Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
Современный уровень рыночных отношений требует от производителя продукции не только обеспечения соответствия качества требованиям, установленным для его продукции и услуги, но и гарантии стабильности, а также надёжности в его договорных обязательствах перед покупателем. Насыщенность предложений заставляет производителей завоёвывать доверие своих потребителей, а также стремиться предвосхитить их требования и ожидания.
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на пищевых предприятиях 7
1.1. Характеристика пищевой промышленности и её продукции 7
Особенности формирования системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности 20
Современные тенденции развития системы менеджмента качества пищевой безопасности в России и зарубежом 28
2 Анализ системы менеджмента качества в ОАО «Ламзурь» 35
2.1. Характеристика и особенности продукции предприятия 35
2.2. Исследование действующей системы менеджмента качества на предприятии 38
2.3. Оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества на предприятии 64
3 Совершенствование деятельности в области качества в ОАО «Ламзурь» 70
3.1 Разработка рекомендаций по внедрению принципов ХАССП в практику деятельности предприятия 70
3.2 Рекомендации по внедрению новых методов и средств контроля качества на предприятии 76
Заключение 81
Список использованных источников
Руководство ОАО «Ламзурь» заявляет, что средством достижения высокого и стабильного качества продукции является разработанная и внедрённая СМК, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 (ISO 9001:2000).
Руководство предприятия обеспечивает доведение до сведения каждого работника важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований, путём оперативного информирования на производственных совещаниях, размещения информации на стендах производственных цехов, а также включения этих вопросов в программы обучения персонала.
Руководство предприятия разрабатывает стратегические цели в области качества по основным направлениям деятельности в зависимости от законодательных требований, положения на рынке, с учётом меняющихся запросов потребителей.
Руководители подразделений и ведущие специалисты на основе стратегических целей разрабатывают цели в области качества на соответствующих уровнях на конкретный период.
На предприятии систематически проводится анализ пригодности, адекватности и результативности СМК со стороны руководства.
Ориентация на потребителя. ОАО «Ламзурь» зависит от своих потребителей, поэтому стремится понять их текущие и будущие потребности, выполнить их требования и превзойти ожидания.
Интересы потребителей служат основой маркетинговой стратегии предприятия, согласно которой новая продукция должна соответствовать тем потребностям, которые к моменту её выхода на рынок, сформируются у потенциальных потребителей.
Выявление потребностей и ожиданий потребителей от продукции предприятия включает и выявление требований действующего законодательства Российской Федерации, которое устанавливает требования к качеству и безопасности продукции с целью защиты прав потребителей.
Требования к процессам, связанным с потребителями, ответственность за их реализацию и поддержание в рабочем состоянии установлены в пп. 7.2, 7.3 и 8.2.1 руководства по качеству, а также в стандартах СТП СМК II 7.2 «Система менеджмента качества. Производство продукции. Процессы, связанные с потребителями. Порядок организации сбыта продукции», СТП СМК II 7.3 «Система менеджмента качества. Удовлетворённость потребителей».
Политика в области качества. Является самостоятельным документов и утверждается исполнительным директором предприятия. Её текст приводится в руководстве по качеству.
Политика в области качества соответствует стратегическим целям ОАО «Ламзурь» направленным на максимальное удовлетворение требований потребителя в качественном и доступном по цене продукте, постоянном улучшении процессов производства, планирования и управления деятельностью предприятия.
Руководство предприятия обеспечивает формирование политики в области качества, при этом учитывается, что политика должна:
- соответствовать целям ОАО «Ламзурь»;
- включать обязательства о соответствии требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 и постоянного повышения результативности СМК;
- быть понятной персоналу предприятия.
Руководство предприятия производит анализ пригодности политики в области качества и оценку её выполнения в соответствии со стандартом СТП СМК 5.6 - 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ со стороны руководства».
Планирование. На ОАО «Ламзурь» определены стратегические цели в области качества, которые отвечают запросам потребителей.
Цели в области качества согласуются с политикой в области качества, детализируя и развивая её по времени, процессам и уровням. Они также должны быть конкретны и обеспечены ресурсами, измеримы, проверяемы и результативны.
Для достижения целей в области качества на предприятии осуществляется планирование создания, поддержания и улучшения СМК, направленное на выполнение требований ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 и п. 4.1 руководства по качеству, а также на обеспечение целостности СМК при внедрении в неё изменений.
Планирование создания и развития СМК осуществляется на основе результатов анализа и оценки СМК со стороны руководства в соответствии со стандартом СТП СМК II 5.6 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ со стороны руководства» и на основе планов по качеству в соответствии со стандартом СТП СМК II 5.4 - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Планирование качества. Порядок разработки планов и мероприятий по качеству».
Ответственность, полномочия и информирование. Высшее руководство предприятия обеспечивает определение ответственности и полномочий персонала в рамках СМК. Взаимодействие персонала, которое осуществляет руководство, выполнение и проверка работ, влияющих на качество, отражено в утверждённой организационной структуре предприятия.
Распределение ответственности и полномочий руководства ОАО «Ламзурь» за состояние и функционирование СМК установлено в матрице распределения ответственности и полномочий по процессам СМК, приведённой в приложении Г.
