Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. по характеру и масштабам своих негативных последствий фактически не имеет аналогов в мировой практике радиационных катастроф. Ее жертвами стали сотни тысяч людей, проживающих или проживавших на загрязненных территориях, а также принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Деятельность государства по скорейшей локализации катастрофы, обеспечению максимально оперативных и эффективных мер защиты населения загрязненных регионов постепенно трансформировалась в носящую долговременный характер государственную функцию по преодолению негативных последствий аварии.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию 9 1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 9
1.2 Законодательство о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, этапы его совершенствования и развития 12
2. Формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы 24
2.1 Основные принципы и категории граждан, подлежащих социальной защите 24
2.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области 39
3. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области 49
3.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области 49
3.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации 59
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 70

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 768.00 Кб (Скачать)

Защита населения, подвергшегося радиационному воздействию, остается острой социальной проблемой Брянской области.

ГЛАВА №3. ПЕРСПЕКТИВЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОДВЕРГШИХСЯ  ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ     НА   ТЕРРИТОРИИ  БРЯНСКОЙ     ОБЛАСТИ

3.1.  Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области.

              Система мер социальной поддержки, установленная Федеральным  законом от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлена на возможно полное возмещение вреда гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также направлена на обеспечение более высокого уровня жизни по сравнению с остальным населением.

В основном гарантированные государством меры социальной поддержки пострадавшим вследствие радиационного воздействия гражданам предоставляются органами социальной защиты населения. Учитывая, что Брянская область является наиболее пострадавшей вследствие катастрофы на ЧАЭС, численность получателей данных компенсаций в Брянской области одна из самых высоких в Российской Федерации.

Так на учете в органах социальной защиты населения получают соответствующие компенсации :

-1145 инвалидов и членов семей умерших вследствие радиационного воздействия;

- 2061 участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 403 эвакуированных из зоны отчуждения в 1986году;

- 52029 детей, проживающих в радиационной зоне и посещающих детские дошкольные и образовательные учреждения;

-8787детей до 3-летнего возраста, проживающих в радиационных зонах;

- более 300 тысяч граждан, проживающих на загрязненных территориях;

-более 160 тысяч граждан, работающих в зонах радиоактивного загрязнения.

В рамках Федерального   закона   от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» им предоставляются более пятнадцати видов ежемесячных, ежегодных и единовременных денежных компенсаций.

В 2006 году из федерального бюджета выплачены через органы социальной защиты населения гражданам компенсации (кроме возмещения вреда здоровью) на общую сумму 406 млн. рублей. За 9 месяцев 2007 года на общую сумму 537,4 млн. рублей.

В 2006 году из федерального бюджета поступили средства на возмещение вреда инвалидам и членам семей умерших инвалидов в сумме 127484,7 тыс. рублей, в том числе 50630,5 тыс. рублей были направлены на ликвидацию сложившейся с января 2006 года задолженности по исполнению судебных решений. За 9 месяцев 2007 года из федерального бюджета поступили средства на возмещение вреда инвалидам и членам семей умерших инвалидов  в  сумме   87206,2  тыс.рублей.  В   настоящее  время  ежемесячная выплата компенсации в возмещение вреда осуществляется своевременно и в полном объеме.

Статьёй 10 Закона Брянской области от 13.12.2005г. № 92-3 «О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию» с января 2006 года установлена дополнительная мера социальной поддержки населения - ежемесячная денежная компенсация на питание детей, проживающих в «чистых» зонах, но посещающих и обучающихся в детских и образовательных учреждениях, расположенных на загрязненных территориях.

В 2006 году органами социальной защиты населения выплачено компенсаций на сумму 223 тыс. рублей 377 получателям.

За 9 месяцев 2007 года было выплачено компенсаций 397 получателям на общую сумму 195 тыс. рублей из средств областного бюджета.

В  настоящее время довольно значительные изменения и дополнения внесены в основной Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Федеральным  законом  от 22.08.2004г № 122-ФЗ. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).

