Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:12, дипломная работа
В современных экономических условиях центр тяжести управления социальноэкономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов и сферу их сотрудничества с инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.
Введение
1. Формирование инвестиционной политики региона.
1.1. Роль и функции инвестиций в условиях рыночной экономики.
1.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
1.3. Анализ инвестиционного развития регионов и формирование инвестиционной
политики в регионах РФ.
2. Формирование инвестиционного климата на примере Санкт- Петербурга.
2.1. Инвестиционный потенциал Санкт- Петербурга.
2.2. Нормативно- законодательная база, способствующая привлечению
инвестиций.
2.3. Управление инвестиционным комплексом города.
3. Совершенствование формирования и реализации городской инвестиционной
программы.
3.1. Принципы и процедуры разработки ГИП.
3.2. Критерии и порядок отбора проектов в ГИП.
3.3. Территориальное размещение и концентрация инвестиционных ресурсов.
Заключение
Список литературы
5. Формирование инвестиционной
инфраструктуры. Так, в пяти регионах
созданы залоговые фонды,
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ. При соответсвующей организации может иметь перспективу с учетом приоритетных задач администрации, в том числе с привлечением средств местных деятельность по разработке региональных инвестиционных программ как формы организации развития регионов бюджетов, а также формирования их инвестиционной привлекательности.
Пока регионы выдвигают с целью привлечения инвесторов набор инвестиционных проектов, степень их проработанности в соответствии с международными стандартами оставляет нередко желать лучшего. Опыт обоснованного составления региональных инвестиционных программ еще не велик. Важно, чтобы программы не превращались в декларации, а носили рабочий прагматический характер, реально учитывали как потребности регионов в инвестициях, так и возможности их удовлетворения собственными силами.
Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Мы выделили характерные типы регионов.
1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное
характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт- Петербург очень сильно (в разы ) оторвались от остальных регионов как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого).
2) Инвестиционный потенциал умеренный, но риски инвестиций минимальные.
Подобное характерно для
Белгородской области и Татарстана.
Это структурно сбалансированные регионы.
Здесь оптимальные условия
3) Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или
Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с
незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низкорисковые условия инвестирования.
4) Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска способны
обеспечить восемнадцать регионов. В сочетании с уже упомянутыми выше
четырьмя регионами их можно рассматривать в качестве потенциальных полюсов роста российской экономики.
Регионы, относящиеся к
этому типу, представлены как преимущественно
промышленно развитыми
Выделенные регионы обладают
всеми предпосылками для
В приоритетном развитии этих
субъектов РФ как раз и должна
заключаться региональная социально-
экономическая и структурно-
5) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К
этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок
один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми- Пермяцкий АО, Кабардино- Балкарская Республика, регионы Северо- Запада.
6) Это регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом.
Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия),
Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).
7) Это второй по числу регионов тип, ему свойственны низкий потенциал и
высокий уровень риска. Для регионов этого типа требуется разработка
специальных государственных структурно- инвестиционных программ, поскольку
экономика этих регионов, за исключением отдельных сфер, мало привлекательна
для частных инвесторов.
Более высоким потенциалом обладают регионы со значительным удельным весом
ВПК - Брянская область, Удмуртия, Хабаровский край. Группа с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо
развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).
8) Очень высокий риск
при низком потенциале. Неблагоприятная
этнополитическая ситуация, сложившаяся
в Чечне, Дагестане и
Инвестиционный потенциал регионов
Инвестиционный потенциал
отличается значительной "консервативностью".
В последние годы его относительно
быстрое наращивание
1.3.4). В наибольшей степени увеличили свой рейтинг два главных нефтегазодобывающих и экспортоориетированных региона - Ямало-Ненецкий и Ханты- Мансийский АО, что, в общем, не удивительно - они обеспечивают 11% общероссийских налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Напротив, Карелия, Тюменская и Белгородская области заметно снизили свой потенциал. На снижение потенциала Белгородской области в наибольшей степени
повлияла переоценка ценностей инвесторами. Согласно опросу экспертов, они в нынешних условиях стали предавать меньшее значение запасам железных руд и сельскохозяйственным ресурсам. В Карелии снизились практически все составляющие инвестиционного потенциала, а на юге Тюменской области - пять из восьми анализировавшихся нами видов потенциала.
Несмотря на небольшую величину сдвигов, состав первой десятки регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом заметно изменился. Выбыли
Белгородская, Кемеровская, Ростовская области и Красноярский край. Их места заняли более благополучные в финансовом отношении Ханты- Мансийский АО, Татарстан, Пермская и Нижегородская области. Таким образом, в первой десятке оказались шесть из восьми регионов-доноров федерального бюджета 1997 года. Последние места по инвестиционному потенциалу по-прежнему занимают большинство автономных округов, слаборазвитые республики и Еврейская автономная область.
Реальная инвестиционная активность
Для прошедшего года характерны общий спад инвестиционной активности отечественных инвесторов и дальнейшая концентрация прямых иностранных инвестиций в Москве. В 1997 году в столице было сосредоточено около 80% общего годового объема иностранных инвестиций, в то время как по накопленным иностранным инвестициям за последнее пятилетие доля Москвы не превышает 50% (таблица 1.3.5). Концентрация иностранных инвестиций в максимально благоприятном для них регионе отображает наметившуюся в 1997 году тенденцию снижения общей инвестиционной привлекательности для прямых иностранных инвесторов. При общем росте в полтора раза объем прямых иностранных инвестиций в остальные регионы России (кроме Москвы) сократился на треть (с 1246 млн. долларов до 841млн.).
Основная часть отечественных капитальных вложений в 1997 году также была сосредоточена в ограниченном числе регионов. На долю Москвы с областью,
Ханты- Мансийского и Ямало- Ненецкого автономных округов приходилась почти треть всех капитальных вложений.
Таблица 1.3.3
РЕГИОНЫ С НАИБОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Регион Объем в 1997 г. (в факт. ценах), млрд. неденом. руб. Доля в России, %
Москва 45007,4 13,04
Ханты- Мансийский АО 28061,6 8,13
Ямало- Нененцкий АО 20213,6 5,85
Московская обл 13261,4 3,84
Башкортостан 11399,3 3,30
Свердловская обл
Татарстан 11272,9 3,27
Информация о работе Формирование городской инвестиционной политики