Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
Современный уровень рыночных отношений требует от производителя продукции не только обеспечения соответствия качества требованиям, установленным для его продукции и услуги, но и гарантии стабильности, а также надёжности в его договорных обязательствах перед покупателем. Насыщенность предложений заставляет производителей завоёвывать доверие своих потребителей, а также стремиться предвосхитить их требования и ожидания.
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на пищевых предприятиях 7
1.1. Характеристика пищевой промышленности и её продукции 7
Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности 20
Современные тенденции развития системы менеджмента качества пищевой безопасности в России и зарубежом 28
2 Анализ системы менеджмента качества в ОАО «Ламзурь» 35
2.1. Характеристика и особенности продукции предприятия 35
2.2. Исследование действующей системы менеджмента качества на предприятии 38
2.3. Оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества на предприятии 64
3 Совершенствование деятельности в области качества в ОАО «Ламзурь» 70
3.1 Разработка рекомендаций по внедрению принципов ХАССП в практику деятельности предприятия 70
3.2 Рекомендации по внедрению новых методов и средств контроля качества на предприятии 76
Заключение 81
Список использованных источников
Важнейший результат сдвигов в размещении производства сахара в 2000 - 2008 гг. - лидирующая роль Азии, дающей более 1/3 продукции в мире. В целом два региона - Азия и Южная Америка - суммарно дают около 60% сахара, а Индия и Бразилия заняли ведущие места в отрасли.
6) Мукомольная промышленность. В последние годы на рынке муки имеет место тенденция сокращения его физической емкости. В 2008 г. она составила 10,8 млн. т против 11,3 млн. т в 2007 г.
Основные причины сокращения физической емкости рынка муки - уменьшение численности населения и рост доходов, который обусловливает долгосрочное изменение модели питания в сторону снижения потребления хлеба и хлебобулочных изделий и роста потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов.
Крупнейшим производителем пшеничной муки является США, на долю которого в 2008г. пришлось 41 628,3 тыс. т, что немного меньше, чем в 2007г. - 41 883,6 тыс. т. В 2008г. объем производства пшеничной муки стал третьим максимальным показателем за всю историю и в восьмой раз превысил планку в 40 млн. т.
Россия также обладает достаточной сырьевой базой для производства как пшеничной, так и ржаной муки. В 2008 г. производство муки достигло 11,1 млн. т, в т.ч. 10,1 млн. т пшеничной и 1,0 млн. т ржаной.
Вклад Украины в данную отрасль составляет – 2792 тыс.т. муки, в т.ч. пшеничной – 2596 тыс.т.; ржаной – 196 тыс.т.
Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеет преимущественно характер ассортиментного обмена разными ее видами. Исключение составляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребления и производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельных государств на производстве и внешнеторговых поставках тех или иных видов продукции, например, Новая Зеландия - крупнейший экспортер (20% мирового экспорта) животного масла - вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды - даже 136% (включая реэкспорт масла).
Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены в данной отрасли только изготовлением алкогольных напитков и табачной продукции. Их влияние на здоровье людей вызывает все большее беспокойство медицинской науки, общественных движений; принимаются административные меры по регулированию этой продукции в рекламе, продажах и т.д.
Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула не только крепкие, но и слабоалкогольные - виноградные вина. Их производство после 1990-х гг. бурно росло, а затем стало снижаться (1990 г. - 24 млрд. л., 2000 г. - 35 и 2008 г. - 25 млрд. л.). География виноделия за эти десятилетия не изменилась: Италия, Франция и Испания стабильно дают более 1/2 виноградных вин в мире [24].
Производство пива, наоборот, быстро росло (1990 г. - 40 млрд. л., 2008 г. - 126 млрд. л.). География отрасли также мало изменилась: основное количество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства (суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение в КНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.
Особенно быстро увеличивается потребление минеральной и родниковой воды, различных соков и тонизирующих напитков типа «Кока-Кола». В наиболее развитых государствах их потребление на душу населения уже превышает традиционные алкогольные напитки, включая пиво (в США - до 100 л. пива и более 200 л. вод и соков).
Вопреки задачам экологии, охране здоровья людей продолжается быстрое увеличение выпуска табачных изделий, за 1990 - 2005 гг. производство сигарет в мире выросло с 1267 до 5410 млрд. шт., т.е. около 1 тыс. шт. на каждого жителя планеты (а в некоторых странах с экспортным значением продукции - до 8 тыс. шт.). Эта продукция относится к одной из самых доходных в экономике: ее выпуск растет как в странах с невысоким уровнем жизни (КНР - лидер производства сигарет в мире), так и в США. Однако в этой стране ведется энергичная борьба с курением, а 30% сигарет идет на экспорт. Та же ситуация в Германии. Крупнейшим импортером сигарет стала Россия: в 2008 г. она «поглотила» около 12% мирового импорта этой продукции [24].
В пищевой и пищевкусовой промышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации в сфере производства разной продукции. Основные отрасли пищевой промышленности капиталистических стран находятся под контролем небольшого числа пищевых монополий (П. м.). Первой П. м. по величине оборота является англо-нидерландская «Юнилевер» (Unilever), второй - швейцарская «Нестле» (Nestlé Alimentana SA), за которыми следует ряд П. м. США. Высоко монополизирована пищевая промышленность США, особенно мясоконсервная и молочная, в Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы - масложировая, чайная, кофейная, какао -шоколадная и др. Путём экспорта продукции и капитала П. м. захватили мировые капиталистические рынки многих продовольственных товаров. Наибольшей внешнеэкономической экспансией отличаются «Юнилевер» и «Нестле» и П. м. США - производители безалкогольных напитков («Кока-кола Ko» - Coca-Cola Со и др.). Американские П. м. господствуют в мясохладобойной промышленности Южной Америки, «Юнайтед фрут» (United Fruit Со) - в странах Центральной Америки, где она владеет огромными плантациями бананов, кофе и сахарного тростника [18].
Почти все П. м. длительное время специализировались на выпуске пищевых товаров одной группы - мясной, молочной, зерновой и т.п. В связи с острой межотраслевой конкуренцией П. м. начали усиленно диверсифицировать свою программу, проникая как в новые для них более прибыльные подотрасли пищевой промышленности, так и в др. отрасли производства и услуг. П. м. Западной Европы объединяют свои усилия, а также кооперируются с др. монополиями для завоевания рынков отдельных товаров или услуг.
Англо - нидерландская П. м. «Юнилевер» - крупнейший производитель пищевых жиров в капиталистическом мире, где она контролирует свыше 40% производства маргарина и свыше 30% производства мыла. Перерабатывает 1/3 жиров и масел, поступающих на мировой рынок, владеет в США предприятиями по производству растворимого чая. «Юнилевер» включает большое число пищевых и др. товаров, контролирует более 600 компаний в 64 странах. Основные районы деятельности - Западная Европа (65% оборота), Америка (15%), Африка (14%). «Юнилевер» имеет около 200 предприятий, из которых в Западной Европе - 150. Её дочерняя фирма «Юнайтед Африка» (United Africa) имеет широкую сеть плантаций (банановых, каучуковых, кокосовых и др.), промышленных и торговых предприятий почти в 20 странах Африки [18].
Таблица 1 - Показатели деятельности ведущих пищевых монополий млн. долл. (2008 г.).
Наименование
монополий |
Год осно-
вания |
Оборот | Активы | Собственный
капитал |
Валовая
прибыль |
Число занятых,
тыс. чел. |
«Юнилевер» | 1929 | 8864 | 4681 | 2299 | 321 | 337,0 |
«Нестле» | 1866 | 4130 | 3264 | 1702 | 171 | 116,0 |
«Свифт энд К°» | 1855 | 3241 | 936 | 466 | 79 | 33,6 |
«Крафтко» | 1923 | 3197 | 1245 | 826 | 208 | 48,9 |
«Дженерал фудс» | 1922 | 2424 | 1596 | 819 | 246 | 48,5 |
«Беатрис фудс» | 1924 | 2384 | 934 | 519 | 160 | 62,0 |
«Борден» | 1899 | 2193 | 1333 | 725 | 137 | 46,7 |
Расположение по размеру оборота в убывающем порядке.
Швейцарская П. м. «Нестле» начала свою деятельность с производства сгущенного молока. Крупнейший производитель растворимого кофе, контролирует 30% рынка диетических продуктов Германии и 55% - Франции и Швейцарии. В 2008 на молочные продукты приходилось 25% её оборота, на детское и диетическое питание - 7%, безалкогольные напитки, включая растворимый кофе - 32%. «Нестле» имеет 297 предприятий, в том числе 11 в Швейцарии, 132 в др. странах Западной Европы, 26 в США. 95% занятых у «Нестле» работает на её заграничных предприятиях.
Крупнейший в мире трест мясохладобойной промышленности «Свифт энд К°» (Swift and Со) - первая П. м. США. Основной район её деятельности - США. Она монополизировала скупку и убой скота и переработку мяса в ряде штатов. «Свифт» имеет предприятия также в Канаде и Великобритании. В 2008 г. на производство пищевых продуктов (мясо и мясопродукты, птица, молочные продукты, мороженое, пищевые жиры) приходилось 75% её продаж. Имеет около 170 предприятий. Входит в сферу влияния Чикагской финансовой группы. Выпускает также мороженое и замороженные десерты, химические товары, косметику, стеклотару.
«Крафтко» (Kraftco) - первая в США П. м. по производству молочных продуктов, на которые приходится 56% её продаж, и крупнейшая в мире по выпуску готовых к употреблению упакованных продуктов (35%). Выпускает также мороженое и замороженные десерты, химические товары, косметику, стеклотару. На 25 предприятий «Крафтко» за пределами США (в основном в странах Западной Европы) в 2008 приходилось 13% её продаж. Входит в сферу влияния нескольких финансовых групп США.
П. м. «Дженерал фудс» (General Foods Corp.) - одна из ведущих в мире производителей упакованных пищевых продуктов, первая в США П. м. по изготовлению растворимого кофе. Выпускает также различные напитки, десерты, бакалейные товары, эксплуатирует широкую сеть закусочных и ресторанов, в США и Канаде. В начале 70-х гг. освоила производство химических и косметических товаров, игрушек и ряда др. товаров. В 2008 г. на её заграничные предприятия приходилось 25% продаж, в том числе на Канаду - 8%. Имеет свыше 70 предприятий, в том числе 34 за пределами США.
«Беатрис фудс» (Beatrice Foods Со) - вторая в США П. м. по производству молочных продуктов. Одна из наиболее молодых и экспансионистских П. м. Только в 1970 она поглотила около 30 фирм. Её производственная программа включает 8 тыс. наименований, в том числе 600 молочных продуктов. В 2008 г. на пищевые товары и связанные с их производством и распределением услуги в США и др. странах приходилось около 75% её оборота. Имеет свыше 600 предприятий и складов-холодильников в США и 26 в др. странах.
«Борден» (Borden Со) занимает в США важные
позиции в молочной промышленности, которая
долгое время была основой её деятельности.
Выпускает широкий ассортимент пищевых
продуктов: сыры, хлебобулочные изделия,
овощные и фруктовые консервы, растворимый
кофе, замороженные продукты, сахар, минеральные
воды, молочные продукты, химические товары
для промышленности и сельского хозяйства.
80 предприятий «Борден» в 25 странах дают
15% её оборота. В США ей принадлежит 170 предприятий.
1.2
Особенности формирования
системы менеджмента
качества на предприятиях
пищевой промышленности.
В рыночных условиях, определяемых конкурентными отношениями, наращивать объемы производства и обеспечивать устойчивый экономический рост предприятиям возможно лишь за счет более полного удовлетворения спроса потребителей высококачественной продукцией. Кроме того, насыщенность предложений заставляет производителей завоевывать доверие своих потребителей, а также стремиться предвосхитить их требования и ожидания.
Сертификат соответствия международным стандартам серии ИСО 9000 является сегодня в бизнес - среде лучшей визитной карточкой любого предприятия. Данный документ рассматривается как гарант стабильности организации и соответствующего качества продукции или услуг, которые она предлагает. Сертификат подтверждает наличие на предприятии контролируемых условий для выпуска продукции такого качества, при котором достигается удовлетворенность потребителя. Это не только автоматически повышает статус любого предприятия, но и значительно облегчает выход на международные рынки сбыта.
Требования стандарта ISO 9001 универсальны и систему менеджмента качества в соответствии с этими требованиями можно внедрить в любой компании, независимо от сферы ее деятельности, количества персонала, структуры управления, количества филиалов или подразделений, их месторасположения. Но при практической разработке и внедрении СМК на предприятиях, конечно, будет учитываться отраслевая специфика производства или услуг, и внимание будет обращено на самые проблемные места в управлении качеством.
Стандарт ИСО 9001 ориентирован на нужды и ожидания потребителей, и наиболее важным аспектом, с этой точки зрения, является безопасность пищевых продуктов. Стандарт ИСО 9001 и программа безопасности пищевых продуктов, включающая принципы НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point – Анализ рисков и критические контрольные точки), взаимно дополняют друг друга и с успехом могут быть объединены [22].