Фискальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика.doc

— 503.50 Кб (Скачать)
:center"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Сдерживающая фискальная политика

 

      P

              LRAS

 

             SRAS

 

     P1

             

     P2                                                                                               AD1

             

     0                                                     AD2

              Y*              Y1              Y

 

Рисунок Г.1 - Сдерживающая фискальная политика

Примечание – Источник: [7, с. 112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

                                        Бюджетный дефицит

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Его также называют первичным бюджетным дефицитом (BD) и рассчитывают по формуле:

 

                                            BD = G – T,                                                       (3)

 

где     G – все государственные расходы;

T – налоги, т.е. доходы бюджета [4, с. 530-531].

Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег (монетизация бюджетного дефицита); выпуск облигационных займов; привлечение внешних займов.

Такие способы как повышение налоговых ставок, введение специальных налогов используется крайне редко, поскольку приводят к деловой активности и сокращению объема производства. Проблема увеличения налоговых поступлений в госбюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, т.к. разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения [8, с. 100].

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, т.к. за это время происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти [8, с. 100].

Другим способом финансирования дефицита госбюджета является эмиссия денег или монетизация бюджетного дефицита. К этому способу правительства прибегают особенно часто в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В случае финансирования бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), так называемый сеньораж. Он возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен. Сеньораж равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск:

 

                                    SI = (Mt – Mt-1)∕Pt – Me,                                            (4)

 

где Me – затраты по изготовлению новых денег [2, с. 298-299].

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Для финансирования бюджетного дефицита используется также долговое финансирование, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом финансовом рынке субъектами хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета, что в результате приводит к росту государственных расходов. Кроме того, если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается, происходит эффект вытеснения инвестиций.

Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства.[5]

Рассматривая причины возникновения дефицита, можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита. Во-первых, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры. Во-вторых, дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия), когда обычных результатов становится недостаточно.

Третьей причиной возникновения дефицита является циклическое падение производства, он отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это циклический дефицит и его надо рассматривать как нежелательное явление в экономике. Однако в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Для преодоления бюджетного дефицита применяются следующие меры: сокращение бюджетных расходов, эмиссия, изыскание источников дополнительных доходов и одалживание денег.

Одалживание денег, является государственным кредитом, поэтому государственный долг – это сумма непогашенного государственного кредита, накопленная за все время существования страны. 

Различают внутренний  и  внешний  государственный долг.  Внутренний долг – долг государства населению, субъектам  хозяйствования  своей  страны, а внешний — задолженность физическим, юридическим  лицам, правительствам других  стран. [3, с. 266]

Внутренний долг  порождается бюджетными  дефицитами, так  называемым  долговым  финансированием. Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Западные экономисты склоняются к мнению, что умеренный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования.

Внешний долг имеет  последствия, которые  более серьезные  для  страны, по сравнению  с последствиями  внутреннего долга. Поэтому  правительство предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить  внешний  долг, если он  превышает приемлемый  уровень. Оно  может использовать  для  погашения  части долга  золотовалютные   резервы страны, если  таковые  имеются. С  согласия  кредиторов  правительство может  переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную или  отсрочить выплату  внешнего долга.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики и войны. Поскольку военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования. [17, с. 39].

Для того чтобы  последствия роста  внутреннего долга  для  страны  не  стали  слишком  тяжелыми правительство  должно предпринимать определенные  меры по управлению  долгом.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой «вовлеченности во внешний долг», которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитывают еще два показателя, характеризующих платежеспособность страны. Один из них отражает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер долга с объемом валютных поступлений за этот же период. Критическое значение этого показателя - 25 %.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во-первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В-третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев [12, с. 46].

        При оценке показателей экономической безопасности, характеризующей внешний долг, обычно используют ряд параметров: отношение долга к экспорту, доходам бюджета, валютной выручке, а также размер платежей по обслуживанию и погашению долга. Для каждой страны допустимое значение этих отношений должно быть индивидуальным, но существуют и некоторые усредненные показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь

 

Рисунок Е.1- Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с.70; 14, с. 453; 15, с.473].

Рисунок Е.2- Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. (в действовавших ценах)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с.70; 14, с. 454; 15, с.473].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Структура доходов консолидированного бюджета

Республики Беларусь

 

Таблица Ж.1 - Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд руб.

Доходы

Год

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

3181

12211

22057

30825

38391

48049

65663

62808

В том числе:

 

1. Налоговые доходы:

2434

9341

12660

17063

26929

34236

46808

41305

1) Налоги на доходы и прибыль

717

2369

3539

4828

6143

7463

11176

9631

Из них:

 

      подоходный налог

277

1025

1404

1882

2480

3081

4183

4305

      налог на прибыль

395

935

1625

2366

3141

3837

5933

4608

2) Налоги на собственность

93

731

957

1149

1268

1519

2005

1627

3) Налоги на товары и услуги

1336

4842

6402

8666

14727

16811

20489

19907

Из них:

 

      налог на добавленную стоимость

818

2897

3815

5895

7365

8670

11399

12083

       акцизы

254

838

1122

1368

2830

3046

3901

3637

       экологический налог

7

35

96

112

524

560

479

624

4) Налоговые доходы на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД)       

142

957

1095

1682

2069

6281

10613

7970

2. Взносы на государственное социальное страхование

-

-

5388

7405

9288

11257

14497

15799

3. Неналоговые доходы

112

599

939

1234

2174

2557

4358

5704

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь