Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей сокращения дефицита государственного бюджета.
Задачами исследования является:
- были исследованы сущность и виды бюджетного дефицита;
- проанализированы основные показатели доходов и расходов бюджета ПМР;
- дана оценка бюджетного дефицита ПМР;
- выявлены основные источники финансирования дефицита бюджета ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Виды бюджетного дефицита 14
1.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ 20
2.1 Исполнение доходной части республиканского бюджета за 2006 - 2009 год 20
2.2 Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2006 – 2009 года 39
ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 61
3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения 61
3.2 Основные меры по сокращению дефицита бюджета 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа содержит 1 файл

Дефицит гос.бюджета и источники его финансирования.docx

— 234.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5

1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5

1.2 Виды бюджетного дефицита 14

1.3    Источники и методы финансирования бюджетного дефицита 16

ГЛАВА II.  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ 20

2.1 Исполнение доходной части  республиканского бюджета за 2006 - 2009 год 20

2.2 Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2006 – 2009 года 39

ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 61

3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения 61

3.2 Основные меры по сокращению дефицита бюджета 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

ПРИЛОЖЕНИЯ 78 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Определяющую  роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

     Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей республике в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени, что и определяет актуальность выбранной темы.

   Предметом исследования является теоретико-методологические и прикладные проблемы, возникающие в процессе формирования доходов и расходов бюджета республики.

   Объектом  исследования является государственный бюджет ПМР за 2006- 2009 года.

     Целью данной работы является определение путей сокращения дефицита государственного бюджета. 

     Задачами  исследования является:

     - были исследованы сущность и  виды бюджетного дефицита;

    - проанализированы  основные показатели доходов  и расходов бюджета     ПМР;

     - дана оценка бюджетного дефицита  ПМР;

    - выявлены  основные источники финансирования  дефицита бюджета ПМР.

  Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых экономистов в области бюджета и бюджетного дефицита. В работе использованы законы ПМР и нормативно-правовые акты ПМР, регулирующие бюджетные правоотношения, материалы, опубликованные в периодических изданиях, а также интернет-ресурсы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

    1. Сущность  бюджетного дефицита и причины его  возникновения
 

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

     Государственный бюджет - неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение.

     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным  финансовым фондам, фондам государственных  предприятий и специальным правительственным  фондам.

   Понятие "бюджет" имеет два толкования:

  • С одной стороны - это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья;
  • С другой стороны - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

     В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления расходов, говорят  о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

     Государственный бюджет, а точнее, дефицит бюджета  может служить своеобразным индикатором  здоровья экономики. При его отсутствии можно говорить об хороших экономических  показателях, достигнутых страной.

     В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита. Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

     Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают  всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

     Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

     Такие дополнительные доходы образуются главным  образом в результате эмиссии  денег, выпуска государственных  ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует  от правительства разработки мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

     Общий объем финансирования дефицита равен  величине дефицита с противоположным  знаком.

     Дефицит = (Заимствование - Погашение  долга) + Уменьшение остатков ликвидных  финансовых средств.

     Отсутствие  положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно  с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным  регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с  целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

     Если  обозначить государственные расходы  буквой G, налоги и прочие сборы - буквой T (Tax), то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

     Однако  чаще всего дефицит отражает кризисные  явления в экономике, ухудшение  показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер со стороны  правительства по стабилизации экономики, реформированию финансово-кредитной  системы, корректировке бюджетной  политики.

     В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом  чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и др.), когда средств  и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

     Таким образом, в конечном итоге дефицит  бюджета является следствием:

     - чрезмерных государственных расходов;

     - ограниченности финансовых возможностей  государства мобилизовать необходимые  доходы (сознательное сокращение  налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);

     - циклических спадов в экономике.

     Вряд  ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для  разных стран и в разные периоды  развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:

     1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае дефицит отражает не  кризисное течение общественных  процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры,  стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства.

     2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупные стихийные бедствия и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам дохода особого  рода.

     3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае  он - явление чрезвычайно тревожное,  требующее принятие не только  срочных и действенных мер  (по стабилизации экономики, финансовому  оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических  решений.

     Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание  объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в  периоды депрессии, когда ВВП  низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в периоды подъема наблюдается  положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования