Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. по характеру и масштабам своих негативных последствий фактически не имеет аналогов в мировой практике радиационных катастроф. Ее жертвами стали сотни тысяч людей, проживающих или проживавших на загрязненных территориях, а также принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Деятельность государства по скорейшей локализации катастрофы, обеспечению максимально оперативных и эффективных мер защиты населения загрязненных регионов постепенно трансформировалась в носящую долговременный характер государственную функцию по преодолению негативных последствий аварии.
Введение 3
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию 9 1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 9
1.2 Законодательство о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, этапы его совершенствования и развития 12
2. Формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы 24
2.1 Основные принципы и категории граждан, подлежащих социальной защите 24
2.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области 39
3. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области 49
3.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области 49
3.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации 59
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 70
Грубым нарушением чернобыльского законодательства является исключение из числа участников Программы «Жилище» членов семей, потерявших кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С 1994 г. организационно оформилось новое направление международного сотрудничества, цель которого - смягчение социально-психологической напряженности на пострадавших территориях. Первый шаг в этом направлении был сделан в рамках программы ЮНЕСКО - «Чернобыль»: в России, Беларуси и на Украине были построены центры социально-психологической реабилитации. Они финансировались из бюджетных средств каждой из пострадавших стран. В России в рамках этого проекта в 1994-1996 гг. были построены четыре центра по работе с населением в наиболее пострадавших областях. В частности, центр в поселке Никольская Слобода Брянской области работает с переселенцами, переехавшими после аварии из деревни Заборье Красногорского района.
В функции Центров социально-психологической реабилитации включается, кроме прочего, разъяснительная и просветительская работа с населением.
Проект программы TACIS ENVREG-9602 посвящен вопросам реабилитации загрязненных территорий и отдаленным медицинским последствиям аварии, работы по его реализации начаты в 1999г. под руководством голландской консалтинговой компании SPANS Consultants. В России, Беларуси и на Украине определены основные направления и приоритетные целевые группы в области информационной работы и начаты работы по пяти пилотным проектам. В России пилотные проекты проводятся по следующим направлениям:
1. Работа с учителями (на базе ЦСПР «Узловая», Тульская область).
2. Работа с врачами и средним медперсоналом по вопросам медицинских
эффектов радиации (районные больницы и поликлиники на наиболее загрязненных
территориях Брянской области).
3. Работа с ликвидаторами (через газету «Российский Чернобыль»).
4. Работа с главами местной администрации по проблемам устойчивого развития на радиационно - загрязненных территориях (Брянская область).
5. Подготовка образовательной мультимедийной программы для преподавателей и студентов экологических специальностей вузов [42, c.139].
Для минимизации последствий аварии на ЧАЭС в Российской Федерации были приняты и реализованы три федеральные целевые программы. Сейчас выполняется четвертая, с 2007года полностью переработанная программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.», утвержденной Правительством РФ от 22декабря 2006 г. № 793.
Более 600 млн. рублей будет выделено из бюджета Брянской области на реализацию целевой программы по реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, в 2007-2010годах.
В рамках программы намечено строительство газопроводов на загрязненных территориях, возведение детского онкогематологического центра, расширение и реконструкция местных домов отдыха и санаториев, улучшение жилищных условий для ликвидаторов. Запланировано ежегодно проводить уточнение радиационной обстановки в пострадавших населенных пунктах, мониторинг доз облучения населения.
В юго-западных районах, как в целом по области, проводится работа, основным направлением которой является предоставление мер социальной поддержки граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС. Создана разветвленная сеть социальных учреждений, предоставляющих социальные услуги населению, как в стационарных, так и в нестационарных условиях.
В 27 районах области функционируют муниципальные стационарные социальные учреждения малой вместимости - дома милосердия, в которых проживают более 700 человек граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 11домов милосердия созданы в юго-западных районах. Продолжается развиваться система предоставления психолого-социальных услуг, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате аварии. Работа по оказанию помощи гражданам, содействию в реализации их законных прав и интересов, в улучшении социального и материального положения, а также по поддержанию психологического статуса, проводится отделениями социально-психологической реабилитации комплексных центров социального обслуживания г. Клинцы, г.Новозыбкова, Злынковского, Климовского районов .
Ежегодно проводится специализированная диспансеризация населения юго-западных районов области, а также осуществляются меры по оздоровлению населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ФГУ «госсанэпиднадзора в Брянской области» осуществляет контроль за реализацией мероприятий по дальнейшему снижению вредного воздействия на здоровье населения области.
Таким образом, решение текущих проблем, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, носит комплексный характер и зависит от экономических, демографических и других аспектов развития Брянской области.
3.2. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
Унифицированная методика защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию, предполагает необходимость унификации критериев и порядка присвоения статуса, дающего право на предоставление мер государственной социальной защиты различным категориям граждан. Такая унификация может быть осуществлена принятием Федерального закона «Об основах социальной защиты граждан РФ подвергшихся радиационному воздействию». В числе прочего в законе было бы целесообразно определить:
- основные принципы государственной политики в сфере социальной защиты граждан подвергшихся воздействию радиации;
- круг лиц, имеющих право на получение соответствующих компенсаций и льгот, при этом необходимо проведение работы по унификации критериев присвоения категориям подвергшимся радиоактивному облучению, соответствующего статуса с учетом вышеуказанных факторов;
- перечень мер государственной социальной защиты вышеупомянутых граждан, в т ч форм возмещения вреда;
- механизм разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также механизм наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социальной зашиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
- основные направления взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами , общественными организациями и профсоюзами в рассматриваемой сфере, в т ч меры экономического стимулирования организаций, предприятий, учреждении, принимающих участие в реализации норм законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, и соответствующих федеральных целевых программ, а также правовые гарантии реализации общественными организациями чернобыльцев своих полномочий;
- основные направления международного сотрудничества РФ, субъектов РФ, общественных организаций, профсоюзов в сфере повышения уровня защищенности населения, решения проблем социальной зашиты мигрантов, информационного обмена и т. д;
- основания и виды ответственности за нарушение норм законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Указывая на особую значимость проблемы контроля за соблюдением норм законодательства и исполнением федеральных программ, а также своевременного применения правовых санкций некоторые исследователи еще в начале 1990-х гг. настаивали на разработке специального нормативного акта об административной и уголовной ответственности за производство загрязненной сельскохозяйственной продукции, ее реализации, сокрытие информации об уровнях загрязненности радиоактивными веществами, неприятие мер по предотвращению дальнейшего загрязнения территории и иные правонарушения [23, c. 60] . Представляется, что ФЗ «Об основах социальной защиты граждан РФ, подвергшихся радиационному воздействию» должен содержать раздел устанавливающий ответственность за нарушение прав граждан, связанных с предоставлением им компенсаций и льгот (например, ответственность государственных органов при необоснованной задержке предоставления компенсационных выплат и т.д.), в то время как меры ответственности за нарушения прав граждан, связанных с обеспечением их радиационной безопасности, должны фиксироваться в нормах иных источников атомного права.
Несомненно, рассматриваемый Федеральный закон будет представлять во многом консолидированный акт, однако его принятие позволит восполнить ряд имеющихся пробелов регулирования. В частности, некоторые положения закона могут быть распространены на жителей территорий, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения.
Таким образом будет обеспечена реализация нормы ст.25 Федерального закона «О радиационной безопасности населения». В нормах закона могут быть закреплены критерии определения территорий, прилегающих к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным производствам и объектам, предусмотренные Положением о «формировании и использовании централизованных средств на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на территориях прилегающих к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным производствам и объектам, а также на финансирование развития инфраструктуры этих территорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г № 289.
Таким образом, Федеральный закон «Об основах социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию» наряду с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом« О радиационной безопасности населения», Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительньгх) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » и иными актами (в т.ч. ФЗ «О статусе и правовом режиме территорий РФ, подвергшихся радиоактивному загрязнению», который может быть разработан с учетом подходов, сформулированных в постановлении Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1008 и аналогичном белорусском законе) составит систему российского атомного законодательства, которое на сегодняшний день находится в стадии формирования. В перспективе возможны разработка и принятие иных актов, обеспечивающих унификацию подходов к определению критериев и мер зашиты лиц, подвергшихся радиационному облучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, свидетельствует о необходимости корректировки некоторых концептуальных подходов.
Возмещение ядерного вреда должно базироваться на единых принципах независимо от того, является ли субъектом - причинителем такого вреда коммерческая организация или государство. Соответственно, право на социальную защиту должно распространяться на всех граждан, объективно в ней нуждающихся, а следовательно, социальное государство, каковым исходя из конституционных норм является Российская Федерация, должно предоставлять своим гражданам реальные гарантии такой зашиты.
Аналогия критериев причинения ядерного вреда (и необходимости его возмещения) и нуждаемости граждан, подвергшихся воздействию радиации, в защите не означает тождества указанных понятий, однако констатация данного факта не может исключать возложение на государство соответствующих обязанностей, определяющих основные направления его политики в сфере преодоления негативных последствий чернобыльской катастрофы.
К числу приоритетных направлений законотворческой деятельности следует отнести выработку единых подходов к определению критериев причинения вреда и дифференциации размеров его возмещения, а также определение организационно-правовых форм государственной социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Реализация указанных целей позволит обеспечить стабильность правоотношений в рассматриваемой сфере, завершить процесс формирования атомного права как отрасли (или подотрасли), отличающейся спецификой регулирования.
Совершенствование законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, должно проводиться в русле комплексного реформирования системы российского социального законодательства.
Конкретизация порядка предоставления отдельных форм государственного социального обеспечения (пенсий, пособий, льгот) не может не отразиться на состоянии защиты отдельных категорий нуждающихся граждан. Соответственно механизм разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти всех уровней, а также основные принципы взаимодействия государства с предприятиями, организациями, учреждениями, общественными организациями и профсоюзами в сфере социальной защиты граждан должны закрепляться на уровне федерального законодательства.
Таким образом, сочетание защиты законных прав граждан и обеспечения интересов государства и общества следует считать необходимым условием перспективного законотворчества в сфере преодоления негативных последствий радиационных катастроф.