционная привлекательность основывается на анализе финансовых показателей предприятия. Это позволяет говорить о том, что в основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна — необходимо некоторым образом сравнить величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами.

Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т.п.

Что касается оценки притока  денежных средств по годам, то основная проблема возникает в отношении последних лет реализации проекта, поскольку, чем дальше горизонт планирования, т.е. чем более протяжен во времени проект, тем более неопределенными и рискованными предполагаются притоки денежных средств отдаленных лет. Поэтому возможно выполнение нескольких расчетов, в которых в отношении значений поступлений последних лет реализации проекта могут вводиться понижающие коэффициенты либо эти поступления ввиду существенной неопределенности могут вообще исключаться из анализа.

Предприятия энергетического  комплекса являются важнейшей составляющей экономики страны. Это обусловлено  тем, что нефть играет чрезвычайно  важную роль в мировой экономике  и политике, так как цены на нефть  являются одним из существенных факторов, влияющих на стабильность в мировом сообществе. Вопрос о нефтяных богатствах и их коммуникациях для стран постсоветской Центральной Азии является одним из болезненных, ввиду тесной взаимосвязи энергетической инфраструктуры региона с сетью крупных мировых импортеров нефти. Во многом, развитие векторов мировой экономической политики обусловлено крупными запасами энергосырья в казахстанской части Каспия.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана