Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Фискальная политика Республики Беларусь
Студентка
ФМЭО, 2-й курс, ДАЭ-1
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 50 с., 10 рис., 10 табл., 24 источников, 11 прил.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ДОХОДЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ.
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – бюджетно-налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение теоретических основ фискальной политики и особенностей её проведения в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, описание, табличный.
Исследования и разработки: рассмотрены понятие, цели, инструменты и виды фискальной политики, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга и эффективности проведения фискальной политики, изучены перспективные направления развития фискальной политики в Республике Беларусь, дана оценка реализации фискальной политики за последние 10 лет.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ABSTRACT
Course work: 50 p., 10 fig., 10 tables., 24 sources, 11 anal.
AUTOMATIC FISCAL POLICY, BUDGET DEFICIT, built-in stabilizers, government expenditures and revenue, public debt, discretionary fiscal policy constraints on fiscal policy, fiscal stimulus policies, effective DISPLACEMENT.
The object of study is the Fiscal Policy in the Republic of Belarus.
Subject of study is the effectiveness of fiscal policy in the Republic of Belarus.
Objective: to study the theoretical aspects of fiscal policy and its features in the Republic of Belarus.
Methods: comparison, analysis, synthesis, generalization, induction, deduction, analogy, description, table.
Research and development: the concepts, objectives, instruments and types of fiscal policy to find out whether the problem of budget deficits, public debt and the effectiveness of fiscal policy, explore future directions of development of fiscal policy in the Republic of Belarus, the estimation implementation of fiscal policy over the past 10 years.
The author of the work confirms that powered her settlement and analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, all borrowed from literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references their authors.
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Кривая Лаффера
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Воздействие снижения налогов на совокупное предложение7
ПРИЛОЖЕНИЕ В Стимулирующая фискальная политика8
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сдерживающая фискальная политика9
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бюджетный дефицит 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь 45
ПРИЛОЖЕНИЕ И Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь 47
ПРИЛОЖЕНИЕ К Динамика поступления доходов консолидированного бюджета 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Динамика структуры доходов консолидированного бюджета 2009-2010 гг. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ М Динамика структуры расходов консолидированного бюджета 50
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
Тему курсовой работы следует считать актуальной, так как от того, как правительство будет осуществлять фискальную политику зависит жизненный уровень каждого человека в стране. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы избавляясь от ненужных государственных расходов минимизировать уровень налогообложения субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Актуализации данной темы способствует складывающаяся негативная тенденция к росту государственного долга и развитию крупного бюджетного дефицита в Республике Беларусь в последнее время, что требует детального изучения фискальной политики для поиска эффективных мер по устранению существующих проблем.
В данной курсовой работе выделяются три основных раздела – в первом дается общее понятие и представления о сущности фискальной политики, во втором – рассмотрены цели и направления реализации фискальной политики в РБ, в третьем – проанализированы современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республики Беларусь.
Целью данной работы является изучение теоретических основ фискальной политики и особенностей ее проведения в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить понятие, цели, инструменты, виды и эффективность фискальной политики;
2) проанализировать основные направления реализации фискальной политики в Республике Беларусь и других странах;
3) показать особенности фискальной политики в Республике Беларусь, а так же выявить проблемы бюджетно-налогового регулирования в РБ.
Материалом для данной работы послужили пособия зарубежных авторов, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.
Основными методами, которые применялись при изучении данной проблемы, являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, описание.
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика является составной частью финансовой политики государства, нацеленной на решение макроэкономических задач. В рамках бюджетно-налоговой политики происходит перераспределение ВВП с целью выполнения государственных функций, обеспечения устойчивого экономического роста, решения социальных задач, регулирования уровня деловой активности. Приоритеты фискальной политики определяются главными экономическими целями, определенными в стране в конкретный исторический период [9, с.94].
Термин «фискальная политика» (fiscal policy) был введен в научный оборот Дж.М. Кейнсом, определившим в качестве главного назначения фискальной политики – государственное регулирование современной рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных инструментов. Теоретическое обоснование и практическое применение государственного регулирования рыночной экономики возникли в связи с необходимостью преодоления великой депрессии 30-х гг. Для выхода их депрессии и предотвращения возможного повторения тяжелых кризисных ситуаций была обоснована и принята система антикризисных и стабилизационных мер.
Регулирование и стабилизация экономики осуществляется с помощью фискальной политики, под которой обычно понимают меры, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения резких колебаний цен [9, с. 94].
Следовательно, стратегическими целями бюджетно-налоговой политики, как и экономической политики в целом, являются:
1) обеспечение полной занятости;
2) стабильность общего уровня цен;
3) равновесие платежного баланса;
4) экономический рост.
Наличие в ней двух основных компонентов (доходов и расходов государственного бюджета) предполагает, что у государства есть возможность достижения вышеперечисленных целей как за счет налогообложения и привлечения других доходов, так и за счет маневрирования структурой и объемом государственных расходов.
Доходы бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятий.
Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфраструктуры, на поддержание и развитие государственного сектора экономики [10, с.17].
Таким образом, инструментами фискальной политики выступают:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты [7, c. 109].
Как уже отмечалось ранее, государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – это основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.
Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение [7, с. 109-110].
Рассмотрим влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение.
Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса:
1) потребительские расходы;
2) инвестиционные расходы.
Рост налогов ведет к снижению и потребительских (так как сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку снижается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу. Он построил гипотетическую кривую (см. приложение А), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет [7, с. 107-108].