Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:22, дипломная работа
Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций………………5
1.1 Сущность инвестиций и их формы (иностранные): долговые, прямые и портфельные…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран………………………………………………………………14
2 Анализ роли иностранных инвестиций в развитии деятельности казахстанских предприятия (на примере АО «Казнефтепродукт»)…………….30
2.1 Оценка состояния и тенденции использования предприятиями Казахстана иностранных инвестиций…………………………………………………………..30
2.2 Анализ практики использования иностранных инвестиций на примере АО «Казнефтепродукт»………………………………………………………………...46
Глава 3. Пути и перспективы рационального использования иностранных инвестиций в РК на современном этапе……………………………….………….57
3.1. Меры по оптимизации инвестиционных процессов в системе стратегии индустриально-инновационного развития страны……………………………….57
3.2. Повышение уровня экономической безопасности инвестпроектов………..73
Заключение……………………………………………………………………...…..82
Список использованных источников…………………………………………..…85
Тем более, что в оптимизированном проекте не учтены дополнительные затраты, сопровождающие проведение мероприятий по оптимизации проекта. Однако, предполагается, что эти затраты существенно не повлияют на показатели эффективности и на эффективность проекта в целом. Следовательно, утвердительное решение о принятии проекта должно быть принято в отношении оптимизированного инновационного проекта.
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любой организации. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов. Таким образом, технический анализ инвестиционного проекта является основополагающей базой для принятия решения по инвестированию в проект.
Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.
Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации технических мощностей предприятия.
Принятие решений
В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.
При оценке эффективности капитальных вложений необходимо по возможности (или если целесообразно) учитывать влияние инфляции. Это можно делать корректировкой на индекс инфляции либо будущих поступлений, либо ставки дисконтирования. Наиболее корректной, но и более трудоемкой в расчетах является методика, предусматривающая корректировку всех факторов, влияющих на денежные потоки сравниваемых проектов. Среди основных факторов: объем выручки и переменные расходы. Корректировка может осуществляться с использованием различных индексов, поскольку индексы цен на продукцию коммерческой организации и потребляемое ею сырье могут существенно отличаться от индекса инфляции. С помощью таких пересчетов исчиляются новые денежные потоки, которые и сравниваются между собой с помощью критерия NPV.
Таким образом, если решение принимается на основе обыкновенного срока окупаемости, то проект приемлем, если используется критерий дисконтированного срока окупаемости, то проект скорее всего будет отвергнут.
Показатель срока окупаемости инвестиции очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе.
Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, является целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководители коммерческой организации в большей степени озабочены решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта — главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее.
Поэтому, проводя обзор методик анализа инвестиционных проектов, необходимо отметить, что методы количественных оценок не должны быть самоцелью, равно как и их сложность не может быть гарантом безусловной правильности решений, принятых с их помощью.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед Казахстаном и другими станами в нефтегазовой промышленности в переходный период, является интеграция республики в мировую хозяйственную систему.
Стабильная политическая ситуация, богатейшие запасы природных ресурсов, привлечение иностранного капитала являются активными стимулами для развития внешнеэкономических связей. Иностранный капитал играет существенную роль в осуществлении структурных преобразований в экономике с целью выпуска конкурентоспособной продукции, развития экспортной базы, создания современной инфраструктуры для развития предпринимательства. Поэтому основными целями привлечения иностранного капитала в Казахстане в рамках инвестицонно-иновационной стратегии нефтегазовой сферы являются:
• обеспечение экономики инвестиционными ресурсами, необходимыми для ее динамичного развития ввиду ограниченности собственных внутренних ресурсов;
• привлечение передовой технологии, внедрение прогрессивных форм организации и управления производством, "ноу-хау";
• усиление участия Казахстана в международном разделении труда, активизация процесса интеграции его экономики в мировую хозяйственную систему;
• обеспечение доверия иностранных инвесторов и партнеров по экономическому сотрудничеству к казахстанской экономике.
Главная суть принимаемых мер при строительстве заводов по производству оборудования для нее должна состоять в создании привлекательного инвестиционного климата для инвесторов вообще для иностранных в особенности, в активном поиске наиболее перспективных и устойчивых зарубежных инвесторов и направлении их капитала главным образом в приоритетные отрасли производства и виды деятельности. Для решения поставленных задач нужны следующие условия:
• обоснование прогнозных потребностей привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана в ближайшие 10 лет и возможностей их реального притока;
• формирование и законодательное закрепление стабильных режимов, направленных на минимизацию инвестиционных рисков для иностранных инвесторов, на гарантию их собственности и защиту их прав;
• создание эффективных стимулов для притока прямых и портфельных инвестиций;
• создание необходимых и стабильных правовых основ регулирования иностранных инвестиций;
• создание организационного
механизма реализации, отслеживания
и совершенствования программны
Решение этих задач позволит создать в стране привлекательный инвестиционный климат и оживить инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, имеющих опыт в строительстве крупных заводов, из таких стран как Франция, Канада, США. Но это может стать реальным фактом только при значительном подавлении инфляции, достижении макроэкономической стабилизации, что позволит устанавливать на достаточно низком уровне положительные банковские процентные ставки, получать инвесторам необходимые нормы прибыли.
При реализации политики привлечения иностранного капитала необходимо руководствоваться следующими принципами иновационно-инвестиционной политики РК в нефтегазовой сфере.
Принцип экономической целесообразности инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, получаемых займов и кредитов. Экономическая целесообразность их определяется только на качественном уровне, исходя из:
• острой необходимости решения тех или иных социально-экономических проблем при дефиците инвестиций, ограниченности внутренних резервов и возможностей;
• возможности своевременного погашения процентов за кредиты, оплаты инвестиций;
• привлекательности условий инвестиционных проектов с участием зарубежных инвесторов и кредитных предложений;
• влияния предложений на изменение ситуации в экономике, их прогрессивности, соответствия результатов международным стандартам, мировому уровню.
Социально-экономическая эффективность - обязательное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Данный принцип предполагает высокую прибыльность и рентабельность инвестиционных проектов с участием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления займов и кредитов, инвестиций в других формах.
Принцип экономической и экологической безопасности, обеспечения национальных государственных интересов для Центральной Азии и суверенитета страны должен исключить возможность реализации проектов и предложений, допускающих:
• ускоренное выкачивание и нерациональное использование природных ресурсов республик, то есть истощение запасов воды и изменения экологического баланса ввиду использования крупным источников пресной воды;
• загрязнение окружающей среды отходами от создания пластмассового производста;
• незаконный вывоз капитала за пределы страны;
• применение отсталых технологий и техники, устаревших конструкций с параметрами, уступающими мировому уровню;
• закрепление деформированной структуры экономики за счет сохранения сырьевой направленности производства;
• снижение конкурентоспособности на мировом рынке;
• вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконкурентными приемами со стороны инвесторов из перечисленных выше зарубежных стран;
• нарушение сложившегося взаимовыгодного сотрудничества с дружественными странами, в первую очередь со странами СНГ, нанесение ущерба существующим договорам, направленность против третьей страны;
• усиление коррупции, подкупа местных служащих, должностных лиц с целью содействия проектам и соглашениям с проигрышными условиями.
Данный принцип предполагает также ограничение доступа иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов (земля).
В то же время сильная зависимость развития экономики Казахстана от иностранного капитала может стать и крайне опасным фактором возникновения негативных явлений.
Важнейшим принципом привлечения иностранных инвестиций является взаимовыгодность проекта для всех. Принцип приоритетного вложения иностранных инвестиций в экономику означает направление их на приоритетные объекты в соответствии с проводимой в стране структурной и инвестиционной политикой.
Принцип приоритетного выбора стран-доноров состоит в том, чтобы Казахстан отдавал предпочтение инвестициям из определенных стран, исходя из состояния их экономики, места в мировой экономической системе, надежности их репутации, лидирующего положения в конкретных сферах и областях экономики, безущербности их вложений для суверенитета Казахстана.
Не менее важным, чем предыдущие принципы, является принцип минимального коммерческого риска для нашей страны. Он реализуется путем обеспечения информацией предприятий, органов власти республики, ведущих переговоры, о возможных партнерах, прежде всего об их финансовом положении и месте, которое они занимают в экономике своих стран и на мировых рынках, их надежности как партнеров. Конечно, большую роль играет учет мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. В основе международных соглашений по привлечению иностранных инвестиций лежит анализ мирового опыта, общепринятых норм, аналогичных соглашений, учитывающих специфические условия данной страны.
Интересы нашей республики и иностранных инвесторов не всегда совпадают при выборе объектов и видов деятельности для приложения иностранного капитала. Иностранные инвесторы будут стремиться вложить свой капитал исключительно в экспортный сектор. Перспективы многих наших действующих предприятий не представляются благоприятными, их гигантский размер, монопольное положение на рынке, устаревшие оборудование и технология, затратоемкость продукции не привлекают внимания частных иностранных инвесторов. Заинтересовать их можно пока лишь использованием их кредитов под правительственные гарантии.
Поэтому должна быть различна
и глубина аналитической
Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
Информация о работе Иностранные инвестиции в деятельности предприятий Казазстана