Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85

Работа содержит 1 файл

Дип Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казахстана.doc

— 931.00 Кб (Скачать)

Для решения проблем  и достижения поставленных целей  и задач в рамках Стратегии  предполагается помимо активизации  функционирования Банка Развития создание таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд.

При этом данные институты  будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих  производств с высокой добавленной  стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов. Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.

Успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре  экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества. 
Для обоснования отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках.

В целом в результате реализации Стратегии к 2015 году экономика  страны должна быть подготовлена к  переходу к сервисно-технологическому развитию.

 

Таблица 16. Результаты развития индустрии в рамках стратегии

Реализация Стратегии позволит:

1.

увеличить к 2015 году удельный вес

производства  товаров в структуре ВВП с

46,5% до 50-52%;

2.

повысить удельный вес услуг  научной и

научно-инновационной  деятельности в структуре

ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

3.

замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП  с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для  сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

4.

С учетом

реализации  Стратегии горнодобывающие

производства  составят только 46-47%.

При этом доля наукоемких и высокотехнологичных

производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году.

5.

Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а 
доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% 
против 0,6% в 2000 году


 

В 2006 года Анкаре прошел бизнес-форум «Деловые и инвестиционные возможности Казахстана в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2004—2015 годы». Его цель — привлечение в нашу страну турецких компаний, работающих в инновационных отраслях экономики. В работе форума приняли участие руководители и представители крупнейших финансово-промышленных холдингов Турции.

На встрече турецкие бизнесмены были проинформированы о  нынешнем состоянии и перспективах развития экономики Казахстана; стратегии индустриально-инновационного развития; формируемой национальной инновационной системе; кластерной инициативе; деловых и инвестиционных возможностях нашей страны. Особое внимание было уделено кластеру текстильной промышленности — специальной экономической зоне.

Турецкие бизнесмены высоко оценили темпы социально-экономического развития Казахстана, высказав мнение, что в республике для предпринимателей и инвесторов созданы реальные условия и есть эффективные преференции.

Комитет по вопросам экологической политики Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН в двенадцатый раз заседал в Женеве. В его работе приняли участие высокопоставленные официальные лица и эксперты по вопросам экологии стран — членов ЕЭК.

Представлявший нашу страну вице-министр охраны окружающей среды Жамбул Бекжанов выступил с докладом о государственной экологической политике Казахстана, а также ознакомил присутствовавших с планами по интенсификации работы на ближайшие пять лет. Ко всему предоставлена информация о прогрессе в усовершенствовании и применении законодательных актов и механизмов в области экологии, сообщила пресс-служба МИД РК.

В Варшаве состоялась международная конференция «Вновь на Шелковом пути», в которой приняли участие депутаты польского сейма, представители министерств и ведомств, деловых кругов, дипломатического корпуса, сообщила пресс-служба МИД РК.

Конференция была посвящена  проезду через территорию Польши пробного контейнерного автокаравана Пекин — Астана — Варшава —  Берлин — Брюссель, осуществляемого перевозчиками этих стран.

Проект, стартовавший в  Пекине 26 сентября, был представлен  президентом Союза международных  автомобильных перевозчиков Республики Казахстан Максатом Сактагановым и  одобрен Всемирной организацией автомобильного транспорта.

Учитывая высокую динамику товарооборота Китая и Казахстана со странами ЕС, участники конференции высоко оценили казахстанскую инициативу о необходимости налаживания альтернативных (по отношению к морскому и железнодорожному видам транспорта) автотранспортных узлов на Евразийском пространстве. По мнению участников, реализация инициативы позволит сократить общее время доставки грузов по указанному маршруту с шести до двух недель.

Внедрение альтернативного  вида грузоперевозок между Европой  и Азией приведет к расширению товарооборота Казахстана со странами ЕС и позволит закрепить за нашей страной имидж ведущего транзитного государства на Евразийском пространстве.

Таким образом, в рамках реализации стратегии, основными направлениями  должны стать:

1. Содействие в формировании высокотехнологичных производств, в том числе в создании эффективной системы трансферта технологий как зарубежного, так и межотраслевого.

2. Создание и поддержка  деятельности современных элементов  научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, национальных научных центров, научно-технологических зон и т.п.) в городах, где имеется сеть научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом.

3. Использование существующего  научно-технического потенциала в развитии передовых, с точки зрения постиндустриальной экономики, отраслей.

Казахстан уже сегодня  обладает научной базой, позволяющей  развивать наукоемкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений, в том числе: биотехнологии (новые сорта и генотипы сельскохозяйственных культур и животных, штаммы бактерий и др.); ядерные технологии; космические технологии; создание новых материалов, химических продуктов и др.

4. Создание необходимых  условий для проведения исследований  в области современных научно-технических направлений, таких, как: новые материалы и химические технологии; информационные технологии.

5. Совершенствование  законодательной базы, направленное  на стимулирование инновационной  деятельности научно-технических  и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг.

Более того, для того чтобы войти в число пятидесяти наиболее развитых стран мира, Казахстану необходима новая стратегия развития. Об этом сегодня заявил президент Нурсултан Назарбаев, выступая на совместном заседании палат парламента с ежегодным посланием народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира до 2015 года», передает корреспондент агентства.

«Достижение этой общенародной цели требует, в свою очередь, формулирования и практической реализации соответствующей  стратегии и философии дальнейшего  развития», - сказал Н. Назарбаев.

По мнению президента, «фундаментом динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками сырьевого сектора, экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений в обществе, инициативе и предприимчивости всех членов общества». При этом необходимо «активно использовать потенциал и преимущества региональной и глобальной экономики, конкретные ниши и «узкие места» мирового рынка в целях обеспечения «прорывного» характера экономического развития Казахстана и его международной конкурентоспособности».

Также стратегия должна основываться на построении «социально ориентированного общества, в котором  окружены заботой и вниманием  люди старшего поколения, матери, подрастающее поколение, общества, которое обеспечивает высокие качество и социальные стандарты жизни всех слоев населения страны», считает глава государства.

Н. Назарбаев напомнил, что усилия руководства страны были направлены на последовательное создание и укрепление «правового государства, подотчетного обществу на всех уровнях управления и основанного на гибкой и сбалансированной системе политических сдержек и противовесов». Работа в этом направлении, по его мнению, должна быть продолжена. При этом нужно исходить из того, что «каждый член общества имеет право и должен иметь возможность свободного доступа к информации, современному образованию и знаниям, которые соответствуют вызовам XXI века».

Итак, в стране принята Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира.  Каким же мировое сообщество, в лице экспертов Всемирного экономического форума (WEF), видит сейчас конкурентоспособный Казахстан? Сколько этапов предстоит пройти нашей стране, сколько государств-"соперников" - обойти для достижения главной цели Стратегии?

В целом, рейтинг, составленный специалистами организации Всемирного экономического форума, представляет собой сводную таблицу стран, ранжированных по уровню конкурентоспособности. При оценке соответствующих условий  и выставлении баллов, эксперты основываются на целом ряде показателей, в том числе таких, как макроэкономические факторы, качество государственных институтов, эффективность банковской системы, уровень развития технологий и общей инфраструктуры, налоговая и законодательная базы, условия на рынке труда, уровень и качество заработной платы, уровень развития коррупции и т.д.

Аналитики из года в год  пытаются дать ответ на вопрос, каковы и насколько сильны в той или  иной стране препятствия для экономического роста и продвижения - как индивидуумов, так и разного рода организаций. Вдобавок, свои оценки по указанным параметрам условий ведения бизнеса в той или иной стране выставляют авторитетные промышленники, руководители и бизнесмены из ста четырех стран планеты, участвующих в рейтинге.

Казахстан, в числе "новичков", в представленном списке за 2006 г. оказался на 61 позиции, что само по себе является признанием успешности проводимых экономических реформ. Эксперты посчитали, что по совокупности условий ведения бизнеса и показателям справедливой конкуренции наше государство набирает 3,77 балла по 6-балльной шкале, обогнав такие государства, как Россия (75 место), Турция (66) и Бразилия (65).

В числе каких государств предстоит оказаться Казахстану в случае выполнения амбициозной задачи главы государства Н. Назарбаева? Кто входит в число лидеров неформальной гонки "за лучшей конкурентоспособностью в мире"?

На первом месте рейтинга оказалась Финляндия, причем эта  североевропейская страна оказывается  в лидерах по рассматриваемому показателю уже третий раз за последние четыре года. Невозмутимые и преисполненные нордического спокойствия финны считаются, по признанию экспертов, теми людьми, которым удалось создать в своей стране оптимальные условия и вывести государство в лидеры по совокупному показателю конкурентоспособности.

Соединенные Штаты Америки  второй год подряд остаются на втором месте. Экономические успехи правительства  Джорджа Буша, как и его же неудачи  на этом поприще, не сказались в итоге  на позициях Америки, и США остаются почти самой конкурентоспособной страной мира. Третье место у Швеции, четвертое у Тайваня и пятое - у Дании. В первую десятку наиболее конкурентоспособных государств вошли также Норвегия, Сингапур, Швейцария и Япония - 6, 7, 8 и 9 места списка соответственно. Замыкает первую десятку "самых-самых" по конкурентоспособности - Исландия. В верхних строчках рейтинга наиболее значительный скачок по сравнению с прошлым годом продемонстрировали Япония, переместившаяся с 11 на 9 место, Норвегия, поднявшаяся с 9 на 6 позицию, и Великобритания - с 15 до 11 места. Наиболее значительное падение в верхних строчках списка показали Австралия и Новая Зеландия, переместившиеся соответственно с 10 на 14 и с 14 на 18 позиции. Замыкают экспертный список пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира Ботсвана (48 место), Китай (49) и Индия (50).

Включение Казахстана в  список "пятидесяти", т.е. признание  экспертами Всемирного экономического форума наших достижений, принесет обоснованное международное признание  стабильности и процветания страны, поднимет ее авторитет в глазах мировой общественности. А также продемонстрирует уровень развития технологий, качество работы казахстанских общественных институтов и общий климат микроэкономики в стране. Что в свою очередь, несомненно, скажется на увеличении объемов прямых и портфельных иностранных инвестиций в развивающиеся сферы национальной экономики.

В каком направлении  предстоит развиваться стране, увеличивая свой социально-экономический и  политический потенциал на пути вхождения  в заветное число пятидесяти сильнейших государств?

Оглядываясь на предыдущий опыт устойчивого развития страны и  оценивая планы по увеличению темпов роста экономики и ВВП, можно  отметить, что новая стратегическая цель по вхождению Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных стран мира экономически обоснована и реальна. Однако формулировка Стратегии, обозначенной главой государства, не ограничена по смыслу одной целью, а ее приоритеты работают на достижение не только одного конечного результата. Общие направления Стратегии отвечают первоочередным задачам государственного развития по всем направлениям жизни общества.

Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана