Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей сокращения дефицита государственного бюджета.
Задачами исследования является:
- были исследованы сущность и виды бюджетного дефицита;
- проанализированы основные показатели доходов и расходов бюджета ПМР;
- дана оценка бюджетного дефицита ПМР;
- выявлены основные источники финансирования дефицита бюджета ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Виды бюджетного дефицита 14
1.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ 20
2.1 Исполнение доходной части республиканского бюджета за 2006 - 2009 год 20
2.2 Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2006 – 2009 года 39
ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 61
3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения 61
3.2 Основные меры по сокращению дефицита бюджета 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа содержит 1 файл

Дефицит гос.бюджета и источники его финансирования.docx

— 234.95 Кб (Скачать)

    На  образование, науку, культуру, искусство, спорт и средства массовой информации  в 2009 году было направлено 185 661 698 рублей, что на 19,2 % и 26,3 % больше, чем на данные цели соответственно в 2008 и 2007 годах.

    На  обеспечение функционирования государства, то есть на государственное управление и власть, судебную власть и международную  деятельность в 2009 году были направлены средства в сумме 99 600 026 рублей, что на 14,8 % больше расходов 2008 года и на 32,7 % больше расходов на данные цели в 2007 году.

    На  содержание силовых структур и органов  правопорядка в 2009 году было израсходовано  средств в сумме 300 643 904 рубля, что на 17,4 % больше расходов 2008 года и на 19,0 % больше расходов на данные цели в 2007 году.

    В 2009 году расходы республиканского бюджета  на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней (трансферты местным  бюджетам на обеспечение сбалансированности) направлены средства в сумме 126 372 638 рублей, что на 66,0 % больше, чем в 2008 году и в 2,2 раза больше, чем в 2007 году.

    Анализ  исполнения расходов республиканского бюджета за 2007–2009 годы представлен  в Приложении 22.

    Удельный  вес фактических расходов по отдельным  статьям бюджетной классификации  в общих фактических расходах республиканского бюджета за 2009 год составляет:

  - по оплате труда (код 110100) 21,1 %, против 20,9 % по плану;

  - по выплате взносов в бюджет  государственного социального страхования  (код 110200)   3,0 %, против 20,9 % по  плану;

  - по денежной компенсации взамен  продовольственного пайка (код  111055) 0,78 % против 0,75 % по плану;

  - по трансфертам бюджетам других  уровней (код 130300) 6,7 % против 6,6 % по  плану;

  - по пенсиям и  пожизненному  содержанию (код 130510) 2,7 %, против 2,5 % по плану;

  - по стипендиям (код 130550) 0,54 % против 0,53 % по плану;

  - по пенсиям и пособиям, возмещаемым  Пенсионному фонду из бюджета  (код 130610)    5,1 %  против 4,5 % по плану;

  - по денежным компенсациям и  прочим трансфертам населению  (коды 130650 и 130660) 1,9 % против 2,2 % по  плану.

    Исполнение  плана по основным статьям расходов бюджета составляет:

   - по оплате труда (код 110100) –  89,8 % или в сумме 553 176 338 рублей против плана в сумме 615 857 781 рубль;

   - по  взносам в бюджет государственного  социального страхования (код  110200) – 89,5 % или в сумме 77 466 817 рублей против плана в сумме 86 548 898 рублей;

   -  по  денежной компенсации взамен  продовольственного пайка (код  111055) – 91,9 % или в сумме 20 381 848 рублей против плана в сумме 22 175 304 рубля;

   - по трансфертам и другим выплатам  бюджетам других уровней (код  130300) – 88,5 % или в сумме 126 372 638 рублей против плана в сумме 142 784 657 рублей;

   - по пенсиям и  пожизненному  содержанию (код 130510) – 96,5 % или  в сумме 70 134 602 рубля против плана в сумме 72 666 875 рублей;

   - по стипендиям (код 130550) – 90,4 % или в сумме 14 241 795 рублей против плана в сумме 15 759 911 рублей;

   - по индексации вкладов населения  (код 130560) – 75,5 % или в сумме  18 872 556 рублей против плана в сумме 25 000 000 рублей;

   - по пенсиям и пособиям, возмещаемым  Пенсионному фонду из бюджета  (код 130610) – 99,5 % или в сумме  132 959 237 рублей против плана в сумме 133 597 996 рублей;

   - по денежным компенсациям (код  130650) – 75,8 % или в сумме 32 785 409 рублей против плана в сумме 43 224 913 рублей;

   - по прочим трансфертам населению  (код 130660) – 86,9 % или в сумме  17 674 122 рубля против плана в сумме 20 332 573 рубля.        

    Анализ  данных, приведенных выше, показывает, что удельный вес фактических  расходов по статьям, связанным с  денежными выплатами (заработная плата, пенсии, пособия, денежные компенсации, стипендии, выплаты гарантированных  восстановленных вкладов населения, трансферты бюджетам других уровней), в общих фактических расходах республиканского бюджета составляет 34,4 % или 903 358 435 рублей.  

    Рис. 3.3 «Динамика фактических расходов республиканского бюджета по основным направлениям деятельности за 2007 - 2009 годы" 

 
 

    Расходы денежными средствами за отчетный период производились в основном на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, детских компенсаций, стипендий.

    Несмотря  на финансовые трудности и влияние  мирового кризиса за отчетный период за счет средств республиканского бюджета  выплачена заработная плата работникам бюджетной сферы за декабрь 2008 года и январь – ноябрь 2009 года.

 

    ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения

 
 

     В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее  время большинство экономистов  согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так как благодаря Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита. 
Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит является обычным последствием проведения фискальной политики, и ничем более [11, с. 26].

     Обоснованность  каждого данного дефицита зависит  от необходимости регулирования  величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев, сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии, в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованна.

     Казалось  бы, что может быть проще –  сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ.

     Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает  возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения  в стране. Дефицит бюджета, связанный  с действием таких стабилизаторов, называют циклическим.

     Итак, циклический дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. " Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

     При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного  спроса в период спада экономической  активности правительство принимает  специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости  и выпуска. В ходе осуществления  этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих  мест) или снижения налогов правительство  целенаправленно создает дефицит  госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек [15, с. 58].

     Дискреционная политика правительства связана  со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры  госрасходов или ставок налогообложения  предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

     При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки  возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства  правительства.

     Создание  эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

     Степень встроенной стабильности экономики  непосредственно зависит от величин  циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного  спроса. Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений  и увеличением (сокращением) государственных  трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности.

     В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается, и поэтому  налоговые отчисления автоматически  возрастают, а трансфертные платежи  автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный  излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается, и поэтому налоги автоматически  падают, трансферты растут. В итоге  увеличивается циклический бюджетный  дефицит на фоне относительного роста  совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину  спада.

     Даже  в том случае, когда все государственные  расходы упрощенно представлены как неизменная величина, не зависящая  от динамики текущего дохода, степень  встроенной стабильности экономики  оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок.

     В то же время надо отметить, что увеличение степени встроенной стабильности экономики  противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому риску и  к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических  бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. 
Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик. 
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики [11, с. 26].

     Основные  причины бюджетного дефицита, следующие:

  1. Возникновение чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия).
  2. Низкая эффективность общественного производства; высокий удельный вес сбытовых предприятий, в их общем количестве.
  3. Нерациональная структура бюджетных расходов.
  4. Несовершенство налоговой системы.
  5. Некомпетентность руководства государства, его неумение держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
  6. Большие затраты на удержание силовых структур.
  7. Предоставление бесплатной помощи другим государствам.
  8. Невозможность получения долгов от других государств.
  9. Переход от командно-административной экономике к рыночной.
  10. Неудовлетворительная работа государственных служб, в компетенцию которых входит сбор налогов и других отчислений.
  11. Кража денег госбюджета.
  12. Необходимость совершения в особо больших размерах государственных вкладов (инвестиций) в экономику.
  13. Кризис политической системы государства.
  14. Низкая покупательная способность населения.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования