Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:12, дипломная работа
В современных экономических условиях центр тяжести управления социальноэкономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов и сферу их сотрудничества с инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.
Введение
1. Формирование инвестиционной политики региона.
1.1. Роль и функции инвестиций в условиях рыночной экономики.
1.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
1.3. Анализ инвестиционного развития регионов и формирование инвестиционной
политики в регионах РФ.
2. Формирование инвестиционного климата на примере Санкт- Петербурга.
2.1. Инвестиционный потенциал Санкт- Петербурга.
2.2. Нормативно- законодательная база, способствующая привлечению
инвестиций.
2.3. Управление инвестиционным комплексом города.
3. Совершенствование формирования и реализации городской инвестиционной
программы.
3.1. Принципы и процедуры разработки ГИП.
3.2. Критерии и порядок отбора проектов в ГИП.
3.3. Территориальное размещение и концентрация инвестиционных ресурсов.
Заключение
Список литературы
Институционального (степень
развития ведущих институтов рыночной
экономики); Инфраструктурного (экономико-географическое
положение региона и его
Финансового (объем налоговой
базы и прибыльность предприятий
региона); Потребительского (совокупная
покупательная способность
Санкт- Петербург - самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речных путей, Санкт- Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры.
К концу 1998 года численность наличного населения Санкт- Петербурга составляла 4748,5 тыс.чел. Численность населения Санкт- Петербурга снизилась за последние 6 лет на 5,1%.
В Санкт- Петербурге несколько сотен научно- исследовательских институтов, в т.ч. Российской Академии наук, 43 ВУЗа. Большое число предприятий оборонного комплекса. В целом для промышленности высокая степень наукоемкости. Промышленность Санкт- Петербурга сосредоточена на западе - в припортовой части, вдоль Невы и на юге города. Половину промышленности составляют предприятия машиностроительной отрасли, приблизительно в равных пропорциях распределяются химическая, строительная, легкая и пищевая отрасли промышленности. Крупнейшие предприятия - Металлический завод и завод "Электросила" - выпускают турбины и генераторы. Судостроительные заводы специализируются на выпуске танкеров, лесовозов, рыбопромысловых судов, ледоколов (в т.ч. атомных).
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ВРП
За последние несколько лет в Санкт- Петербурге отмечено сокращение темпов падения валового регионального продукта (ВРП). Если в 1996 г., по сравнению с 1995 г., темпы падения были около 8%, то в 1997 г. - только 0,3%, а за первые девять месяцев 1998 г. - 0,4%. В 1997 г. ВРП по Санкт- Петербургу составил 66427 млн. руб. (таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1.
СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕННОГО ВРП В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ
1997 год Январь - сентябрь 1998г
Млн. руб. % Млн. руб. %
ВРП, в том числе:
Производство товаров, из
них: 20171 30,4
Промышленность 14788 22,3
Строительство 4491 6,8
Производство услуг, из них: 40426 60,8 33557 61,8
Транспорт и связь 10238 15,4
Торговля и общественное питание 9384 14,1
Чистые налоги 5830 8,8 3638 6,7
Структура ВРП за годы реформ резко изменилась в пользу сферы услуг (62%), что отражает конкурентные преимущества города как транспортного и торгового центра, региона с высоким научным потенциалом. Доля услуг в объеме ВРП приближается к уровню развитых стран (США, Канада, Франция, Великобритания), где услуги составляют 70-73%.
В составе производства услуг наибольшей динамикой обладают рыночные услуги, а среди них - торговля, операции с недвижимостью, финансы, кредит и страхование. В производстве нерыночных услуг отмечается рост в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В 1997 году примерно половину
всей добавленной стоимости
С августа 1998 года в результате финансового кризиса в России были перечеркнуты надежды на скорый экономический рост в Санкт- Петербурге. Как и во всех регионах России, экономика города оказалась в тяжелых условиях. Петербург не отказался от обязательств по выплате долга на внутреннем и внешнем рынках, по предоставлению льгот инвесторам, что позволяет и сегодня укреплять доверие инвесторов. Санкт- Петербург продолжает соблюдать все свои обязательства по отношению к инвесторам, сделавшим прямые инвестиции, таким как ЗАО "Ротманс-Нево", ЗАО "Сосна", ТОО "Ригли ТОО", ООО "Жиллетт
Интернэшнл" и другим.
Иностранные инвесторы, которые
осуществляют инвестиционные проекты
в Петербурге, не собираются разрывать
отношения с городом и
Петербургский рынок МКО остается высоколиквидным и одним из самых высокодоходных рынков ценных бумаг в России. Администрация города не
планирует проводить принудительную
реструктуризацию муниципальных облигаций.
Петербургские МКО будут
В 1999 году в экономике России и города ожидается серьезный спад. Падение
ВВП России прогнозируется в пределах 5-6%. Общий спад производства в
Санкт-Петербурге будет явно не меньшим, так как в городе экспортно-ориентированные предприятия составляют абсолютное меньшинство, зато многие предприятия зависят от дорожающих импортных поставок. Деловая активность города (это, прежде всего услуги, торговля, операции с недвижимостью) в 1999 году заметно сократится. В то же время эти сферы восстанавливаются быстрее. При благоприятных условиях они могут начать расти уже в 2000 году и достигнуть докризисного уровня в 2001 году.
С 1994 года начался процесс
трансформации структуры
сократилась доля оплаты труда в общей сумме доходов жителей Санкт-
Петербурга: в 1992 году она составляла 73% в общей сумме доходов, в 1996
году - 38%, в 1997 году- 42%. Следует принимать во внимание, что большая
часть доходов имеет зарплатную природу, то есть, представляет собой не что иное, как ту же заработную плату, но полученную недекларируемым способом. Последние три года в Санкт- Петербурге наблюдалась тенденция роста реальной заработной платы.
За годы реформ в Санкт- Петербурге проходил процесс быстрой концентрации доходов и их перераспределения в пользу высокодоходных групп, замедлившийся после 1995 года. Надо иметь в виду, что 26% населения города составляют пенсионеры, при этом покупательная способность их пенсий в 1996 году не превышала 76,5% к величине прожиточного минимума. Число домохозяйств со среднедушевыми доходами ниже черты прожиточного минимума в апреле - июне 1998 года составляло 14%.
За 1992 - 1997 годы в структуре расходов жителей Санкт- Петербурга возросла доля потребительских расходов. Так, расходы петербуржцев на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату услуг в 1991 году
составляли 74,1% в общем, объеме денежных расходов, а в 1997 году - 88,2%. С 1993 года в структуре потребительских расходов сокращается доля покупок питания, и увеличиваются расходы на приобретение непродовольственных товаров и оплату услуг.
Стабилизация темпов инфляции в 1996 - 1997 годах, постепенное сокращение бедности и остроты имущественного расслоения, формирование тенденции роста реальных доходов и реальной заработной платы населения Санкт- Петербурга способствовали увеличению накопительного потенциала жителей города. В 1994 - 1995 годах норма сбережений населения Санкт- Петербурга составляла в среднем 25%, в 1996 году - 34%, в 1997 году - 36%. Накопления осуществлялись путем
покупки валюты и банковских вкладов. Значительно снизился удельный вес накоплений во вкладах и в ценных бумагах (с 17,1% в 1991 году до 2,4% в 1997 году) и резко увеличился объем средств, направляемых населением на покупку валюты (с 8,5% в 1992 году до 33,9% в 1997 году). Бесспорным лидером по объему привлеченных средств населения остался Сберегательный банк. В 1997 году в нем хранилось 7397 тысяч вкладов на общую сумму 5008,7 млрд. руб. Сумма сбережений в наличных деньгах оценивается примерно в такую же сумму. После августовского кризиса 1998 года сбережения населения быстро обесценились инфляцией.
Таким образом, сформировавшиеся в 1996 - 1997 годах в Санкт-Петербурге предпосылки для устойчивого потребительского рынка и расширения деловой активности оказались серьезно подорваны финансовым кризисом 1998 года. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КЛИМАТ
На экономическую активность Санкт- Петербурга большое влияние оказывает хозяйственный климат, то есть совокупность условий для осуществления хозяйственной деятельности, которая определяет состояние экономики и возможности привлечения и использования ресурсов для развития. Санкт- Петербург традиционно занимает одно из первых мест в различных рейтингах инвестиционной привлекательности и конъюнктурных обозрениях, однако несколько ниже оценивается инвестиционная активность.
По данным анкетного опроса
руководителей 146 петербургских предприятий
и организаций различных
Санкт- Петербурге 78% опрошенных была названа существующая система налогообложения .
К негативным чертам хозяйственного климата Санкт- Петербурга следует отнести:
Дефицит финансовых ресурсов,
Отсутствие в федеральном налоговом и таможенном законодательствах дифференцированного подхода к ввозимым на территорию России иностранным товарам в зависимости от целей их дальнейшего использования, что резко ограничивает возможности предприятий по их применению в качестве комплектующих, а также производственного оборудования, и тем самым тормозит процессы реконструкции и модернизации действующих и создания новых производств,
Сложность и противоречивость механизма согласования и утверждения предпроектной и проектной документации строительства и реконструкции производственных объектов,
Информация о работе Формирование городской инвестиционной политики