Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. дальнейшее снижение налогового бремени на бизнес;
2. низкий уровень дефицита бюджета;
3. прекращение финансирования бюджетных учреждений( вместо этого, будут профинансированы изменения, улучшения, новые проекты, решения конкретных задач, например, бюджет оплатит внедрение электронного правительства и расширение доступа к широкополосному Интернету);
4. поиск возможностей для повышения доходов бюджетной системы за счет улучшения администрирования существующих налогов;
5. возможные налоговые льготы предусматриваются для стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
Не трудно заметить, что, почти все вышеперечисленные мероприятия фискальной политики соответствуют направлениям бюджетно-налогового регулирования РБ, они направлены на устойчивый рост экономики, на ее стабилизацию. Что бы более точно в этом убедиться, следует подробно рассмотреть направления фискальной политики РБ на ближайшие годы.
В 2011 - 2015 налоговая политика годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы:
1) справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей;
2) формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.
Реализация бюджетной политики в 2011 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов.
1) предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов;
2) повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций;
3) предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов;
4) будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран;
5) упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики будет реализовано за счет оптимизации ее форм и сокращения объема;
6) снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе;
7) органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.
Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации. [11, с. 11].
Объединив вместе направления и цели бюджетной и налоговой политики на 2011-2015 года, можно сформировать программу бюджетно-налоговой политики на эти года.
Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.
Основные цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи:
совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
повышение эффективности управления государственным долгом.
Для реализации поставленных задач планируется:
упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы;
упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
упорядочение взимания местных налогов и сборов;
сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения;
отработка механизмов и постепенный переход к программно-целевому планированию расходов бюджета;
оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам;
совершенствование системы управления долгом органов местного управления и самоуправления;
развитие внутреннего рынка государственных заимствований.
Чтобы выполнить данные задачи, предложены следующие механизмы реализации:
внесение изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь в части уточнения норм среднесрочного финансового планирования, в том числе норм, позволяющих внедрить в практику работы программно-целевой метод бюджетного планирования;
проведение в первом полугодии 2011 г. ревизии государственных программ в целях сокращения их финансирования;
разработка среднесрочных финансовых программ при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы (в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов);
создание Банка развития в целях совершенствования механизма финансирования государственных программ и обеспечения структурных реформ в экономике;
развитие финансовой самостоятельности регионов всех уровней путем изменения схемы распределения поступлений налога на доходы и налога на прибыль между республиканским и местными бюджетами;
оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетом секторе, переход от содержания бюджетной организации к оплате ее услуг, расширение спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование;
разработка нормативной базы по вопросам управления государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления.
Реализация указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит сократить удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП.[21]
Таким образом, в результате реализации изложенных выше направлений будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.
Проанализировав основные направления реализации фискальной политики в Республике Беларусь и других странах, можно сказать, что приоритетными направлениями являются: обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.
3 Современные проблемы бюджетно-налогового
регулирования в Республике Беларусь
При проведении государством бюджетно-налоговой политики возникают проблемы, такие как бюджетный дефицит и государственный долг. Республика Беларусь не исключение (см. приложение Д).
Насколько сильно в нашей стране проявляется проблема бюджетного дефицита, мы постараемся отразить в следующих данных. С приобретением суверенитета Республикой Беларусь развитие государственного бюджета происходило в условиях активного формирования рыночных отношений в республике и возрастания роли бюджета в системе государственного регулирования. Это сопровождалось усилением централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (табл. 1; приложение Е, рис. Е.1).
Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП
Показатель | 1992г. | 1993г. | 2000г. | 2005г. | 2006г. | 2007г | 2008г. | 2009г. |
Доходы бюджета | 32,4 | 37,0 | 34,9 | 48,4 | 48,5 | 50,0 | 50,6 | 45,9 |