Основными задачами руководства предприятия в СМК являются:
- формулирование политики в области качества;
- общее управление через своих заместителей, руководителей подразделений, предусматривающее в случае необходимости применение корректирующих и предупреждающих действий;
- определение и утверждение организационной структуры управления предприятия;
- обеспечение ресурсами, в том числе подготовленным персоналом;
- определение мероприятий по повышению мотивации сотрудников;
- проведение анализа функционирования СМК по результатам внутренних аудитов (проверок) СМК и реализации политики в области качества.
Функциональные обязанности, ответственность, полномочия, порядок взаимодействия должностных лиц установлены в положениях о структурных подразделениях предприятия, должностных и рабочих инструкциях сотрудников, а также в соответствующих стандартах предприятия СМК.
Руководители структурных подразделений обеспечивают качество проводимых работ в соответствии с положениями о структурных подразделениях, несут ответственность за доведение до каждого работника политики в области качества и функционирование в подразделениях СМК.
Персонал подразделений предприятия несёт ответственность за качество выполнения работ в соответствии с должностными и рабочими инструкциями, соблюдение обязательств в области качества и требований СМК.
Внутренний обмен информацией. Для осуществления на ОАО «Ламзурь» процессов эффективного обмена информацией, в том числе по вопросам политики в области качества и результативности СМК, используются следующие методы обмена информацией:
- внутренняя переписка по электронной почте;
- внутренний сайт;
- информирование сотрудников на рабочих местах;
- производственные совещания;
- использование информационных стендов.
Анализ со стороны руководства. Его цель - обеспечение постоянной пригодности, адекватности и результативности реализации заявленной политики в области качества и обеспечения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000).
Анализ со стороны руководства включает оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в СМК предприятия, в том числе в политике и целях в области качества.
Правила и порядок проведения анализа и оценки СМК, Действующей на предприятии, со стороны руководства, структура ответственности и полномочий, требования к документации и регистрации данных установлены в стандарте СТП СМК - 01 - 2004 «Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ со стороны руководства».
Записи об анализе со стороны руководства поддерживаются в рабочем состоянии в соответствии со стандартом СТП СМК 4.2.4 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Управление записями».
Менеджмент ресурсов. Предприятие определяет, обеспечивает, поддерживает в рабочем состоянии и в необходимом объёме ресурсы для:
- внедрения и функционирования СМК, а также постоянного повышения её результативности;
- повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований.
Для обеспечения соответствия требованиям к качеству продукции и достижения целей в области качества на предприятии имеются следующие ресурсы:
а) Человеческие ресурсы. Работники всех уровней составляют основу предприятия, и их полное вовлечение даёт возможность предприятию с выгодой использовать их способности. Общие принципы использования человеческих ресурсов на ОАО «Ламзурь», а также порядок подбора и найма персонала установлен в стандарте СТП СМК II 6.2 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Менеджмент человеческих ресурсов. Порядок приёма новых сотрудников».
Правила установления квалификационных требований к персоналу, порядок подготовки, переподготовки персонала и оценки его компетентности, а также общие требования к процессу вовлечения работников в управление и обеспечение качества продукции установлены в стандарте СТП СМК II 6.2 – 03 – 2004 «Система менеджмента качества. Менеджмент человеческих ресурсов. Обучение персонала», СТП СМК II 6.2 – 04 2004 «Система менеджмента качества. Менеджмент человеческих ресурсов. Оценка персонала».
б) Инфраструктура. Руководство предприятия определяет, обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для результативного функционирования производства по выпуску продукции, соответствующей требованиям потребителей.
Инфраструктура включает:
- здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
- оборудование для производственных процессов;
- службы обеспечения (транспорт и связь).
В соответствии с требованиями п. 6.3 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 (ISO 9001:2000) на предприятии разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии процедуры управления инфраструктурой. Описание процедуры управления инфраструктурой, порядок и правила её применения, а также ответственность за её реализацию поддержание в рабочем состоянии установлены в стандарте предприятия СТП СМК II 6.3 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Менеджмент ресурсов. Управление инфраструктурой и производственной средой».
в) Производственная среда. Руководство ОАО «Ламзурь» обеспечивает условия для создания и поддержания в рабочем состоянии производственной среды, необходимой для выпуска продукции надлежащего качества и удовлетворения требований потребителей.
Производственная среда представляет собой совокупность условий, в которых осуществляется производственная деятельность, и включает в себя создание и обеспечение выполнения:
- условий безопасности труда;
- санитарно – эпидемиологических и гигиенических условий;
- условий пожарной безопасности;
- экологических условий;
- социальных и психологических условий.
Требования к процедуре управления производственной средой установлены в стандарте предприятия СТП СМК II 6.3 – 01 – 2004 «Система менеджмента качества. Менеджмент ресурсов. Управление инфраструктурой и производственной средой».
Планирование процессов жизненного цикла продукции. Его сущность заключается в наборе решений, касающихся следующих вопросов:
- формирование стратегических решений в области разработки и совершенствования товара;
- оптимизация ассортимента, т.е. его структуры и количества наименований;