Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. по характеру и масштабам своих негативных последствий фактически не имеет аналогов в мировой практике радиационных катастроф. Ее жертвами стали сотни тысяч людей, проживающих или проживавших на загрязненных территориях, а также принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Деятельность государства по скорейшей локализации катастрофы, обеспечению максимально оперативных и эффективных мер защиты населения загрязненных регионов постепенно трансформировалась в носящую долговременный характер государственную функцию по преодолению негативных последствий аварии.
Введение 3
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию 9 1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 9
1.2 Законодательство о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, этапы его совершенствования и развития 12
2. Формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы 24
2.1 Основные принципы и категории граждан, подлежащих социальной защите 24
2.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области 39
3. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области 49
3.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области 49
3.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации 59
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 70
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию
1.2 Законодательство о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, этапы его совершенствования и развития 12
2. Формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы 24
2.1 Основные принципы и категории граждан, подлежащих социальной защите
2.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области
3. Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области
3.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области
3.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации 59
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. по характеру и масштабам своих негативных последствий фактически не имеет аналогов в мировой практике радиационных катастроф. Ее жертвами стали сотни тысяч людей, проживающих или проживавших на загрязненных территориях, а также принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Деятельность государства по скорейшей локализации катастрофы, обеспечению максимально оперативных и эффективных мер защиты населения загрязненных регионов постепенно трансформировалась в носящую долговременный характер государственную функцию по преодолению негативных последствий аварии. Успешная реализация указанной функции предполагает создание надлежащей системы социально-правового регулирования в данной сфере, ее постоянное развитие и совершенствование.
Актуальность проблемы исследования объясняется тем, что одним из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации как демократического, правового и социального государства является обеспечение комплекса мер по защите отдельных категорий граждан, нормальная жизнедеятельность которых затруднена или ограничена влиянием негативных факторов объективного свойства. Среди граждан, которые должны быть охвачены государственной системой социальной защиты, особое место занимают лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы.
15 мая 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который впоследствии был изложен в новой редакции. Принимая данный Закон, направленный на защиту прав и интересов граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель исходил из того, что государство признаёт ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях.
Эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.
Это породило особый характер отношений между гражданином и государством, заключающейся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещение такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства вытекает из положений статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных её сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие чернобыльской катастрофы конституционньгх прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в статьях 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации.
В процессе становления и развития законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, и в практике его применения выявились серьезные проблемы, связанные прежде всего с установлением категорий лиц. нуждающихся в защите, критериев определения характера и размера ядерного вреда, выбора оптимальных способов и форм его возмещения, без глубокой научной разработки и всестороннего исследования которых невозможно совершенствование имеющейся нормативной базы. Необходимость разработки указанных проблем обусловлена как сложностью решения многих вопросов, отсутствием достаточного опыта регулирования отношений в рассматриваемой сфере, так и некоторой противоречивостью предлагаемых концепций радиационной защиты, что объясняется недостаточным теоретическим исследованием всего комплекса проблем преодоления негативных последствий чернобыльской катастрофы.
Следует отметить, что вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в науке по существу не рассматривались. Ядерный вред и основные принципы его возмещения были предметом изучения в работах
А. И. Иойрыша и некоторых других ученых, однако их исследования базировались главным образом на анализе источников зарубежного атомного права и международно-правовых актов. Кроме того, большинство работ, посвященных проблемам возмещения вреда, причиненного в процессе промышленной эксплуатации ядерных энергоустановок, было подготовлено и опубликовано до аварии на ЧАЭС и поэтому в них не могла быть учтена и отражена специфика возмещения ущерба, причиненного вследствие чернобыльской и иных радиационных катастроф.
Таким образом, теоретическая и практическая актуальность темы настоящего дипломного исследования обусловлена особой значимостью обеспечения эффективной социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате Чернобыльской катастрофы, необходимостью совершенствования ее государственного регулирования.
Целью дипломного исследования является анализ законодательства по проблемам социальной зашиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС на территории Брянской области .
Исходя из указанной цели, основными задачами дипломного исследования являются:
— определение понятия «социальная защита» применительно к отдельным
категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, и сущности социальной зашиты;
— формулирование основных принципов социальной защиты граждан,
подвергшихся воздействию радиации, которые должны быть положены в основу
законодательного регулирования отношений в данной сфере;
— определение критериев адресности защиты, а также наиболее оптимальных форм возмещения вреда и социальной зашиты граждан на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики;
— анализ процесса формирования и развития законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, определение основных тенденций и приоритетных направлений его совершенствования;
Объектом исследования является социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации на территории Брянской области и перспективы ее совершенствования.
Предметом исследования стали формы и принципы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской АЭС.
Информационной основой работы являются нормативные правовые акты , принятые в поставарийный период, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ по вопросам социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы.
Теоретической основой исследования стали работы специалистов в области теории государства и права и конституционного права: М.В.Баглая, Д.М .Демичева, Р.З.Лившица, Е.А.Лукашевой, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, С.Д.Соловьевой. В процессе разработки темы использовались труды ученых в области трудового права и права социального обеспечения - Е.Г.Азаровой, Н.Г. Александрова, В.А. Вайпана, К.Н. Гусова, В.В.Глазырина, М.Л.Захарова Р.И.Ивановой, И.Д.Камаева, С.С. Каринского, Е.Г.Крылатьгх, М.В.Кучмы Е.Е.Мачульской, Ю.П. Орловского. О.В.Смирнова, Э.Г.Тучковой, О.С. Хохряковой и других, в которых затрагивались вопросы компенсаций и льгот, отдельные аспекты социальной защиты, а также работы, посвященные проблемам правового регулирования использования атомной энергии, и, в частности, Л.А. Афанасьевой, А.И. Иойрыша, А.Б.Чопорняка.
Структура дипломного проекта определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы, а также приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. В процессе осуществления государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации выявились глубокие противоречия, связанные с установлением категорий лиц, нуждающихся в защите и определения наиболее целесообразных форм их социальной защиты.
2. Право на социальную защиту должно распространяться на всех граждан, подвергшихся радиации и объективно в ней нуждающихся, независимо от того, является ли причинителем вреда государство или коммерческая организация.
3. Приоритетным направлением законотворческой деятельности должна стать выработка единых подходов к определению критериев причинения вреда и дифференциации размеров его возмещения, а также определение организационно-правовых форм государственной социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
4. Основной задачей государства по защите населения от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы остается снижение ее негативных медицинских, социальных и психологических последствий на основе повышения уровня жизни пострадавших, опережающего развития системы здравоохранения и экологического оздоровления этих территорий.
5. Для обеспечения социально-экономической стабилизации на загрязненных территориях необходимо увеличить финансирование из федерального бюджета по «чернобыльским» программам и решить вопросы по реабилитации загрязненных территорий.
3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ.
1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
Действующие российское законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы не содержит определение понятия «социальная защита» применительно к указанной категории лиц. Между тем уяснение понятия имеет принципиальное значение для определения целей, задач и методов защиты, а также основных направлений: государственной политики в рассматриваемой сфере.
Трактовка понятия «социальная защита» в широком смысле отражает весь спектр негативных факторов, способных воздействовать на личность в процессе ее развития. В законодательстве и правовой литературе превалирует понимание данного термина в узком смысле: социальная защита сводится к обеспечению соблюдения важнейших социальных прав граждан и достижению социально приемлемого уровня жизни.
Специфика социальной защиты как элемента государственной социальной политики определяется ее основными функциями (правовосстановительная, правоохранительная, социальная, экономическая и др.). Однако правовосстановительный (компенсационный) характер социальной зашиты, определяющий как комплекс мер социальной поддержки, предоставляемой нуждающимся категориям лиц, так и цели предоставления такой поддержки, невозможно выявить, исследуя только соответствующие нормы отраслевого законодательства. Говоря о критериях нуждаемости некоторых категорий населения в государственной социальной помощи, следует использовать понятие «трудная жизненная ситуация» в том виде, в каком оно сформулировано в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. №195 –ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (согласно п.4 статья З закона, под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно).