Формирование городской инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях центр тяжести управления социальноэкономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов и сферу их сотрудничества с инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
1. Формирование инвестиционной политики региона.
1.1. Роль и функции инвестиций в условиях рыночной экономики.
1.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
1.3. Анализ инвестиционного развития регионов и формирование инвестиционной
политики в регионах РФ.
2. Формирование инвестиционного климата на примере Санкт- Петербурга.
2.1. Инвестиционный потенциал Санкт- Петербурга.
2.2. Нормативно- законодательная база, способствующая привлечению
инвестиций.
2.3. Управление инвестиционным комплексом города.
3. Совершенствование формирования и реализации городской инвестиционной
программы.
3.1. Принципы и процедуры разработки ГИП.
3.2. Критерии и порядок отбора проектов в ГИП.
3.3. Территориальное размещение и концентрация инвестиционных ресурсов.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 168.02 Кб (Скачать)

Отсутствие реального  механизма использования конкретных земельных участков в качестве средства обеспечения привлекаемых инвестиций.

Важной характеристикой  хозяйственного климата является состояние  и использование трудовых ресурсов. Если в России высшее образование  имеют 18,4% занятого населения, то в Санкт- Петербурге - 32,6% (в Москве - 39,8%) Многоотраслевой характер экономики, сравнительно быстрое развитие сферы услуг и малого бизнеса позволяют избежать кризисных состояний на рынке труда. Численность экономически активного населения составляет около 3,5 млн. человек.

Городская администрация  может активно влиять на профессионально- техническое и среднее специальное  образование, а также определяет масштаб и направленность части  программ переподготовки незанятого населения. Городская политика здесь не сформулирована, что снижает мобильность населения  на рынке труда и эффективность  расходования средств из городского бюджета на образовательные нужды. Тем не менее, существующая сеть курсов подготовки и переподготовки кадров в основном обеспечивает мобильность  рабочей силы. В связи с кризисом и падением национальной валюты произошло  удешевление ресурсов, в том числе  и трудовых. Средняя месячная заработная плата  в январе 1998 года в долларовом выражении составляла $ 214, а к декабрю снизилась до $ 65.

Законодательство Санкт-Петербурга предусматривает ряд льгот по некоторым видам налогов и  сборов и благоприятно для инвестиций. Улучшается и общероссийский налоговый  режим: в первом чтении принят вариант  Налогового кодекса.

С 1995 года в Санкт-Петербурге введены ставки налога на прибыль  ниже максимально возможных по федеральному законодательству. Для банков и страховых компаний ставка была установлена на уровне 22%, для других юридических лиц - 20%. Однако не имеется никаких свидетельств, что льготный режим по налогу на прибыль привел к росту инвестиций в городе. Предприятия имеют множество возможностей снизить свои обязательства по уплате этого налога, так что предоставленная льгота не имеет для них существенного значения.

В доходной части бюджета  существенно увеличилась доля налога на имущество и составила 14% поступлений  бюджета в 1997 году. В будущем доля данного налога должна увеличиваться, в первую очередь, в результате развития института частной собственности  и введения земельного кадастра. Снижение налога на имущество потенциально является одним из мощных инструментов для  стимулирования инвестиций. Введение городскими властями с 1999 года налога с продаж вместо ряда местных налогов  может существенно уменьшить  емкость потребительского рынка  и негативным образом повлиять на экономическую активность города.

Активность и успешность администрации Санкт- Петербурга как эмитента ценных бумаг и заемщика увеличивает бюджетные ресурсы, но отвлекает значительную часть свободных инвестиционных ресурсов от частных коммерческих проектов. Значительное влияние на предпринимательскую деятельность, особенно в фазах начала и расширения бизнеса, оказывает государственное регулирование отношений на финансовых рынках и меры, способствующие установлению благоприятных для инвестиций условий кредитования и состояния рынка ценных бумаг.

Важной проблемой хозяйственного климата является несовершенство действующей  системы регулирования локальных  естественных монополий. Например, регулирование  сетевых предприятий, поставляющих электрическую и тепловую энергию, газ, воду, услуги связи основаны лишь на ряде федеральных правовых актов, уполномочивающих местные органы власти контролировать тарифы на предоставление соответствующих услуг. Вне сферы регулирования при этом остаются такие важнейшие условия взаимодействия естественных монополий с потребителями, как качество поставляемых ресурсов и услуг, условия договоров поставки, условия и величина платы за подключение к сетям и постановку на обслуживания, плата за некоторые специальные виды продукции и услуг, которые принудительно вводятся в "наборы" с основной услугой.

Кроме этого, в определенном противоречии с современным гражданским  законодательством России находятся  Правила пользования энергией, водой  и канализацией, где смешаны обязательные и договорные условия. Пользуясь  авторитетностью "Правил", естественные монополии часто навязывают потребителям условия договора в удобной для  них редакции, в то время как

указанные условия, согласно гражданскому законодательству, должны устанавливаться по согласованию сторон. В качестве примера можно привести повсеместное условие оплаты услуг  в безакцептном порядке, что, как правило, неудобно плательщику.

В результате, как показала комплексная экспертиза четырех  городских монополий (ГП "Водоканал", ГП "ТЭК", АО "Ленгаз" и АО "Ленэнерго"), завышена себестоимость продукции и услуг, и, как следствие, тарифов в несколько раз. Одной их важнейших проблем существующей тарифной политики является практика установления низких цен на ресурсы для населения за счет завышения цен для коммерческих пользователей. Тарифы для населения поддерживаются на низком уровне благодаря завышению тарифов для промышленных потребителей, хотя реальные издержки на снабжение ресурсом крупных потребителей по объективным причинам часто бывают даже ниже  из-за эффекта экономии на масштабах производства.

Высокие тарифы для коммерческих потребителей способствуют сворачиванию деловой активности  и общему спаду производства, а чрезвычайно низкие тарифы для населения не стимулируют экономию ресурсов. С 1998 года данный перекос выправляется.

Информационная структура  в Санкт-Петербурге активно формируется,  о чем

свидетельствует увеличение количества соответствующих организаций. Пока недостаток информационного обеспечения  выступает как барьер входа на рынок для новых хозяйствующих  субъектов и как фактор, сдерживающий формирование активной рыночной ориентации предпринимателей.

Состояние административного  регулирования в Санкт- Петербурге соответствует среднероссийскому. Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность, предприниматель несет как денежные, так и временные затраты, связанные с: Регистрацией коммерческой организации,

Регистрацией проспекта  эмиссии, в случае, если предприятие  создается как акционерное общество,

Получением согласований в надзорных органах, необходимых  для открытия торгового, производственного, офисного помещения,

Оформлением сертификата  на товар, услугу,

Получением лицензии на определенный вид деятельности,

Регистрацией в органах  государственной статистики, налоговой  инспекции, фондах (пенсионном, социального страхования и т. д.),

Оформлением печати организации,

Открытием банковского счета  и др.

Примером административного  регулирования является лицензирование определенных видов деятельности и  сертификация отдельных видов продукции. В

Санкт- Петербурге, так же как и в Краснодарском крае, Архангельской области создан единый лицензионный орган на базе Центра лицензирования Комитета по энергетике и инженерному обеспечению. Кроме того, в Петербурге действует центр лицензирования медицинских и фармацевтических предприятий, центр по лицензированию частных школ. В соответствии с Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень лицензируемых видов деятельности составляет 106 наименований. Размер платы за лицензию складывается из платы за рассмотрение заявки, максимальный размер составляет  3 МРОТ, непосредственно лицензионного сбора, ограниченного суммой в 10 МРОТ, а также платы за документ, подтверждающий наличие лицензии. Большой удельный вес составляют лицензии, выданные сроком на год. Основной причиной этого является не информированность заявителей о возможности получать лицензию на больший срок.

Услуги по сертификации продукции, необходимые для ведения многих видов бизнеса, предоставляются  в Санкт- Петербурге рядом организаций и не являются серьезным препятствием для добросовестных предпринимателей.

Совершенствуя хозяйственный  климат, следует учитывать мнение экспертов. По итогам опроса, проведенного в сентябре 1998 года, оценка по пятибалльной шкале сложившегося хозяйственного климата в Санкт-Петербурге выявила  неудовлетворительное состояние целого ряда факторов. По мнению экспертов, активную хозяйственную и инвестиционную деятельность сдерживают, прежде всего, недоступность финансовых ресурсов, плохое состояние инженерной и

транспортной инфраструктуры, недостаточное обеспечение прав собственности и высокий уровень  преступности.

ИНВЕСТИЦИИ

В целом по России за последние  два года сохранялась тенденция  падения объемов инвестиций - на 5-8% в год.  В Санкт- Петербурге наблюдалась противоположная тенденция, он всегда входил в группу регионов с положительным значением индекса физического объема использованных капитальных вложений. Так, в 1997 году в Санкт- Петербурге инвестиции в основной капитал в сопоставимой оценке оказались на 4% больше уровня 1996 года, в январе - сентябре 1998 года - на 10% больше, чем в аналогичном периоде 1997 года. При этом в исторический центр города было вложено 4734 млрд. руб., что составляет 53% общего объема инвестиций в экономику Санкт- Петербурга.

К сожалению, по показателю объема инвестиций на душу населения  Санкт- Петербург отстает не только от России в целом, но и от Ленинградской  области (в 1997 году 1,9 млн. руб. против 2,8 и 2,3 млн. руб. соответственно).(таблица 2.1.2)

Таблица 2.1.2

ИНВЕСТИЦИИ В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ В 1997 ГОДУ

Млрд. руб.                    Млн. долл.

Объем инвестиций в основной капитал (в целом)   8850                                       1500

В том числе в недвижимость, то есть строительство и реконструкцию  зданий и сооружений      4248    720

За январь - ноябрь 1998 года объем капитальных вложений в  Санкт-Петербурге составил 11 млрд. руб., а с учетом инфляции - около 6,7 млрд. руб. (или около 319 млн. долл.).

В общем, объеме инвестиций в Санкт-Петербурге прослеживается тенденция увеличения доли инвестиций производственного назначения. Инвестиции в производственную сферу города в 1997 году составили 5,6 трлн. руб. (63% в  совокупном объеме инвестиций).

По отраслям экономики  Санкт-Петербурга в 1996-1997 годах наблюдалось  снижение объема инвестиций в транспорт, материально- техническое снабжение  и увеличение инвестиций на развитие связи, строительства, промышленности. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в Санкт- Петербурге являются собственные средства предприятий и организаций. Бюджетные средства (городские и федеральные) составляют около 20%.(таблица

2.1.3)

Таблица 2.1.3

ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ НА КАПИТАЛЬНЫЕ  ВЛОЖЕНИЯ, %

1995           1996           1997           1-9/1998

Информация о работе Формирование городской инвестиционной политики