Формирование городской инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях центр тяжести управления социальноэкономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов и сферу их сотрудничества с инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
1. Формирование инвестиционной политики региона.
1.1. Роль и функции инвестиций в условиях рыночной экономики.
1.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
1.3. Анализ инвестиционного развития регионов и формирование инвестиционной
политики в регионах РФ.
2. Формирование инвестиционного климата на примере Санкт- Петербурга.
2.1. Инвестиционный потенциал Санкт- Петербурга.
2.2. Нормативно- законодательная база, способствующая привлечению
инвестиций.
2.3. Управление инвестиционным комплексом города.
3. Совершенствование формирования и реализации городской инвестиционной
программы.
3.1. Принципы и процедуры разработки ГИП.
3.2. Критерии и порядок отбора проектов в ГИП.
3.3. Территориальное размещение и концентрация инвестиционных ресурсов.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 168.02 Кб (Скачать)

Институционального (степень  развития ведущих институтов рыночной экономики); Инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

Финансового (объем налоговой  базы и прибыльность предприятий  региона); Потребительского (совокупная покупательная способность населения  региона)

Санкт- Петербург - самый  северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы у  Финского залива, на стыке морского и речных путей, Санкт- Петербург  является  вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры.

К концу 1998 года численность  наличного населения Санкт- Петербурга составляла 4748,5 тыс.чел. Численность  населения Санкт- Петербурга снизилась за последние 6 лет на 5,1%.

В Санкт- Петербурге несколько сотен научно- исследовательских институтов, в т.ч. Российской Академии наук, 43 ВУЗа. Большое число предприятий оборонного комплекса. В целом для промышленности высокая степень наукоемкости. Промышленность Санкт- Петербурга сосредоточена на западе - в припортовой части, вдоль Невы и на юге города. Половину промышленности составляют предприятия машиностроительной отрасли, приблизительно в равных пропорциях распределяются химическая, строительная, легкая и пищевая отрасли промышленности. Крупнейшие предприятия  - Металлический завод и завод "Электросила" - выпускают турбины и генераторы. Судостроительные заводы специализируются на выпуске танкеров, лесовозов, рыбопромысловых судов, ледоколов (в т.ч. атомных).

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ВРП

За последние несколько  лет в Санкт- Петербурге отмечено сокращение темпов падения валового регионального продукта (ВРП). Если в 1996 г., по сравнению с 1995 г., темпы падения были около 8%, то в 1997 г. - только 0,3%, а за первые девять месяцев 1998 г. - 0,4%. В 1997 г. ВРП по Санкт- Петербургу составил 66427 млн. руб. (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1.

СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕННОГО ВРП  В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ

1997 год                        Январь - сентябрь 1998г

Млн. руб.                      %                Млн. руб.                      %

ВРП, в том числе:                           66427   100                    54300   100

Производство товаров, из них:   20171   30,4                                        17105   31,5

Промышленность  14788   22,3

Строительство   4491                     6,8

Производство услуг, из них:     40426   60,8    33557   61,8

Транспорт и связь       10238   15,4

Торговля и общественное питание 9384    14,1

Чистые налоги   5830    8,8     3638    6,7

Структура ВРП за годы реформ резко изменилась в пользу сферы  услуг (62%), что отражает конкурентные преимущества города как транспортного  и торгового центра, региона с  высоким научным потенциалом. Доля услуг в объеме ВРП приближается к уровню развитых стран (США, Канада, Франция, Великобритания), где услуги составляют 70-73%.

В составе производства услуг  наибольшей динамикой обладают рыночные услуги, а среди них - торговля, операции с недвижимостью, финансы, кредит и  страхование. В производстве нерыночных услуг отмечается рост в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В 1997 году примерно половину всей добавленной стоимости произведенных  в городе услуг, составляли услуги транспорта, связи, торговли и общественного  питания. В центре располагаются  такие крупные предприятия данной сферы, как "Санкт- Петербургский  междугородный и международный  телефон", "Петербургская телефонная сеть", "Санкт- Петербургский телеграф", "Гостиный двор", "Пассаж" , "ДЛТ", а также множество предприятий общественного питания, туристских фирм, страховых, аудиторских, инвестиционных компаний.

С августа 1998 года в результате финансового кризиса в России были перечеркнуты надежды на скорый экономический рост в Санкт- Петербурге. Как и во всех регионах России, экономика города оказалась в тяжелых условиях. Петербург не отказался от обязательств по выплате долга на внутреннем и внешнем рынках, по предоставлению льгот инвесторам, что позволяет и сегодня укреплять доверие инвесторов. Санкт- Петербург продолжает соблюдать все свои обязательства по отношению к инвесторам, сделавшим прямые инвестиции, таким как ЗАО "Ротманс-Нево", ЗАО "Сосна", ТОО "Ригли ТОО", ООО "Жиллетт

Интернэшнл" и другим. Иностранные инвесторы, которые  осуществляют инвестиционные проекты  в Петербурге, не собираются разрывать  отношения с городом и продолжают участвовать в реализации проектов.

Петербургский рынок МКО  остается высоколиквидным и одним  из самых высокодоходных рынков ценных бумаг в России. Администрация  города не

планирует проводить принудительную реструктуризацию муниципальных облигаций. Петербургские МКО будут размещаться  в прежнем режиме.

В 1999 году в экономике  России и города ожидается серьезный  спад. Падение

ВВП России прогнозируется в пределах 5-6%. Общий спад производства в

Санкт-Петербурге будет явно не меньшим, так как в городе экспортно-ориентированные предприятия составляют абсолютное меньшинство, зато многие предприятия зависят от дорожающих импортных поставок. Деловая активность города (это, прежде всего услуги, торговля, операции с недвижимостью) в 1999 году заметно сократится. В то же время эти сферы восстанавливаются быстрее. При благоприятных условиях они могут начать расти уже в 2000 году и достигнуть докризисного уровня в 2001 году.

С 1994 года начался процесс  трансформации структуры доходов. Резко

сократилась доля оплаты труда  в общей сумме доходов жителей Санкт-

Петербурга: в 1992 году она  составляла 73% в общей сумме доходов, в 1996

году - 38%, в 1997 году- 42%. Следует  принимать во внимание, что большая

часть доходов имеет зарплатную природу, то есть, представляет собой не что иное, как ту же заработную плату, но полученную недекларируемым способом. Последние три года в Санкт- Петербурге наблюдалась тенденция роста реальной заработной платы.

За годы реформ в Санкт- Петербурге проходил процесс быстрой концентрации доходов и их перераспределения в пользу высокодоходных групп, замедлившийся после 1995 года. Надо иметь в виду, что 26% населения города составляют пенсионеры, при этом покупательная способность их пенсий в 1996 году не превышала 76,5% к величине прожиточного минимума. Число домохозяйств со среднедушевыми доходами ниже черты прожиточного минимума в апреле - июне 1998 года составляло 14%.

За 1992 - 1997 годы в структуре  расходов жителей Санкт- Петербурга возросла доля потребительских расходов. Так, расходы петербуржцев на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату услуг в 1991 году

составляли 74,1% в общем, объеме денежных расходов, а в 1997 году - 88,2%. С 1993 года в структуре потребительских  расходов сокращается доля покупок  питания, и увеличиваются расходы  на приобретение непродовольственных  товаров и оплату услуг.

Стабилизация темпов инфляции в 1996 - 1997 годах, постепенное сокращение бедности и остроты имущественного расслоения, формирование тенденции  роста реальных доходов и реальной заработной платы населения Санкт- Петербурга способствовали увеличению накопительного потенциала жителей города. В 1994 - 1995 годах норма сбережений населения Санкт- Петербурга составляла в среднем 25%, в 1996 году - 34%, в 1997 году - 36%. Накопления осуществлялись путем

покупки валюты и банковских вкладов. Значительно снизился удельный вес накоплений во вкладах и в ценных бумагах (с 17,1% в 1991 году до 2,4% в 1997 году) и резко увеличился объем средств, направляемых населением на покупку валюты (с 8,5% в 1992 году до 33,9% в 1997 году). Бесспорным лидером по объему привлеченных средств населения остался Сберегательный банк. В 1997 году в нем хранилось 7397 тысяч вкладов на общую сумму 5008,7 млрд. руб. Сумма сбережений в наличных деньгах оценивается примерно в такую же сумму. После августовского кризиса 1998 года сбережения населения быстро обесценились инфляцией.

Таким образом, сформировавшиеся в 1996 - 1997 годах в Санкт-Петербурге предпосылки для устойчивого  потребительского рынка и расширения деловой активности оказались серьезно подорваны финансовым кризисом 1998 года. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КЛИМАТ

На экономическую активность Санкт- Петербурга большое влияние оказывает хозяйственный климат, то есть совокупность условий для осуществления хозяйственной деятельности, которая определяет состояние экономики и возможности привлечения и использования ресурсов для развития. Санкт- Петербург традиционно занимает одно из первых мест в различных рейтингах инвестиционной привлекательности и конъюнктурных обозрениях, однако несколько ниже оценивается инвестиционная активность.

По данным анкетного опроса руководителей 146 петербургских предприятий  и организаций различных отраслей и сфер деятельности, проведенного в 1997 году, подавляющее большинство  респондентов (71%) оценили интегральные условия хозяйственной деятельности в Петербурге как недостаточные  для ведения бизнеса; 23% опрошенных - как совершенно не приемлемые; и  только 3% респондентов сложившийся  хозяйственный климат вполне устраивает. В числе основных препятствий для ведения активной хозяйственной деятельности в

Санкт- Петербурге 78% опрошенных была названа существующая система  налогообложения .

К негативным чертам хозяйственного климата Санкт- Петербурга следует отнести:

Дефицит финансовых ресурсов,

Отсутствие в федеральном  налоговом и таможенном законодательствах  дифференцированного подхода к  ввозимым на территорию России иностранным  товарам в зависимости от целей  их дальнейшего использования, что  резко ограничивает возможности  предприятий по их применению в качестве комплектующих, а также производственного  оборудования, и тем самым тормозит процессы реконструкции и модернизации действующих и создания новых  производств,

Сложность и противоречивость механизма согласования и утверждения  предпроектной и проектной документации строительства и реконструкции производственных объектов,

Информация о работе Формирование городской инвестиционной политики