Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. по характеру и масштабам своих негативных последствий фактически не имеет аналогов в мировой практике радиационных катастроф. Ее жертвами стали сотни тысяч людей, проживающих или проживавших на загрязненных территориях, а также принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Деятельность государства по скорейшей локализации катастрофы, обеспечению максимально оперативных и эффективных мер защиты населения загрязненных регионов постепенно трансформировалась в носящую долговременный характер государственную функцию по преодолению негативных последствий аварии.
Введение 3
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию 9 1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 9
1.2 Законодательство о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, этапы его совершенствования и развития 12
2. Формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы 24
2.1 Основные принципы и категории граждан, подлежащих социальной защите 24
2.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области 39
3. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области 49
3.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области 49
3.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации 59
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 70
Основной задачей государства по защите населения от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы остается снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий Чернобыльской катастрофы на основе:
– повышение уровня жизни пострадавших от воздействия радиации;
– опережающего развития системы здравоохранения на загрязненных территориях;
– экологического оздоровления этих территорий;
– компенсации экологического ущерба.
Чернобыльские программы не были выполнены в основном из-за неполного, несвоевременного и неритмичного их финансирования. Постоянно меняющиеся подходы к проблеме переселения, изменившаяся экологическая ситуация в стране обусловили резкое сокращение выделенных на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии централизованных капитальных вложений.
Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы является единым направлением в социальной политики Российской Федерации и субъектов РФ. Эта деятельность предусматривает обоюдную ответственность и оптимальное сочетание федеральных и местных объемов финансирования реабилитационных мероприятий. Представляется, что политика свертывания чернобыльских программ, настойчивые попытки ввести в действие новый закон, основанный на дозовой концепции, могут лишить около двух миллионов пострадавших граждан государственной защиты.
Для обеспечения социально-экономической стабилизации на загрязненных территориях необходимо:
- значительно увеличить лимиты ассигнований из федерального бюджета по «чернобыльским» программам;
- решить вопрос чернобыльцев об индексации сумм возмещения вреда и иных выплат по наиболее благоприятным критериям индексации;
- определить порядок и предусмотреть средства для дополнительного оказания медицинской и лекарственной помощи;
- продлить сроки реализации федеральной целевой программы «Дети
Чернобыля»;
- реализовать объекты незавершенного строительства федеральной собственности;
- обеспечить оснащение лечебных учреждений загрязненных территорий современной диагностической техникой;
- решить вопрос по социально-экономической реабилитации некоторых загрязненных населенных пунктов;
- разработать стратегию социально-экономического развития Брянской
области на долгосрочный период, учитывающую специфику экономико-географическое положение области.
Изучение проблем социально-экономической адаптации переселенцев позволило говорить о необходимости оптимизации медико-социальной и экономической помощи переселенцам. Кроме того, необходимы завершение комплексной застройки населенных пунктов, предназначенных для отселения, с учетом строительства объектов социальной инфраструктуры и занятости населения.
Таким образом, решение текущих проблем, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, носит комплексный характер и зависит от экономических, демографических и других аспектов развития Брянской области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2003.
2. Федеральный закон от 22.08.2004г№ 122-ФЗ. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального страхования».
4. Федеральный закон от 9 января 1996г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения в РФ».
5. Федеральный закон от 10 ноября 1998г. № 48-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
6. Федеральный закон от 15 мая1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
11. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 2 -ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
12. Федеральный закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»
13. Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
14. Указ Президента РФ от 12 сентября 2003г.№ 136 «О дополнительных мерах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы на территории Брянской области».
15. Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 ноября 1993 г. № 325 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
16. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г № 948 «О государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиоактивному облучению вследствие чернобыльской и иных радиационных катастроф».
17. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1996г. № 257 «О неотложных мероприятиях по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1996-1997 гг.».
18. Приказ Минздравсоцразвития России от 29декабря 2004г. N 294 «О порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
19. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2005г. № 33 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
19. Приказ Минздравмедпрома РФ от 27февраля 2005г. № 311 «О совершенствовании работы региональных межведомственных и специализированных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний инвалидности и, смерти лицам, подвергшимся радиационному воздействию».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30декабря 2006г.№ 872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
20. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2001. - № 1
21. Бобылева, И. Преодоление последствий катастрофы на чернобыльской АЭС (социально-правовые вопросы) [Текст] // Советское государство и право. 2005 № 12.
22. Владимиров В.А. Основные направления государственной политики в области дальнейшей реабилитации населения и территорий, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС // Чернобыль: 20 лет спустя / под общ. ред. Н.В. Герасимовой. [Текст] -М.: Изд-во «Контакт-культура», 2006г.
23. Возняк В Л. Чернобыль: возвращение к жизни (реабилитация радиоактивно загрязненных территорий). [Текст] - МП «Москомплекс», 2002г.
24. Герасимова Н.В., Блинов Б.К., Зиборов А.М. Защита населения и реабилитация территорий, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
Чернобыль: 20лет спустя / под общ. ред. Н.В. Герасимовой. [Текст] - М.: Изд-во «Контакт-Культура», 2006г.
26. Демичев Д.М. Правовые проблемы преодоления последствии чернобыльской катастрофы [Текст] // Государство и право. - 2004. - №10.
29. Доклад «О состоянии окружающей природной среды Брянской области в 2005 году». - Брянск: Гос. комитет по охране окружающей среды Брянской области, 2005г.
30. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения: Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, 2006г.
31. Зырянов А.И. Компенсация морального вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС// Российский судья.-2005.-№4
32. Иванова Р.И. Предложения по проекту ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"// Российский Чернобыль. 2002.-№32.
33. Ильин Л. А. Радиационно-гигиенические последствия аварии на Чернобыльской АЭС // Чернобыль: 15 лет спустя [Текст] /Под общ. ред. Н.В. Герасимовой. -М.: Изд-во «Контакт-Культура», 2001.
34. Итоги и проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы в России (официальный доклад МЧС РФ) // Российский Чернобыль. -2005г. - № 34.
35. Катастрофа на ЧАЭС и ваше здоровье // Российский Чернобыль. 2005г. № 4.
36. Кочегарова Н.Л. Социально-экологические последствия чернобыльской катастрофы (региональный аспект): [Текст] Учеб. пособие. -Брянск: Изд-во БГУ, 2004
37. Кондраткова М., Соколова С. Оценка последствий радиоактивных выбросов. // Российский Чернобыль. 2005г. - № 34.
36. Лукашева Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений //Социальное государство и защита прав человека. [Текст] - М.: 2005г.
37. Онкологическая заболеваемость и смертность населения контролируемых после аварий на чернобыльской АЭС районов Брянской области // Медицинская радиология. – 2005г. - № 8
40. Румянцева Г.Н. Чернобыльский закон: мнение специалиста// Российский Чернобыль. – 2004г. - № 16.
41. Радиоэкологические, медицинские и социально-экономические последствия аварии на ЧАЭС. Реабилитация территорий и населения. - НМЦ «Голицьно», 2001г.
42. Сборник тезисов международного семинара «Опыт работы по реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы». -Новозыбков, 2000.
43. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / под общей редакцией В.И.Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2006.
44. Социальная политика: Учебник. /Под общ. ред. НА. Волгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2005г.
45. Социально-экономические последствия чернобыльской катастрофы для Брянской области: сборник докладов научно-практической конференции. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2005г.
46. Трудовое право России. /Под ред. проф. Р.З.Лившица и проф. Ю.П. Орловского). - М: ИНФРА М - НОРМА, 2003.
47. Чернобыль: 10 лет спустя. Итоги и перспективы. Материалы Всероссийский научно - практической конференции. - Брянск. – 2005г.
48. Целевые программы для отдельных категорий граждан и учреждений Брянской области. Брянская областная Дума. 2004г.
49. Яблоков А.В. Миф о незначительности последствий Чернобыльской катастрофы. [Текст] - М.: Центр экологической политики России, 2004г.
Приложения
Меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
1) Выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год;