Формирование системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности (на примере ОАО «Ламзурь»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень рыночных отношений требует от производителя продукции не только обеспечения соответствия качества требованиям, установленным для его продукции и услуги, но и гарантии стабильности, а также надёжности в его договорных обязательствах перед покупателем. Насыщенность предложений заставляет производителей завоёвывать доверие своих потребителей, а также стремиться предвосхитить их требования и ожидания.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на пищевых предприятиях 7
1.1. Характеристика пищевой промышленности и её продукции 7
Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности 20
Современные тенденции развития системы менеджмента качества пищевой безопасности в России и зарубежом 28
2 Анализ системы менеджмента качества в ОАО «Ламзурь» 35
2.1. Характеристика и особенности продукции предприятия 35
2.2. Исследование действующей системы менеджмента качества на предприятии 38
2.3. Оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества на предприятии 64
3 Совершенствование деятельности в области качества в ОАО «Ламзурь» 70
3.1 Разработка рекомендаций по внедрению принципов ХАССП в практику деятельности предприятия 70
3.2 Рекомендации по внедрению новых методов и средств контроля качества на предприятии 76
Заключение 81
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя текущая курсовая.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

     Описание процедуры разработки и реализации предупреждающих действий, порядок и правила её применения, ответственность за её реализацию и поддержание в рабочем состоянии, а также формы записей по результатам предупреждающих действий установлены в стандарте СТП СМК II 8.5 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Измерение, анализ и улучшение. Корректирующие и предупреждающие действия». 

2.3 Оценка эффективности СМК на предприятии. 

     Из года в год ОАО «Ламзурь» наращивает объемы производства, оснащается самым лучшим европейским оборудованием, значительно расширяет ассортимент, постоянно поднимает планку качества и достойно конкурирует с лучшими предприятиями кондитерской отрасли России.

    За годы становления и развития ОАО «Ламзурь» прошла путь от организации традиционных методов технического контроля до разработки и внедрения СМК, отвечающей требованиям международного стандарта ИСО 9001.

     Разработка системы качества (СК) на предприятии в соответствии с требованиями ИСО 9001:2001 позволила обеспечить выпуск продукции, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции других предприятий, тем самым пережить сложное доля всей России время, удержаться и даже получить дополнительные преимущества в сложной системе рыночных преобразований.

    ОАО «Ламзурь» ведёт разработку, документирование, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшая её результативность в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и руководства менеджмента качества.

    Система менеджмента качества ОАО «Ламзурь» распространяется на всю выпускаемую продукцию, а также охватывает все основные виды деятельности предприятия, все бизнес – процессы, в частности:

     - производство кондитерских изделий;

     - реализация кондитерских изделий;

     - разработка новых видов продукции;

     - проведение исследований, направленных на изучение спроса по каждому виду продукции, на основании которых проведение стимулирования спроса с целью роста объёма продаж и выхода на рынки других регионов России, а также расширения сбыта в страны ближнего зарубежья.

     Менеджмент процессов на предприятии осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001, «Политикой предприятия в области качества» (Приложение В), а также стандартами предприятия.

    СМК функционирует в комплексе со всеми видами деятельности ОАО «Ламзурь» и охватывает деятельность персонала всех цехов и служб, обеспечивающих проектирование, материально - техническое снабжение (закупки), производство, контроль и испытания продукции, подготовку документации по качеству, маркировку, упаковку, транспортировку, хранение и поставку.

    Действующая СМК распространяется на четыре аспекта качества:

     - качество, обусловленное определением спроса на продукцию;

     - качество, обусловленное проектированием продукции;

     - качество, обусловленное соответствием проекту в процессе изготовления;

     - качество, обусловленное поддержанием соответствия продукции на стадии эксплуатации;

    В планах и программах СМК устанавливаются задачи по следующим направлениям:

     - разработка (модернизация) выпускаемой продукции;

     - определение субподрядчиков, выпускающих наиболее качественное сырьё и материалы;

     - определение и приобретение необходимого измерительного, контрольного и технологического оборудования заданной производительности и оснастки, общих производственных ресурсов;

     - внедрение более совершенных и стабильных технологических процессов;

     - определение методов контроля и приёмки и деятельности по проверке;

     - повышение квалификации персонала, в том числе обучение методам контроля и приёмки;

     - актуализация процессов управления производством и методов управления качеством;

     - подготовка и анализ данных о качестве.

     В целом же, на мой взгляд Система Менеджмента Качества ОАО «Ламзурь» эффективно и в короткие сроки улучшило управление компанией в следующих направлениях:

     Во – первых, это выразилось в активном привлечении руководителей среднего звена в управление организхацией.

     Т. е., если выражаться терминологией стандарта, в компании был внедрен процессный подход. На сегодняшний день это реальный инструмент управления организацией, которое осуществляется не по принципу «вертикали власти», а по принципу «управления руководителями процессов в рамках наделённых полномочий».

    Исходя из специфики своей деятельности в организации были выделены процессы деятельности: базовые, управления, обеспечивающие. Каждый процесс управляется руководителем, наделённым полномочиями и ответственностью за результативность процесса. В итоге: «рухнули» функциональные барьеры, Генеральный директор и его замы получили больше полезного времени для планирования стратегии развития и координации деятельности компании в целом. Возродились инициатива и ответственность за принятие решений по управлению на местах, в лице руководителей среднего звена.

     Во – вторых, ОАО «Ламзурь» получила прозрачность управления и открытое информационное поле.

     В основу легло требование стандарта «создание системы внутренних аудитов», которая является в организации двигателем постоянных улучшений. В организации обучены 12 специалистов на проведение внутренних аудитов. По их итогам систематически разрабатываются корректирующие и предупреждающие мероприятия. Соответственно, участники процессов активно и самостоятельно разрабатывают мероприятия, которые выносятся на обсуждение на Совещания по качеству. Это позволило минимизировать потери времени руководства на контроллинг, выяснение обстоятельств и виновных лиц. При составлении корректирующих и предупреждающих мероприятий, руководитель процесса определяет «слабые стороны процесса» коллегиально с участниками процесса и представляет на обсуждение руководству готовые варианты мероприятий по улучшению. За руководством остаётся утверждение одного из вариантов. А это дорого стоит, т. к. именно в подразделении, исполнители на местах зачастую знают как улучшить деятельность и что мешает это сделать.

     Благодаря совещаниям по качеству персонал среднего звена перестаёт быть «крайним» и становится полноправным руководящим составом компании с «грузом» ответственности за принятие правильных и результативных решений на своём уровне.

     В – третьих: Удовлетворение потребителей.

     Удовлетворение потребителей цель и смысл деятельности предприятия. Так записано в политике в области качества ОАО «Ламзурь».

    Данное направление улучшение деятельности в компании включает не только достижение традиционной удовлетворённости требований и ожиданий внешних потребителей, но и достижение внутренних потребителей – отделов и производственных подразделений организации. Как же этого удалось достичь?

    Очень трудно в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях предусмотреть все рабочие моменты, которые возникают в текущей деятельности. И нужно ли их детализировать?

     Для ответа на этот вопрос на предприятии была получена сводка оценки результативности процесса Поставщика процессом Потребителя. Т. е. на каждый отчётный период (на предприятии это календарный месяц), руководители процессов, являются как поставщиками, так и потребителями, выставляют внутренние требования процессам. На конец отчётного периода исполнение требований изначально оценивается самими руководителями процессов – объективно и оперативно. В результате в 2008 г. была внедрена система мотивации персонала с учётом оценки удовлетворённости потребителей как внешних, так и внутренних, другими словами внедрён для линейного персонала – коэффициент качества труда; для специалистов – коэффициент результативности деятельности.

     В четвёртых: внедрение МС ИСО 9001:2000 позволило компании построить интегрированную СМК. Система качества на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001 построенная в организации, это своего рода фундамент управления, что привело к готовности приступить к улучшению производственных процессов, в разрезе безопасности выпускаемой продукции, на базе Международного Стандарта ИСО 22000:2005 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции».

     За последние 4 года продукция «Ламзури» получила: 9 золотых медалей на международных, 9 золотых медалей на российских, 5 золотых и 2 серебряные медали на региональных выставках. Эти награды – свидетельство принадлежности фирмы к обществу международных лидеров бизнеса, играющих важную роль в развитии кондитерской отрасли в России и СНГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Совершенствование деятельности в области качества в ОАО «Ламзурь» 

3. 1. Разработка рекомендаций по внедрению принципов ХАССП в практику деятельности предприятия. 

     Заботясь о защите здоровья потребителей, некоторые российские предприятия обратились к международной практике обеспечения безопасности пищевой продукции и используют систему ХАССП. Для российских предприятий она хороша тем, что её внедрение не требует значительных финансовых вложений, а вероятность эффективности стопроцентная.

    Основная цель внедрения системы ХАССП для пищевых предприятий России – выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, что позволяет быть лидером на российском рынке, облегчить поставку своей продукции в Европу и маркировать её престижным и пользующимся доверием потребителя знаком ХАССП.

   В связи с этим, на мой взгляд, в ОАО «Ламзурь» целесообразно внедрение системы качества ХАССП, что позволит предприятию выпускать безопасную, качественную продукцию, соответствующую мировым стандартам и позволяющую занять лидирующие позиции на кондитерском рынке России.

     Принципы системы качества ХАССП применимы ко всем предприятиям по производству продуктов и состоит в следующем:

Принцип 1: идентификация потенциальных опасных  факторов, которые связаны с производством  продуктов питания на всех стадиях  жизненного цикла, начиная с разведения или выращивания и до конечного потребления, включая стадии обработки, переработки, хранения и реализации. Выявление условий возникновения опасных факторов и установление мер, необходимых для их контроля.

     Принцип 2: выявление критических точек операций, которые должны контролироваться для устранения опасных факторов или минимизации возможности их появления.

     Принцип 3: установление критических пределов, которые следует соблюдать для того, чтобы удостовериться, что критическая контрольная точка находится под контролем.

    Принцип 4: разработка системы мониторинга, позволяющей обеспечить контроль критических точек на основе запланированных испытаний или наблюдений.

     Принцип 5: Разработка корректирующих действий, если результаты мониторинга показывают, что определённая критическая точка не контролируется.

     Принцип 6: разработка процедур проверки, включая дополнительные меры, подтверждающие эффективность функционирования ХАССП.

     Принцип 7: документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к внедрению принципов ХАССП.

     Реализация вышеперечисленных принципов осуществляется в 12 шагов, которое должно пройти предприятие для внедрения системы качества ХАССП.

     1.В ОАО «Ламзурь» должна быть создана рабочая группа по разработке и внедрению ХАССП. Она должна состоять максимум из 6 человек и включать производственный персонал, сотрудников службы качества. Эти лица должны быть отобраны, исходя из их:

Информация о работе Формирование системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности (на примере ОАО «Ламзурь»)