Названный Федеральный закон модернизирует механизм финансирования предоставляемых гражданину отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Функции по установлению и выплате ЕДВ возложены на территориальные органы ПФР.

Замена реальных льгот денежными выплатами на уровне социальной поддержки чернобыльцев в основном сказались отрицательно. В результате они полностью или частично лишены некоторых реальных льгот и преимуществ, которые были им гарантированы Федеральным законом от 15.05.1991г. №1244-1 в прежних редакциях, а установленные вместо них денежные выплаты полностью компенсировать их не могут.

Так, в соответствии с Законом № 122 с 01.01.2005г. семьи чернобыльцев утратили право на 50% скидку в оплате коммунальных услуг. Из Федерального закона от 15.05.1991г. №1244-1 в прежних редакциях, изъяты статьи, предусматривающие государственное страхование граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и их семей, вследствие чего прекращены выплаты довольно значительных сумм по линии  Госстраха.

Утратили силу все статьи предусматривающие предоставление гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, беспроцентных ссуд [45, c. 38].

Нет в новом варианте закона и правовой нормы, гарантирующей ранее возможность получение инвалидам - Чернобыльцам легкового автомобиля согласно медицинским показаниям.

Ухудшено правовое решение вопросов обеспечение чернобыльцев  санаторно-курортными путевками. Резко уменьшилось число путевок в федеральные санаторно-курортные учреждения. Предлагаемое  оздоровление в санаториях субъектов Российской федерации не соответствует предъявленным требованиями. Если до 01.01.2005г., инвалидам из числа пострадавших от радиационного воздействия гарантировалась ежегодное обеспечение санаторно-курортными путевками, или денежной компенсацией, то в настоящее время такая льгота входит в состав соцпакета и  ежегодное обеспечение путевкой на санаторное лечение, а тем более денежная компенсация вместо неё, в правовом порядке не предусмотрены.

Нет в ныне действующем варианте закона и правовой нормы позволяющей ликвидаторам, как это было ранее предусмотрено, один раз в году пользоваться бесплатно-международным транспортом независимо от цели поездки.

Упущением как прежде, так и ныне действующего законодательства является недостаточная правовая защищенность членов семей умерших граждан, пострадавших от радиационного воздействия. Незначительные меры социальной поддержки предусмотрены только семьям умерших ликвидаторов 1988-1990г.г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ежемесячные денежные выплаты в замен льгот.

Не подвергалась изменению с 1991г  ст. 30 Федерального закона, регулирующая установление надбавок к пенсиям ликвидаторам в зависимости от года участия в ликвидации катастрофа на ЧАЭС на 25;30 %. Причем её размер определяется исходя из минимального размера пенсии по старости.

Очень низким является установленные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ размеры ежемесячных денежных выплат вместо предусмотренных ранее льгот гражданам, проживающим в настоящее время на радиационно - загрязненных территориях, - всего 200 руб., для лиц выехавших из зон радиоактивного  загрязнения (кроме эвакуируемых из зон отчуждения), такие выплаты  не предусмотрены.

Однако самой актуальной проблемой  в настоящее время , в решении в которой втянуты суды Российской федерации всех уровней, является вопрос об индексации денежных выплат гражданам, пострадавшим от радиации, положенным им в связи с инфляцией. Долгое время этот вопрос не находил своего решения на правительственном уровне, в связи с чем последовали многочисленные обращения пострадавших Чернобыльцев в судебные органы.

Конституционный суд в связи с этим  в июле 2002г. принял постановление об индексации чернобыльских выплат, исходя из прожиточного минимума в каждом отдельном регионе.. И когда в последствии (начиная с 2004г.) появились законодательные акты об индексации таких выплат в зависимости от уровня инфляции в РФ за соответствующий год, она проводилась из расчета твердых компенсаций в возмещение вреда, которые гораздо ниже тех, которые были установлены местными судами «Приложение А».

В настоящее время судебные тяжбы чернобыльцев продолжаются.

Общая сумма накопившейся (с 2005 года) задолженности (по состоянию на 01.10.2007г) в Брянской области по выплате пособий и компенсаций лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк" 54,53 млн.рублей, - включая сумму по неисполненным судебным решениям, в том числе:

0,83 млн.рублей - сумма индексации размера компенсации в возмещение
вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС по постановлению Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847;

53,7 млн.рублей - общая сумма задолженности по единовременным
выплатам по судебным решениям гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк", в том числе: 30,25 млн.рублей - исполнительные листы по взысканию сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, срок исполнения которых с 15.12.2006г.; 0.05 млн.рублей пеня за задержку выплаты сумм в возмещение вреда, оплата за услуги адвоката;

с 2005г.; 23,4 млн.рублей — иные выплаты (кроме сумм в возмещение вреда здоровью) - с 2006 г.;  

Общая сумма накопившейся (с 2005 года) исключительно по неисполненным судебным решениям задолженности по выплате пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк"(по состоянию на 01.10.2007г),. 53,7 млн.руб.- в том числе:

30,3 млн.рублей - общая сумма задолженности по единовременным
выплатам компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, пени в
связи с задержкой выплаты сумм в возмещение вреда, оплате услуг адвоката
гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк";

23,4 млн.рублей - общая сумма задолженности по единовременным
выплатам компенсаций - иные выплаты (кроме сумм в возмещение вреда,
причиненного здоровью) гражданам, пострадавшим в результате аварии на
Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк".               

Общее количество неисполненных судебных решений по задолженности выплаты пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и ПО "Маяк" (по состоянию на 01.10.2007г)  составляет 1319 на общую сумму 53,7 млн.рублей, в том числе:

а) по 1308 получателям на сумму 53,64 млн. рублей - задолженность неисполненных судебных решений по выплате компенсаций, из них:

- по 961 получателям на сумму 23,39 млн.рублей по иным выплатам (кроме сумм в возмещение вреда здоровью) гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк", где должником является Российская Федерация (Министерство финансов РФ);

- по 347 получателям на сумму 30,25 млн.рублей задолженность неисполненных судебных решений по выплате сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк", где должником является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);

На заседании Правительства РФ 25 октября принято решение о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007год». В нем предусматриваются средства на погашение задолжности по судебным решениям в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации, а также по обеспечению им текущих выплат в размерах установленных судебными решениями. Кроме того, в статью 29 Федерального закона «О федеральном  бюджете на 2008 годи на период до 2010года» правительством вносятся дополнения по направлению в 2008 году остатков средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2008 года на счетах Федерального казначейства, об образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных  Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год», предусмотренных на реализацию мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиации, в том числе  по судебным решениям.

Остается острой проблема реализации прав пострадавших граждан по улучшению жилищных условий. Проблема обеспечения жильем переселенцев осталась нерешенной. На 1 января 2006г. в органах региональной исполнительной власти состояло на учете для получения жилой площади в Брянской области более 1000 семей. Неясен правовой статус зон с правом на отселение. Здесь гражданам, с одной стороны, предоставлено право на жилье на чистых территориях, а, с другой стороны, государство не обеспечивает их жильем, заставляя решать жилищные проблемы за счет собственных средств.  Вместе с тем, в связи с увеличением численности семей и ростом количества инвалидов среди данной категории граждан, общее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий значительно возросло. За прошедшие года очередь не уменьшилась, а выросла,

Несмотря на увеличение в 2007году, средств выделяемых федеральным бюджетом по федеральной целевой программе «Жилище», сохраняется ряд нормативно-правовых положений, существенно затрудняющих такое приобретение жилья. А именно: размер субсидий не соответствует реальной стоимости приобретаемого жилья. Далеко не каждый участник Программы способен самостоятельно доплатить до необходимых размеров. Значительным обременением для получателей жилищного сертификата сохраняется обязательство о сдаче занимаемого им жилья до момента приобретения новой жилищной площади. В результате этого увеличивается число очередников, отказавшихся от получения сертификатов.

Информация о работе Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию