Формирование системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности (на примере ОАО «Ламзурь»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень рыночных отношений требует от производителя продукции не только обеспечения соответствия качества требованиям, установленным для его продукции и услуги, но и гарантии стабильности, а также надёжности в его договорных обязательствах перед покупателем. Насыщенность предложений заставляет производителей завоёвывать доверие своих потребителей, а также стремиться предвосхитить их требования и ожидания.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на пищевых предприятиях 7
1.1. Характеристика пищевой промышленности и её продукции 7
Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности 20
Современные тенденции развития системы менеджмента качества пищевой безопасности в России и зарубежом 28
2 Анализ системы менеджмента качества в ОАО «Ламзурь» 35
2.1. Характеристика и особенности продукции предприятия 35
2.2. Исследование действующей системы менеджмента качества на предприятии 38
2.3. Оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества на предприятии 64
3 Совершенствование деятельности в области качества в ОАО «Ламзурь» 70
3.1 Разработка рекомендаций по внедрению принципов ХАССП в практику деятельности предприятия 70
3.2 Рекомендации по внедрению новых методов и средств контроля качества на предприятии 76
Заключение 81
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя текущая курсовая.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

     - доведение до потребителей информации о продукции.

     Идентификация статуса продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений осуществляется на всех этапах производства продукции, включая:

     - входной контроль сырья и материалов, их хранение на складе и запуск а производство;

     - производственные операции и контроль продукции в процессе производства;

     - приёмочный контроль готовой продукции и хранение на складе.

    Необходимые методы и способы осуществления маркировки и ведения сопроводительных документов, обеспечивающих возможность идентификации продукции, а также ответственность за обеспечение идентификации продукции установлены в нормативной и технической документации на конкретные виды продукции, а также в стандартах предприятия СТП СМК II 7.5.3 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Идентификация и прослеживаемость», СТП СМК II 7.5.5 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Сохранение соответствия продукции», СТП СМК II 8.2.4 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Мониторинг и измерение продукции», СТП СМК II 8.2.4. - 02 - 2004 «Система менеджмента качества. Входной контроль сырья и материалов», СТП СМК II 8.3 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Измерение, анализ и улучшение. Управление несоответствующей продукцией», СТП СМК II 7.5.1. - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Управление процессами».

     При этом способы и средства идентификации должны быть доступны для использования персоналом, легко и однозначно понимаемы.

     Собственность потребителей. Предприятие проявляет особую заботу о собственности потребителей и управляет ею согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001. Собственность потребителей подлежит:

     - идентификации всеми доступными средствами за счёт маркировки продукции, использования сопроводительных документов, регистрации данных об объектах идентификации;

     - контролю в соответствии со стандартом предприятия СТП СМК II 8.2.4 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Мониторинг и измерение продукции»;

     - управлению в случае обнаружения несоответствия установленным требованиям согласно стандарту предприятия СТП СМК II 8.3 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Измерение, анализ и улучшение. Управление несоответствующей продукцией»;

     - защите и сохранению при погрузочно – разгрузочных работах, упаковке, хранении в соответствии со стандартом СТП СМК II 7.5.5 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Сохранение соответствия продукции».

     Сохранение соответствия продукции. На предприятии обеспечивается на всех стадиях жизненного цикла вплоть до поставки потребителю согласно требованиям п. 7.5 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000). Правила и процедуры, обеспечивающие создание условий для сохранения соответствия продукции входе её внутренней обработки на предприятии и поставки в место предполагаемого назначения, а также ответственные лица и исполнители установлены в стандарте СТП СМК II 7.5.5 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Сохранение соответствия продукции».

     Управление устройствами для мониторинга и измерений. В соответствии с требованиями п. 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000) на предприятии поддерживаются в исправном состоянии устройства для мониторинга и измерений. Метрологическая служба предприятия ведёт и поддерживает в рабочем состоянии записи результатов поверки и калибровки устройств для мониторинга и измерений. Правила и порядок определения необходимых видов мониторинга, измерений и измерительного оборудования; требования к порядку учёта, технического обслуживания; ответственные лица и исполнители, а также формы записей результатов калибровки и поверки установлены в стандарте СТП СМК II 7.6 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Управление устройствами для мониторинга и измерений».

     Измерение, анализ и улучшения. На предприятии планируются и применяются процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения. Методы применяемые для этого могут включать:

     - инструментальные методы технического контроля (испытания, измерения);

     - опросные методы (опросы, анкетирование и т.п.);

     - наблюдательные методы;

     - методы, основанные на экспертных оценках, включая методы органолептической оценки пищевых продуктов;

     - графические методы (диаграмма Парето, гистограмма, схема Исикавы, контрольные листы и др.).

     Удовлетворённость потребителей. Мониторинг информации, касающейся удовлетворённости потребителей, является одним из способов измерения, работы СМК и осуществляется путём оценки выполнения требований и ожиданий потребителей от продукции, выпускаемой предприятием. Основные источники информации для мониторинга удовлетворённости потребителей, методы её получения и использования, а также ответственность и полномочия подразделений и должностных лиц установлены в стандартах предприятия СТП СМК II 7.2. – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Процессы, связанные с потребителями. Порядок организации сбыта продукции», СТП СМК II 7.2 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Процессы, связанные с потребителями. Порядок организации сбыта продукции», СТП СМК II 8.2.1 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Процессы, связанные с потребителями. Порядок организации сбыта продукции», СТП СМК II 8.2.1 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Удовлетворённость потребителей».

    Внутренние аудиты (проверки). На предприятии через запланированные промежутки времени проводятся аудиты СМК с целью установления того, что СМК ОАО «Ламзурь» соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000), документам СМК и запланированным мероприятиям, является результативной и поддерживается в рабочем состоянии. Документированная процедура устанавливает:

     - критерии, область применения, частоту и методы внутренних аудитов СМК;

     - правила и порядок проведения работ по планированию и проведению внутренних аудитов (проверок) СМК;

     - формы записей, образующихся в процессе внутреннего аудита СМК;

     - требования к внутренним аудиторам СМК.

     Описание процедуры внутренних аудитов СМК, порядок и правила её применения, а также ответственность за её реализацию и поддержание в рабочем состоянии приведены в стандарте ОАО «Ламзурь» СТП СМК II 8.2.2 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Внутренние аудиты».

    Сбор данных для анализа результативности процессов осуществляется по всем процессам СМК, включая следующие основные источники информации:

     - результаты анализа со стороны руководства;

     - результаты внутренних аудитов СМК;

     - результаты внешних проверок СМК;

     - результаты измерения удовлетворённости потребителей;

     - результаты измерения и мониторинга продукции.

     В случае недостижения запланированных результатов процесса, если это целесообразно, осуществляются корректирующие действия в соответствии со стандартом СТП СМК II 8.5 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Измерение, анализ и улучшение. Корректирующие и предупреждающие действия».

     На предприятии осуществляется мониторинг и измерение характеристик продукции. Они предусматривают проведение производственного контроля на соответствующих стадиях жизненного цикла продукции:

     - при закупках сырья и тароупаковочных материалов;

     - в процессе производства продукции;

     - при приёмке готовой продукции;

     При погрузочно-разгрузочных работах, хранении и поставки сырья к месту назначения.

     Порядок проведения работ по мониторингу и изменению продукции, включая критерии и правила принятия решений о приёмке, ответственные подразделения и формы сопутствующих документов установлены в стандартах предприятия СТП СМК II 8.2.4 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Мониторинг и измерение продукции», СТП СМК II 8.2.4 – 02 – 2004 «Система менеджмента качества. Входной контроль сырья и материалов». В случае обнаружения несоответствий на любых этапах мониторинга и измерения продукции осуществляются действия с несоответствующей продукцией согласно стандарту СТП СМК II 8.3 = 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией».

    Управление несоответствующей продукцией. В соответствии с требованиями п. 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000) на предприятии разработана и поддерживается в рабочем состоянии документированная процедура управления несоответствующей продукцией. Процедура обеспечивает управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям, с целью исключения возможности её непреднамеренного использования в производстве и поставки потребителю.

     Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях поддерживаются в рабочем состоянии в соответствии со стандартом СТП СМК II 4.2.4 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Управление записями».

    Порядок работ по управлению несоответствующей продукцией, средства и методы управления, ответственность и полномочия подразделений и должностных лиц установлены в стандарте СТП СМК II 8.3 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией».

     Анализ данных. Эффективные решения основываются  на основе данных и информации. В соответствии с требованиями п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 на предприятии осуществляются сбор и анализ данных по:

     - удовлетворённости потребителей (п. 8.2.1);

     - соответствию продукции установленным требованиям (п. 7.2.1);

     - характеристикам и тенденциям процессов и продукции;

     - поставщикам продукции и услуг;

     - результатам внутренних и внешних аудитов СМК.

     Результаты обработки данных выявляют определённые тенденции, которые служат входными данными для анализа со стороны руководства согласно СТП СМК II 5.6 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ со стороны руководства».

     Улучшение. Постоянное улучшение деятельности ОАО «Ламзурь» в целом следует рассматривать как её неизменную цель. Оно направлено на постоянное повышение результативности СМК посредством использования политики и целей в области качества, результатов внутренних аудитов СМК, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

    В СМК предусмотрено два типа улучшения результативности системы:

  1. постоянные улучшения, регулярно реализуемые в процессах СМК на основе процедур корректирующих и предупреждающих действий;
  2. стратегические проекты прорыва в сфере улучшения, реализуемые в процессе стратегического планирования и анализа развития предприятия.

     Корректирующие действия. В соответствии с требованиями п. 8.5.2 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000) на предприятии разработана и поддерживается в рабочем состоянии документированная процедура проведения корректирующих действий, направленных на устранение причин несоответствий продукции и процессов, а также СМК в целом для исключения их повторного возникновения. Порядок разработки и реализации корректирующих действий включает:

     - выявление и регистрацию несоответствий;

     - анализ причин несоответствий;

     -оценка необходимости действий, для избежания повторения несоответствий;

     - разработку и осуществление необходимых корректирующих действий для устранения выявленных несоответствий и исключения случаев их повторного возникновения;

     - контроль проведения корректирующих действий в установленный срок;

     - анализ результативности принятых корректирующих мер;

     - регистрацию результатов корректирующих действий и анализа их результативности.

     Описание процедуры разработки и реализации корректирующих действий, порядок и правила её применения, ответственность за её реализацию и поддержание в рабочем состоянии, а также формы записей по результатам корректирующих действий установлены в стандарте СТП СМК II 8.5 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Измерение, анализ и улучшение. Корректирующие и предупреждающие действия».

    Предупреждающие действия. В соответствии с требованиями п. 8.5.3 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000) в ОАО «Ламзурь» разработана и поддерживается в рабочем состоянии документированная процедура проведения предупреждающих действий, направленных на устранение причин потенциальных несоответствий продукции и процессов и управление любыми обнаруженными рисками – источниками потенциально вреда или ситуациями, которые могут привести к убыткам, а также снижению пригодности, адекватности и результативности СМК.

Информация о работе Формирование системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности (на примере ОАО «Ламзурь»)