Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как говорилось выше, по позиции «Налогообложение» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года (по данным всемирного банка) занимает последнее 183 место в связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения. С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь по показателю “Налогообложение” в рейтинге “Ведение бизнеса – 2012” составит – 178 место, в рейтинге “Ведение бизнеса-2013” – 169.
Можно сказать, что государство обращает огромное внимание на проблемы бюджетного дефицита и государственного долга. Оно проводит существенные мероприятия для преодоления этих проблем. Однако в перспективе, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению. Вместе с тем, в налоговой системе имелись проблемы, которые правительство успешно решило. Таким образом, в национальной налоговой системе продолжаются реформы с целью сокращения налоговой нагрузки и упрощения налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. Фискальная политика – меры, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен. Она имеет много видов: стимулирующая, сдерживающая, автоматическая и дискреционная. Для оценки эффективности фискальной политики, ее влияния на состояние бюджета и его сбалансированность введено понятие бюджет полной занятости. Бюджет полной занятости определяется уровнем бюджетного дефицита (профицита), который мог бы иметь место в экономике при полной занятости.
2. Бюджетно-налоговая политика разных стран имеет определенные приоритетные направления, но существуют и весьма схожие: обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения. Основные цели бюджетно–налоговой политики Республики Беларусь на предстоящее пятилетие являются повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
3. При осуществлении фискальной политики возникает ряд проблем (бюджетный дефицит, госдолг, высокая налоговая нагрузка). Республика Беларусь – не исключение. В 2010 году бюджетный дефицит РБ составил 4 трлн. рублей, а в 2011 году он составит 6 трлн. рублей (по предварительным прогнозам). Государственный долг страны на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. Однако, уменьшать внешний государственный долг до нуля правительство не собирается. Многие страны обычно рефинансируют долг, то есть расплачиваются по старым обязательствам за счет новых. Именно так планирует сделать и Беларусь. Что же касается бюджетного дефицита, то его покрытие может осуществляться следующими способами:
1. путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем), в том числе по средствам выпуска государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств государства;
2. через кредитование правительства центральным банком страны, т.е. увеличение эмиссии денег.
Еще одна проблема – высокая налоговая нагрузка на экономику. До 2011 года она составляла 47% к ВВП. Однако, Правительство провело ряд мероприятий по сокращению этой нагрузки, и в 2011 году она составит 24,6% к ВВП. [32]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аналитические доклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
2 Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
3 Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Минск: БГЭУ, 2003. - 289с.
4 Журавлева, Г.П. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования / Вольное экономическое общество России. Тамбовское региональное отделение / Г.П.Журавлева, В.В.Смагина. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 640 с.
5 Киреева, Е.Ф. Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики /Е.Ф. Киреева, С.А. Киселев //Белорусский экономический журнал. – 2007. – №1. – с.52-59
6 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В.Новикова [и др.]; под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. -304 с.
7 Макроэкономика: тексты лекций для студентов всех специальностей / сост. М.В.Коротков. – Минск: БГТУ, 2006. – 162 с.
8 Макроэкономика: учеб.пособие / И.В.Новикова, А.П.Морова, А.О.Тихонов и др.; по ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. - Минск: акад.упр.при Президенте Республики Беларусь, 2006 -330
9 Макроэкономическое регулирование в белорусской институциональной модели / А.И. Лученок [и др.]; под науч. ред. П.Г.Никитенко; Ин-т экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2008. – 220 с.
10 Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А.Неверов. - Минск: БГЭУ, 2009. - 179 c.
11 Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 ноября 2006 г. №1475. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы.// Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс].
12 Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) // Белорусский банковский бюллетень. 2000. – № 44. – С.35.
13 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние / Т.В. Сорокина // Белорусский журнал. – 2009. – №2. – с.60-72.
14 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009: [стат.сб. на русск. и англ.яз.] /Министерство статистики и анализа РБ. – Минск: Информстат Минстата РБ, 2009. – 600 с.
15 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 / Министерство статистики и анализа РБ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/
16 Чепикова, Е.М. Современные направления исследований фискальной политики / Е.М Чепикова // Вестник БГЭУ. – 2006. – № 1. – с.11-16.
17 Швайко, П. А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / П. А. Швайко // Банкаускi веснiк. – 2003. – № 40. – С. 34-39.
18 Экономическая теория. Учебное пособие М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская. Минск: Современная школа, 2006. – 392 с.
19 Экономическая теория: учебное пособие в 3-х частях. Часть 3. Макроэкономика: курс лекций / Э.А.Лутохина [и др.], под общ. ред. Э.А.Лутохиной. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 327 с.
21 Цели бюджетно-налоговой политики. [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.regeringen.se/sb/d/
22 Экономическая политика Великобритании [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.langinfo.ru/index.p
23 Барздов, Г. Состояния и возможные пути развития рынка ГЦБ / Г. Барздов, П. Маманович // Банкаўскі веснік. – 2007. – № 10. – С. 5–11.
24 Харковец, А. Режим жесткой экономики / А. Харковец // Экономика Беларуси. – 2009. – № 2 (19). – С. 20-25.
25 Киреева, Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2008. – № 2. – С. 53-63.
26 Киреева, Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2008. – № 3. – С. 26-34.
27 Мельникова, М. Оценка эффективности системы налогообложения / М. Мельникова // Вестник Ассоциации Белорусках Банков. – 2009. – № 36. – С. 13-16.
28 Косяков, Н.Е. Как снизить налоговое бремя? / Н.Е. Косяков, В.Г. Гаркавая // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. – № 9. – С. 48-50.
29 Полуян, В.Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования / В.Н. Полуян, Э.А. Селицкая // Вестник БГЭУ. – 2008. – № 2. – С. 19-22.
30 Ганаго, А. Налоги – 2011: вот и дождались! / А. Ганаго // Налоговый вестник. – 2010. – № 20. – С. 5-8.
31 Рейтинг экономик [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.o
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Кривая Лаффера
Т
Tmax
T1
0 % tопт t1 100% t
Рисунок А.1 - Кривая Лаффера
Примечание – Источник: [7, с. 108].
Лаффер доказал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Tmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до T1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y - величина совокупного выпуска). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х гг. прошлого века предложил такую меру, как снижение ставки налога. Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой. Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т.е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы:
1) преодолеть стагфляцию;
2) увеличить налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита.
При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (см. приложение Б), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижение уровня цен (от P1 до P2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией [7, с. 108-109].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Воздействие снижения налогов на совокупное предложение
P SRAS1
AD
P1
P2
0
Y1 Y* Y
Рисунок Б.1 - Воздействие снижения налогов на совокупное предложение
Примечание – Источник: [7, с. 109].
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Стимулирующая фискальная политика
P
SRAS
P2
P1
AD2
AD1
0 Y1 Y* Y
Рисунок В.1 - Стимулирующая фискальная политика
Примечание – Источник: [7, с. 111].