Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. по характеру и масштабам своих негативных последствий фактически не имеет аналогов в мировой практике радиационных катастроф. Ее жертвами стали сотни тысяч людей, проживающих или проживавших на загрязненных территориях, а также принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Деятельность государства по скорейшей локализации катастрофы, обеспечению максимально оперативных и эффективных мер защиты населения загрязненных регионов постепенно трансформировалась в носящую долговременный характер государственную функцию по преодолению негативных последствий аварии.
Введение 3
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию 9 1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 9
1.2 Законодательство о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, этапы его совершенствования и развития 12
2. Формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы 24
2.1 Основные принципы и категории граждан, подлежащих социальной защите 24
2.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области 39
3. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области 49
3.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области 49
3.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации 59
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 70
Таким образом можно сделать вывод, что основной проблемой, возникающей в процессе совершенствования законодательства в части, касающейся конкретизации категорий лиц, подвергшихся радиационному воздействию, является проблема отсутствия единой концепции, определяющей критерии констатации характера и последствий воздействия негативных факторов, вызванных чернобыльской катастрофой. Разработка такой концепции позволит решить проблему определения оптимальных форм возмещения вреда и социальной зашиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
2.2. Формы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
В соответствии со ст. З Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан радиационным воздействием, возмещается предоставлением денежных и других материальных компенсаций и льгот,
Термин «компенсация» имеет латинское происхождение и означает (возмещение», «уравновешивание», «выравнивание».
В Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» термин «компенсации» употребляется как в гражданско-правовом аспекте (применительно к выплатам в возмещение вреда здоровью) так и в качестве категории, обозначающей выплаты в возмещение дополнительных расходов, вызванных пребыванием на загрязненных территориях. Среди основных видов компенсаций, предоставляемых лицам, подвергшимся радиационному воздействию, следует выделить:
1. Выплаты, производимые в возмещение вреда здоровью пострадавших граждан;
2. Компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества;
3. Надбавки к заработной плате, пенсиям, стипендиям и пособиям граждан, проживающих в загрязненных районах;
4. Выплата ежемесячных компенсации в размере стоимости продуктов питания семьям детей, проживающих в загрязненных районах, которые не посещают школы и дошкольные учреждения [24, c.57].
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан чернобыльской катастрофой, до недавнего времени осуществлялось путем выплаты денежных сумм в размере заработка или его части в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей ш.25 ч1 ст. 14 и п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 , а также предоставлением ежегодных и единовременных компенсаций инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в фиксированных размерах (ст.39 Федерального закона). Сейчас эти выплаты производятся в соответствии с Федеральном законе от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные выплаты предоставляются гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие связанные с последствиями аварии заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также участникам ликвидации последствий аварии 1986/87 гг., утратившим трудоспособность (частично) без установления инвалидности. Аналогичное назначение имеют надбавки к пенсиям, предоставляемые ликвидаторам чернобыльской катастрофы, а также предоставление материальной помощи на оздоровление указанной категории лиц распространяют установленный порядок возмещения вреда здоровью на членов семей, потерявших кормильца вследствие чернобыльской катастрофы .
Компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества согласно п.4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 включает оплату полной стоимости всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодньгх насаждений, посевов, стоимости домашнего имущества, дач, садовых домиков, иных строений, оставленных в загрязненных районах. Правом на получение указанных компенсаций обладают граждане, эвакуированные из зоны отчуждения, переселенные из зоны отселения и выехавшие из зоны проживания с правом на отселение. Граждане, относящиеся к этим категориям, согласно п.7 ч.1 ст. 17 Федерального закона имеют право на внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Помимо компенсаций иной правовой формой социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, являются льготы.
Основными категориями льгот, предоставляемых лицам, подвергшимся радиационному воздействию, следует считать:
1. Льготы в трудовой сфере;
2. Льготы в сфере пенсионного обеспечения;
3. Льготы в сфере медицинского обслуживания и здравоохранения;
4. Льготы в сфере пользования жильем и коммунальными услугами;
5. Льготы в сфере пользования услугами транспорта;
6. Льготы в сфере оплаты налогов и сборов;
7. Иные категории льгот.
