Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с.70; 14, с. 453; 15, с.473].
Очевидно, что за период с 1992 по 2009 г. доля консолидированного бюджета в ВВП выросла с 32,4 до 45,9%. Однако следует отметить, что по сравнению с 2008 в 2009 г. доля консолидированного бюджета в ВВП снизилась на 4,7 п.-п. [13, с. 70]. Существенно увеличился объем бюджета (табл. 2; приложение Е, рис.Е.2).
Таблица 2 - Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. (в действовавших ценах)
Показатель | 2000г. | 2003г. | 2004г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Доходы бюджета (с целевыми фондами), млрд руб. | 3181 | 12211 | 22057 | 30824,9 | 38391,2 | 48049,0 | 65663 | 62808 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с.70; 14, с. 454; 15, с.473].
Только за период с 2005 по 2009 г. объем бюджета вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным включением в его состав доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако они влияют и на структуру доходной части бюджета (см. приложение Ж).
Основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Несмотря на то, что в республике происходило поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, это не привело к потерям доходов бюджета, поскольку одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. Однако следует отметить, что важную роль в формировании доходов РБ играют взносы на государственное социальное страхование. Они составляют около 30% всех доходов страны. В последние годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо, однако в 2010 году появился дефицит бюджета, причем, он составил почти 3 % к ВВП (табл. 3). Вместе с тем, правительство планирует не сокращение дефицита, а его увеличение в 2011 году до 6 трлн. руб.
Таблица 3 - Динамика основных показателей республиканского бюджета, млрд руб. (в действовавших ценах)
Показатель | Год | ||||||||
2000г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г.
| 2010г. | |
Объем доходов Объем расходов Дефицит (-), профицит (+) Дефицит (-), профицит (+), % к ВВП | 1647 1723
-76
-0,83 | 6123 6702
-579
-1,6 | 14260 14320
-60
-0,09 | 21293 21438
-145
-0,22 | 28666 27488
+1178
+1,5 | 36235 35909
+326
+0,34 | 49052 48131
+921
+0,7 | 46819 46326
+493
+0,4 | 30280 34270
-3 989
-2,94 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13, с.71; 14, с. 454; 15, с.473].
Качественному исполнению бюджета во многом способствовало развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В настоящее время казначейскими технологиями охвачены как республиканский, так и местные бюджеты. Ключевым элементом казначейского исполнения бюджета является единый казначейский счет, позволяющий максимально реализовать один из важнейших принципов исполнения бюджета – принцип единства кассы. Казначейская система дает возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков [13, с. 71].
Таким образом, в Республике Беларусь было обеспечено стабильное состояние бюджетного фонда, что позволяло финансировать плановые расходы. В соответствии с приложением И можно проследить, какие изменения происходят в структуре расходов бюджета Республики Беларусь. В последние 15 лет бюджет все более приобретает ярко выраженную социальную направленность. Очевидно значительное увеличение расходов на финансирование социальной политики. Если в 1992 г. в социальную сферу направлялось 30,4% расходов бюджета, то в 2005-2009гг. – около половины и более. Следует также отметить, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло значительное сокращение общегосударственных расходов, расходов на национальную экономику, охрану окружающей среды, жилищные и коммунальные услуги и физическую культуру, спорт, культуру и СМИ. Таким образом, качественные и структурные изменения, происходящие в доходах и расходах бюджета, отражают основные направления бюджетной политики государства в условиях развития рыночных отношений и стабилизации национальной экономики.
Важным событием 2008 г. явилось принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь – законодательной основы бюджетного устройства государства. Эго появление правомерно рассматривать как кульминационный момент в развитии бюджета Беларуси. В бюджетном кодексе заложены инновационные подходы к построению межбюджетных отношений, бюджетному финансированию, организации бюджетных процедур. Этот документ предусматривает развитие бюджетных отношений на более высоком качественном уровне и направлен на обеспечение стабильности бюджетной системы государства [13, с. 72].
Рассмотрим исполнение бюджета в 2010 году по сравнению с 2009 годом [1, с.1].
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов.
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году (см. приложение К).
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (см. приложение Л).
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем за 2009 год. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта (см. приложение М).
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составил 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.
В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% по сравнению с предыдущим годом.
В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.
В 2010 году бюджетно-налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Еще одной проблемой, обусловленной проведением фискальной политики, является государственный долг. Одалживание денег, является государственным кредитом, поэтому государственный долг – это сумма непогашенного государственного кредита, накопленная за все время существования страны.
Минфин сравнивает показатели Беларуси с нормативами Международного банка реконструкции и развития, рассчитанными для развивающихся стран (табл.4). Из таблицы видно, что согласно показателям кредитоспособности по внешнему государственному долгу, Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Таблица 4 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220% | 31,8 | 32,5 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50% | 16,5 | 17,8 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25% | 1,3 | 2,6 |