Формирование городской инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях центр тяжести управления социальноэкономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов и сферу их сотрудничества с инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
1. Формирование инвестиционной политики региона.
1.1. Роль и функции инвестиций в условиях рыночной экономики.
1.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
1.3. Анализ инвестиционного развития регионов и формирование инвестиционной
политики в регионах РФ.
2. Формирование инвестиционного климата на примере Санкт- Петербурга.
2.1. Инвестиционный потенциал Санкт- Петербурга.
2.2. Нормативно- законодательная база, способствующая привлечению
инвестиций.
2.3. Управление инвестиционным комплексом города.
3. Совершенствование формирования и реализации городской инвестиционной
программы.
3.1. Принципы и процедуры разработки ГИП.
3.2. Критерии и порядок отбора проектов в ГИП.
3.3. Территориальное размещение и концентрация инвестиционных ресурсов.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 168.02 Кб (Скачать)

5. Формирование инвестиционной  инфраструктуры. Так, в пяти регионах  созданы залоговые фонды, деятельность  которых открывает возможность  предоставления государственных  гарантий со стороны субъектов  федерации. В Республике Коми  действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес - центры, совершенствуется система связи  и т. д.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ.  При соответсвующей организации может иметь перспективу с учетом приоритетных задач администрации, в том числе с привлечением средств местных деятельность по разработке региональных инвестиционных программ как формы организации развития регионов бюджетов, а также формирования их инвестиционной привлекательности.

Пока регионы выдвигают  с целью привлечения инвесторов набор инвестиционных проектов, степень  их проработанности в соответствии с международными стандартами оставляет  нередко желать лучшего. Опыт обоснованного  составления региональных инвестиционных программ еще не велик. Важно, чтобы  программы не превращались в декларации, а носили рабочий прагматический характер, реально учитывали как потребности регионов в инвестициях, так и возможности их удовлетворения собственными силами.

Особое значение приобретает  повышение уровня экономического обоснования  инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор  критериев отбора этих проектов с  учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.  Мы выделили характерные типы регионов.

1)                Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное

характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном  риске. Москва и Санкт- Петербург  очень сильно (в разы ) оторвались от остальных регионов как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого).

2)                Инвестиционный потенциал умеренный, но риски инвестиций минимальные.

Подобное характерно для  Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. Здесь оптимальные условия инвестирования для относительно консервативных инвесторов.

3)                Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или

Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с

незначительным потенциалом  при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низкорисковые условия инвестирования.

4)                Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска способны

обеспечить восемнадцать регионов. В сочетании с уже  упомянутыми выше

четырьмя регионами их можно рассматривать в качестве потенциальных полюсов роста  российской экономики.

Регионы, относящиеся к  этому типу, представлены как преимущественно  промышленно развитыми территориями   (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край.

Выделенные регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать "каркас" новой территориальной структуры  хозяйства страны.

В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз и должна заключаться региональная социально- экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства.  Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли "локомотивов" экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

5)                Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К

этому типу относятся почти  половина субъектов Федерации (точнее, сорок

один). Попадание в эту  группу обусловлено двумя основными  причинами. С одной стороны, это  снижение некогда более солидного  потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы  в основном все еще сохраняют  изрядный инвестиционный потенциал). С  другой стороны, сюда относится часть  изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми- Пермяцкий  АО, Кабардино- Балкарская Республика, регионы Северо- Запада.

6)                Это регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом.

Их оказалось всего  три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия),

Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

7)                Это второй по числу регионов тип, ему свойственны низкий потенциал и

высокий уровень риска. Для  регионов этого типа требуется разработка

специальных государственных  структурно- инвестиционных программ, поскольку

экономика этих регионов, за исключением отдельных сфер, мало привлекательна

для частных инвесторов.

Более высоким потенциалом  обладают регионы со значительным удельным весом

ВПК - Брянская область, Удмуртия, Хабаровский край. Группа с более  низким потенциалом представлена преимущественно  автономиями и наиболее слабо

развитыми республиками, а  также отдельными территориально и  экономически изолированными регионами  Дальнего Востока (Сахалинская и  Камчатская области).

8) Очень высокий риск  при низком потенциале. Неблагоприятная  этнополитическая ситуация, сложившаяся  в Чечне, Дагестане и Ингушетии,  делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

Инвестиционный потенциал  регионов

Инвестиционный потенциал  отличается значительной "консервативностью". В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило  лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи. Подвижки больше чем на десять позиций в списке совершили лишь пять регионов (таблицы 1.3.3 и

1.3.4). В наибольшей степени  увеличили свой рейтинг два  главных нефтегазодобывающих и  экспортоориетированных  региона - Ямало-Ненецкий и Ханты- Мансийский АО, что, в общем, не удивительно - они обеспечивают 11% общероссийских налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Напротив, Карелия, Тюменская  и Белгородская области заметно  снизили свой потенциал. На снижение потенциала Белгородской области в  наибольшей степени

повлияла переоценка ценностей  инвесторами. Согласно опросу экспертов, они в нынешних условиях стали  предавать меньшее значение запасам  железных руд и сельскохозяйственным ресурсам. В Карелии снизились  практически все составляющие инвестиционного  потенциала, а на юге Тюменской  области  - пять из восьми анализировавшихся нами видов потенциала.

Несмотря на небольшую  величину сдвигов, состав первой десятки  регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом заметно изменился. Выбыли

Белгородская, Кемеровская, Ростовская области и Красноярский край. Их места заняли  более благополучные в финансовом отношении Ханты- Мансийский АО, Татарстан, Пермская и Нижегородская области. Таким образом, в первой десятке оказались шесть из восьми регионов-доноров федерального бюджета 1997 года. Последние места по инвестиционному потенциалу по-прежнему занимают большинство автономных округов, слаборазвитые республики и Еврейская автономная область.

Реальная инвестиционная активность

Для прошедшего года характерны общий спад инвестиционной активности отечественных инвесторов и дальнейшая концентрация прямых иностранных инвестиций в Москве. В 1997 году в столице было сосредоточено около 80% общего годового объема иностранных инвестиций, в то время как по накопленным иностранным инвестициям за последнее пятилетие доля Москвы не превышает 50% (таблица 1.3.5). Концентрация иностранных инвестиций в максимально благоприятном для них регионе отображает наметившуюся в 1997 году тенденцию снижения общей инвестиционной привлекательности для прямых иностранных инвесторов. При общем росте в полтора раза объем прямых иностранных инвестиций в остальные регионы России (кроме Москвы) сократился на треть (с 1246 млн. долларов до 841млн.).

Основная часть отечественных  капитальных вложений в 1997 году также  была сосредоточена в ограниченном числе регионов. На долю Москвы с  областью,

Ханты- Мансийского и Ямало- Ненецкого автономных округов приходилась почти треть всех капитальных вложений.

Таблица 1.3.3

РЕГИОНЫ С НАИБОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ  КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Регион  Объем в 1997 г. (в факт. ценах), млрд. неденом. руб.    Доля в России, %

Москва  45007,4         13,04

Ханты- Мансийский АО               28061,6 8,13

Ямало- Нененцкий АО                  20213,6 5,85

Московская обл  13261,4                3,84

Башкортостан    11399,3                 3,30

Свердловская обл                           11339,6 3,28

Татарстан       11272,9                     3,27

Информация о работе Формирование городской инвестиционной политики