Основными видами льгот, предоставляемых в сфере труда, являются:
1) дополнительные отпуска, предоставляемые лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и иные связанные с последствиями катастрофы заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, участникам ликвидации последствии аварии 1986/87 гг., эвакуированным и переселенцам, а также гражданам, проживающим на загрязненных территориях в соответствии с п.9 ч1 ст. 14, ч.1 ст.15, ч.1 ст. 17, п.2 ч.1 ст. 18, п.2 ч.1 ст19 , п.2 ч.1 ст.20 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1. Дополнительные отпуска, предоставляемые гражданам, проживающим и работающим на загрязненных территориях, рассматриваются в качестве разновидности дополнительных отпусков за работу с вредными и опасными условиями труда; дополнительные отпуска иным категориям чернобыльцев обусловливаются необходимостью обеспечения более длительного отдыха лицам, здоровье которых ослаблено радиационным воздействием. Продолжительность дополнительных отпусков составляет от 7 до 21 календарного дня для лиц, работающих на загрязненных территориях, для остальных категории граждан -14 календарных дней;
2) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство пострадавших граждан и ликвидаторов 1986/87 гг. (п.13 ч.1 ст.14, ч.1 ст.15,ч..1 ст.17 Федерального закона, а также статья 34 действующего Трудового кодекса РФ). Повышенные гарантии права на труд граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, предусматриваются актами регионального законодательства.
Так, в соответствии с Законом Брянском области от 16 марта 2003 г. «О занятости населения в Брянской области» и принятым в его развитие «Положении о порядке введения и реализации квоты рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» (утверждено постановлением Администрации Брянской области от 12 октября 1998 г. № 370 администрация области ежегодно устанавливает квоты рабочих мест для "трудоустройства лиц, особо нуждающихся в защите, к числу которых относятся пострадавшие от чернобыльской катастрофы) на предприятиях с числом, работников более 30 чел. в размере не менее 3% для инвалидов и не более 5% для иных категории граждан, Целью предоставления указанных льгот выступает социальная адаптация и реабилитация нуждающихся категорий граждан.
3) выплата работающим инвалидам-чернобыльцам пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, доплата до размера среднего заработка на прежнем месте работы при переводе на нижеоплачиваемую работу по медицинским показателям пострадавших граждан (п.2 и 5 ч.1 ст. 14, ч1 ст.15, ч1 ст.17 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Указанные льготы также выступают средством социальной адаптации и реабилитации нуждающихся граждан.
К пенсионным льготам согласно ст.29 -37 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относятся уменьшение возраста выхода на пенсию, исчисление среднемесячного заработка для назначения, пенсии исходя из периода работы на загрязненных территориях, предоставление инвалидам из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц права на получение двух видов пенсий - пенсии по старости или выслуге лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы.
Объем предоставляемых в сфере пенсионного обеспечения льгот дифференцируется в зависимости от характер и размера причиненного вреда или риска причинения такового. Следует отметить также связь пенсионных льгот с предшествующей трудовой и иной общественно полезной деятельностью граждан, т.к. закон предусматривает предоставление льгот лицам, имеющим право на получение трудовых пенсий. Отсюда вытекает необходимость постановки вопроса о распространении некоторых видов льгот на лиц, получающих социальные пенсии. В частности, представляется необходимым осуществление пропорционального снижения возраста, необходимого для получения социальной пенсии гражданами, проживающими на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, т.к. характер вреда здоровью, причиняемого радиационным воздействием, не может определяться участием этих граждан в экономической деятельности.
Если право граждан на пользование льготами, предоставляемыми в сфере пенсионного обеспечения, обусловлено их принадлежностью к определенной указанной в законе категории, а также иными фактическими обстоятельствами, рассматривающимися в качестве оснований возникновения правоотношений в пенсионной сфере, такими как достижение определенного возраста, выслуга лет; инвалидность, потеря кормильца, то предоставление льгот в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания, а также некоторых льгот в жилищной сфере должно быть обусловлено объективной потребностью граждан в пользовании такими льготами.
В частности, льготы, предоставляемые в сфере здравоохранения (бесплатное оказание медицинской помощи, бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей, бесплатное санаторно-курортное лечение, бесплатное изготовление или ремонт зубных протезов и др.) в соответствии с п.1 ч1 ст.14, п1и 2 ч.1, п.п.2 и 3 ч.2 ст. 15, ч1 ст.17, п.19 ч1 ст.18, ч1 ст.19. ч1 ст.20 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 в той или иной степени распространяются на все категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию, цель предоставления указанных льгот состоит в нейтрализации и преодолении негативного воздействия радиоактивного облучения на здоровье граждан, при этом уровень медицинской защиты определяется характером и размерами вреда, причиненного здоровью, или риска причинения такового. Предоставление некоторых форм медицинской защиты обусловливается наличием медицинских показаний.
Характерной особенностью компенсаций и льгот, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991г.№1244 следует считать их использование как форм возмещения государством вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан чернобыльской катастрофой.
2.3 Социально-демографическая ситуация радиактивно загрязненных районов Брянской области.
Брянская область площадью 34,9 тыс. км находится в юго-западной части России. Ее протяженность с запада на восток 270 км, с севера на юг - 245 км. Область разделена на 27 административных районов, имеет 15 городов и 30 поселков городского типа. Население - около 1,5 млн. человек (68 % - городское и 32 % -сельское).
Загрязнение территории Брянской области радиоактивными продуктами чернобыльской аварии началось 28 апреля 1986 г. после того, как 27 апреля направление ветра в районе Чернобыля изменилось на северо-восточное. В результате выпадения дождей 28-29 апреля на стыке Могилевской и Гомельской областей Беларуси и Брянской области России в период прохождения над этой территорией радиоактивного облака образовалось значительное Брянско-Белорусское пятно. С момента начала радиоактивных вьшадений население подверглось внешнему и внутреннему облучению смесью многих продуктов деления и активации, среди которых наиболее значимыми были радиоизотопы йода, цезия, стронция и плутония.
В силу неравномерности по длительности и интенсивности выпадений радиоактивных осадков образовалась разная плотность загрязнения почв радионуклидами в различных районах области («пятнистость» радиоактивного загрязнения). В силу этого Брянская область имеет все четыре зоны радиоактивного загрязнения, установленные Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». После аварии на ЧАЭС были загрязнены (в разной степени) 22 из 27 административных районов с двумя городами областного подчинения и 1325 населенными пунктами, где проживало 484579 человек[45, c.113]. Существенное загрязнение имеется в 7 районах области (Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Новозыбковский и Стародубский).
По данным Брянского центра по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды, общая площадь радиоактивного загрязнения территорий области с плотностью загрязнения 1 -5 Ки/кв.км составляет 2363кв.квм (20,6%), 15-40 Ки/кв.км -2025кв.км (17,7%), свыше 40 Ки/кв.км - 446кв.км (3,9%).
Влияние радиоактивного загрязнения проявляется опосредованно и осуществляется по нескольким каналам: через физиологические, психологические, поведенческие особенности и адаптационные способности человека на количественные и качественные изменения естественного и механического типов демографической структуры.
Демографическая обстановка включает в себя состояние демографических процессов "состава и размещения, населения на территории страны или отдельных частей в какое-либо время, под воздействием событий прошлого и влиянием социально-экономических факторов."
Один из индикаторов демографического кризиса - уменьшение численности населения. Брянская область относится к числу российских территорий с убывающим населением.
Численность постоянного населения области на 1 января 2006 года составила 1361,1 тыс. человек, сократившись с января 2005 года на 13,9 тыс. человек. Снижается количество жителей городов и сел всех районов. Типична данная ситуация и для загрязненного юго-запада, где численность упала за тот же период с 203,1тыс. до 200,7 тыс. человек.
На социальное и экономическое развитие, как области в целом, так и на юго-западные районы, существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией эволюции возрастной структуры населения является постарение населения, увеличение доли лиц в старших возрастах. Наиболее стабильной в общей численности населения остается доля лиц трудоспособного возраста. На начало 2006 года по области она составила 811,0 тыс. человек или 59,6 процентов населения, а по загрязненным районам 129,1 тыс. человек или 64,3 всего населения, проживающих на этих территориях.