Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4) Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий - считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Дж. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования» а проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем. [8, c.109-110]
5) Подверженность влиянию политического цикла. Политики принимают решения об изменении налогов и государственных расходов, что позволяет использовать инструменты фискальной политики в предвыборных целях. Например, перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них – сокращаются, что, конечно же, не способствует повышению эффективности фискальной политики.
Для оценки эффективности фискальной политики, ее влияния на состояние бюджета и его сбалансированность было введено понятие бюджет полной занятости. Бюджет полной занятости определяется уровнем бюджетного дефицита (профицита), который мог бы иметь место в экономике при полной занятости. Изменение состояния бюджета полной занятости более точно характеризует влияние фискальной политики на совокупный спрос и динамику ВВП. На основании данных только о фактических бюджетных дефицитах и излишках нельзя достаточно объективно оценивать эффективность мер фискальной политики, т.к. наличие несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом выпуске.
Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) государственного бюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.
Фискальная политика представляет огромный интерес как способ воздействия на экономическую активность, и многие авторы, анализирующие ее механизм, акцентируют внимание не на политике в целом, а на отдельных ее инструментах или видах. Иногда сущность фискальной политики сводится к проблеме построения налоговых систем, уплаты налогов, начисления налогового бремени, структуры расходов бюджета, организации бюджетного процесса. Мероприятия по регулированию в сфере налогообложения и бюджетной системе отождествляются с фискальной политикой. Именно в этом кроется неверный методологический подход к рассмотрению сущности фискальной политики [16, с. 12].
На наш взгляд, нельзя говорить о цельном анализе фискальной политики по следующей причине. Стандартная схема ее применения такова. Правительства проводят дискреционную фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая политика проводится в условиях быстрого роста экономики. Для того, чтобы ограничить деловую активность, преодолеть инфляционную тенденцию, используются такие инструменты, как увеличение чистых налогов и (или) сокращение государственных расходов. Стимулирующая политика осуществляется в условиях спада производства. Для стимулирования совокупного спроса используют сокращение чистых налогов и (или) увеличение государственных расходов. Но в условиях глубокого кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь на фискальную функцию налогообложения – налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика). Таким образом, на практике рассматривается не совокупность мер определенной дискреционной фискальной политики, а отдельные меры бюджетного и налогового регулирования.
Именно так в переходных экономиках часто реализуется фискальная политика, т.е. как две отдельные политики (бюджетная и налоговая), не связанные между собой. Таким образом, грубо нарушается системный подход к анализу, достаточно полезные выводы и закономерности явления не рассматриваются в совокупности, происходит абстрагирование без последующего синтеза [16, с. 12].
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия фискальной политики, ее виды, определили цели, выявили инструменты, с помощью которых государство достигает этих целей, обратили особое внимание на эффективность бюджетно-налоговой политики.
2 Цели и направления фискальной политики в
Республике Беларусь
Стратегия развития Республики Беларусь определена основными программными документами и предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствие с интересами данной страны при сохранении суверенитета государства. В концепции национального развития выделяют четыре этапа социально-экономического развития до 2015 г.: восстановительный (1998-2000 гг.); возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.); активная структурная перестройка (2006-2010 гг.); приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015 гг.). Поэтапное экономическое развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен [5, с. 57].
Бюджетно-налоговая политика в 2006-2010 гг. была направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах была продолжена налоговая реформа, которая обеспечила закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы было упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы были реализованы следующие мероприятия:
улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
снижение нагрузки на фонд заработной платы;
оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
повышение стимулирующей роли таможенной политики;
выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах была направлена на:
создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере [11, с. 23-24].
На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г.
Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998-1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995-1996 гг. Тем не менее, пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета.
Прямые налоги являются автоматическими стабилизаторами экономики, гибче реагируют на проведение того или иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов. Основные направления дальнейшей реформы налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.
Рассмотрим перспективы развития фискальной политики в Республике Беларусь [11, с. 9-11].
Изучая направления фискальной политики других стран, было обращено внимание на правила, согласно которым в Великобритании осуществляется бюджетно-налоговая политика:
1. правительство делает займы только для того, чтобы инвестировать их в определенные секторы экономики, а не потратить на расходы;
2. отношение суммы внутреннего государственного долга к ВВП неизменно. [22]
Для экономики страны – это лучше, чем постоянно возрастающий дефицит. В Республике Беларусь, такие правила так же есть. Но существует различия, например, государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Есть одинаковые направления и принципы осуществления бюджетно-налоговой политики Великобритании и Республики Беларусь. Например:
открытость целей и задач фискальной политики и всех трат денег налогоплательщиков;
стабильность в осуществлении фискальной политики и ее влияния на экономику;
ответственность за распределение государственных денежных средств;
справедливость;
эффективность разработки и осуществления фискальной политики, управления как расходами, так и доходами государства.
Государственный бюджет, также как и в Республике Беларусь, принимается и обсуждается парламентом ежегодно наряду с документами, представляющими экономическую и фискальную политику государства на ближайшее время.
Экономика Республики Беларусь имеет социальную направленность, в связи с этим имеются схожие направления бюджетно-налоговой политики с фискальной политикой Швеции. В Беларуси, так же как и в Швеции, общей целью бюджетно-налоговой политики является создание как можно больше богатства. Таким образом, правительство уделяет особое внимание структурной политике, чтобы достичь устойчивого роста и высокого уровня занятости. Рост должен быть устойчивым, что вносит вклад в здоровье и окружающую среду. Он предотвращает создание дисбаланса в экономике. Для этого правительство применяет следующие меры:
• повышение занятости, путем увеличения заработной плат;
• увеличение инвестиций путем создания благоприятного делового климата так, что юридических и физических лиц стали вкладывать свои деньги в экономику страны;
• повышение производительности труда путем создания условий для конкуренции, инноваций и обучения. [21]
Так как Российская Федерация является одним из главных наших партнеров по интеграционным группировкам, несомненно, направления фискальной политики будут весьма похожими. На ближайшие пять лет правительство РФ планирует осуществить следующие мероприятия фискальной политики: