Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание – Источник: [21]
Согласно этим нормативам критическое отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг равно 220%, а для Беларуси на 1 января 2010 года данное соотношение составляло 31,8%. Отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг на 1 января 2010 года составляло 1,3% при нормативе 50%. Хуже всего выглядит отношение к ВВП: на 1 января 2010 года оно составляло 16,5%, тогда как норматив - 50%.
Расходы по обслуживанию внешнего государственного долга также пока невелики. На обслуживание внешнего долга в 2011 году из бюджета Беларуси будет выделено 695 млн. USD. В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ (460,3 млн. USD). А в 2013 году придется погасить кредиты МВФ на 1.734,9 млн. USD. Выплаты по еврооблигациям начнут осуществляться через 5 лет. По прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления выплат в будущем не ожидается.
Однако, уменьшать внешний государственный долг до нуля правительство не собирается. Многие страны обычно рефинансируют долг, то есть расплачиваются по старым обязательствам за счет новых. Именно так планирует сделать и Беларусь. В связи с этим, встает вопрос о том, удастся ли это сделать и насколько это опасно для страны.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (табл.5).
Таблица 5 – Внешний государственный долг Республики Беларусь
(млн. долл. США)
| 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 7 778,8 | 9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 112,6 | 201,0 |
Всего | 7 891,4 | 9 687,2 |
Примечание – Источник: [21]
По данным Минфина, все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель РБ, являются долгосрочными. Так, средний срок до погашения по ним составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых. В структуре внешнего госдолга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% (9.269,4 млн. USD), а кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% (181,9 млн. USD).
На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего госдолга страны, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле составляют займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.
В 2011 году согласно закону о бюджете страна собирается осуществить новые заимствования на 2,1 млрд. USD. Кроме того, не исключен и сверхплановый выпуск облигаций. Так, президент Беларуси специальным Указом № 527, подписанным 9 октября 2010 года, уполномочил Совет министров РБ на размещение в 2010-2011 годах государственных облигаций на сумму до 15 млрд. RUB сроком до 5 лет. Именно этот пример иллюстрирует то, о чем говорилось выше: правительство не планирует уменьшать внешний долг до нуля.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.
Некоторые белорусские теоретики предлагают пути сокращения бюджетного дефицита. Например, покрытие дефицита государственного бюджета может осуществляться несколькими способами:
1. путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем), в том числе по средствам выпуска государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств государства;
2. через кредитование правительства центральным банком страны, т.е. увеличение эмиссии денег.
Выпуск государственных ценных бумаг является экономически более целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денет, потому что покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с увеличением инфляции. Уже с 2004 году на рынке ценных бумаг сложились условия функционирования отлаженного аукционного механизма первичного размещения долговых обязательств Правительства, который позволяет достаточно прозрачно и оперативно привлекать денежные средства для финансирования дефицита республиканского бюджета. [23]
Но несмотря на предложенные способы сокращения бюджетного дефицита, Правительство приняло ряд других мероприятий.
Во-первых, с конца 2008 года проявилась тенденция снижения расходов. Общая сумма сокращения бюджетных смет и расходов составила 11 трлн. рублей. Сократились расходы на субсидирование нефтепереработки в связи с изменением цен на нефть. Именно по данной статье произошло наибольшее сокращение расходов – на 4,3 трлн. рублей: с 7 до 2,7 трлн. Еще на 2 трлн. рублей сокращено финансирование госпрограмм. Расходы фонда социальной защиты населения сокращены на 1,5 трлн. рублей. Уменьшены также расходы дорожного фонда и фонда охраны окружающей среды – на 330 и 150 млрд. рублей соответственно.
Во-вторых, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2008 года № 712 о бездефицитном республиканском бюджете в 2009 году.
Несмотря на сокращение расходов, социальная направленность сохранилась. В числе приоритетов бюджетной политики – финансирование здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, жилищного строительства. [24]
Вместе с тем, большим минусом Республики Беларусь является налоговая система страны: по оценке Всемирного банка, Республика Беларусь находится на последнем месте (183-м) по налогообложению, т.к. налоговая система РБ не соответствует мировым стандартам и имеет ряд проблем:
высокий уровень налоговой нагрузки (47%);
увеличивают фискальное бремя местные налоги и сборы;
постоянное усложнение законодательства (методика расчетов налогов, разъяснения в нормативных актах, отчетность);
разделение налогового и бухгалтерского учета заставило предприятия дважды рассчитывать себестоимость, прибыль, выручку и т.д.);
“масштабы” нормативных актов (инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС за 2 года претерпела 8 изменений, и этот документ вырос с 87 до 105 пунктов);
превалируют косвенные налоги (около 60% налоговых поступлений);
она не оказывает содействия прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;
прогрессивная (пятиуровневая) шкала ставок подоходного налога (от 9 до 30%) не в полной мере соответствует принципу социального равенства населения;
двойное обложение НДС. [25, 27,31]
Таким образом, ключевой проблемой развития национальной налоговой системы является: отсутствие научно обоснованной государственной концепции реформы налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и модель национальной экономики, ориентированную на устойчивый экономический рост.
В связи с этим, реформирование системы налогообложения является необходимым процессом. Налоговая система должна соответствовать основным мировым стандартам, формировать прозрачную и благоприятную среду для ведения бизнеса, т.к. стабильность и предсказуемость налогового законодательства, оптимальный уровень налогообложения, простые процедуры ведения учета и уплаты налогов создают условия экономического роста. Основными направлениями совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь являются:
выравнивание налогового бремени между субъектами хозяйствования различных форм собственности и отраслей;
упорядочение системы налоговых льгот и инструментов налогового регулирования по созданию благоприятной инвестиционной среды;
унификация налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения;
совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
существенная модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов;
упрощение налоговой системы таким образом, чтобы не допустить искажающего воздействия налогов на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.
В целом, совершенствование налогообложения в Республике Беларусь должно происходить в направлении системного и кардинального изменения налоговой системы, проводимого в комплексе структурных экономических преобразований, а не по пути изменения отдельных ставок, сужения или расширения налоговой базы, изменения сроков уплаты, переориентации налоговых льгот.
Для реализации данных направлений, президентом Республики Беларусь был подписан закон Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь”. С 1 января 2011 г. были отменены следующие налоги и сборы:
местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;
местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;
три платежа экологического налога:
1) за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
2) за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
3) за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений .
По расчетам Правительства, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.
Кроме этого, с 1 января 2011 г. исключаются два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:
1) экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
2) государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.
Существенно улучшилась ситуация с периодичностью уплаты налогов и предъявлением налоговой отчетности. С указанной даты количество перечислений налогов в бюджет будет сокращено, а именно:
по налогу на прибыль – осуществлен переход на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год;
по НДС – осуществлена отмена ”авансовых“ платежей (шесть платежей в месяц) и уплату этого налога будет осуществляться один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год;
по акцизам – также отменены ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществляется уплата этого налога один раз в месяц.
Кроме того, усовершенствован механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет:
расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда.
предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций.
Осуществление указанных мер позволило приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
Плательщики при осуществлении обычной деятельности уплачивают только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносят в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подают 11 налоговых деклараций (в 2010 г. – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций). С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей составляет 32 в год, а количество деклараций – 15. [30]