Фискальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Некоторые экономисты утверждают, что фискальная политика подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним.
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. В каждой стране правительство проводит некоторую фискальную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики, ее цели, инструменты и виды
1.2 Эффективность фискальной политики
2 Цели и направления фискальной политики в Республике Беларусь
3 Современные проблемы бюджетно-налогового регулирования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая снижение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

 

                                        AD=C+I+G+Xn.                                                     (1)

 

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое влияние на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (C) и инвестиционных расходов(I) [7, с. 110].

Таким образом, для предотвращения резких колебаний экономической конъюнктуры государство может применять инструменты фискальной политики – изменение налогов и государственных расходов. Увеличение налогов снижает уровень располагаемого дохода, совокупного спроса и выпуска продукции. Рост объема государственных расходов увеличивает совокупный спрос и выпуск продукции.

В бюджетно-налоговой политике принято различать две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от фазы экономического развития национальной экономики. В периоды экономического бума фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживая деловую активность в разумных пределах. В периоды экономического спада государственная фискальная политика имеет расширительный характер, направленный на «подогрев» экономики и постепенный переход от спада к подъему. Между этими двумя направлениями существует третье, которое называется стабилизационной фискальной политикой [10, с. 20].

Политика стабилизации – это действия правительства по регулированию экономики с целью приблизить объем национального продукта к его возможному в данных условиях потенциальному уровню, без значительных «всплесков» инфляции и безработицы. Она является наиболее типичной формой существования фискальной политики, поскольку в наибольшей степени соответствует устойчивому состоянию экономики. Политика стабилизации призвана, с одной стороны, предотвратить «сползание» экономической системы к кризису, для чего необходимо удерживать экономические параметры в определенных пределах, а с другой – улучшить сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

В зависимости от срочности преследуемых целей выделяют долгосрочную (свыше 5 лет), среднесрочную (1-3 года) и краткосрочную, или конъюнктурную, политику (до 1 года) [10, с. 20]. В случае если фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, она может принимать две формы существования – антициклическую и протициклическую. В рамках антициклической политики различают стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговые политики.

Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика (см. приложение В) имеет место в период циклического спада. Она предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов и увеличение трансфертов. Главная ее цель – смягчить грядущий экономический спад и ускорить его преодоление. Осуществление этой цели связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов. Также, эти инструменты можно использовать в качестве средства борьбы одновременно с безработицей и инфляцией [10, с. 20-21].

Сдерживающая (рестрикционная) бюджетно-налоговая политика (см. приложение Г) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов, сокращение трансфертов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. Такие меры позволяют снизить инфляцию спроса в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочной перспективе данная форма фискальной политики может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.

Необходимо учитывать, что проведение антициклической фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае подобная политика превращается в параллельную, или протициклическую, политику, когда действия правительства не ослабевают, а наоборот, усиливают конъюнктурные колебания экономического цикла [10, с. 21]. 

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования [9, с. 21].

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной, а также с изменениями налоговой системы. Государство может оказывать на экономику прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD=C+I+G), являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредованно – через изменение величины потребительских (C) и инвестиционных расходов (I) [6, с. 90].

Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется автоматической или недискреционной фискальной политикой. В результате циклических колебаний совокупного дохода бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенные или автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходные налоги, которые включают все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности [7, с. 113].

Механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение, представим графически (рис.1) [19, с. 83].

    T, G

T

             

 

                Профицит

             G

            Дефицит

 

 

0              Y

Рисунок 1 - Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

 

Наклон ломаной кривой T на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле:

                                                              Y ∙ t = T                                                       (2)

 

Таким образом, при более высоком уровне дохода повышается налоговая ставка, и кривая T становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая T принимает более пологий вид.

По мере производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления также автоматически уменьшаются. Так, подоходный налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики – основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов, и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступления автоматически возрастают – все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается экономический подъем. Автоматически уменьшаются и пособия по безработице. Следовательно, колебания совокупного спроса, как и в случае со спадом, оказываются меньшими. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) – сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом и безработицей, а бюджетные профициты – бороться с перегревом экономики и инфляцией. Экономисты-теоретики положительно оценивают роль автоматической фискальной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала плавному развитию экономики западных стран [19, с. 83-84].

 

 

1.2 Эффективность фискальной политики

Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.

Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения. Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики. Так, по результатам корреляционно-регрессионного анализа данных по 82 странам в государствах с уровнем дохода на душу населения менее 1000 долларов США ‹‹теоретический›› уровень налогового давления должен составлять не более 30% к ВВП.

Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.

Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макроуровне используются следующие показатели:

1)       предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);

2)       эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности показывающий степень оживления доходов);

3)       налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;

4)       уровень централизации финансовых ресурсов. [18, c.291]

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1)       Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска. Наибольшим является значение мультипликатора государственных расходов (закупок).

2)       Отсутствие внешнего лага. Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

3)       Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически. [8, c.109]

Недостатками фискальной политики являются:

1)                 Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2)                 Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, могут усугубить спад.

3)                 Неопределенность. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики исходя их такой оценки может привести к дестабилизации экономики.

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь