Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей сокращения дефицита государственного бюджета.
Задачами исследования является:
- были исследованы сущность и виды бюджетного дефицита;
- проанализированы основные показатели доходов и расходов бюджета ПМР;
- дана оценка бюджетного дефицита ПМР;
- выявлены основные источники финансирования дефицита бюджета ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Виды бюджетного дефицита 14
1.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ 20
2.1 Исполнение доходной части республиканского бюджета за 2006 - 2009 год 20
2.2 Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2006 – 2009 года 39
ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 61
3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения 61
3.2 Основные меры по сокращению дефицита бюджета 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа содержит 1 файл

Дефицит гос.бюджета и источники его финансирования.docx

— 234.95 Кб (Скачать)

     3) Предоставление бюджетных средств  только в меру использования  ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам,  с одной стороны, осуществлять  действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

     4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств  осуществляется без условий их  обязательного возврата в госбюджет.

     5) Бесплатность бюджетных ассигнований  означает, что за выделенные бюджетные  средства получатели бюджетных  ассигнований не обязаны платить  государству какие-либо средства  в виде процентов, части доходов  и т.п.

     В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

     1) сметное финансирование;

     2) программное финансирование;

     3) финансирование на покрытие части  издержек, возмещение которых не  обеспечивается за счет цены  продукции (услуги);

     4) финансирование капиталовложений.

     Наибольшее  распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение  при финансировании государством сферы  образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального  обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются  применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются  на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая  определяется применительно к каждому  бюджетному учреждению в зависимости  от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных  операций и т.п.

     Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а  является подтверждением необходимости  финансирования тех расходов, которые  в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий  объем расходов.

     Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при  финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом  общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям - Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

     Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных  учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти  учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут  быть установлены на уровне, позволяющем  возмещать все затраты. Поэтому  государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а  в объеме тех средств, которых  недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов  и затрат, возникающих на конец  текущего финансового года.

     Финансирование  капиталовложений - это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое  перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного  назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в  различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный  перечень строек, утвержденных Правительством ПМР. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

     Для открытия финансирования на безвозвратной  основе государственные заказчики  предоставляют Министерству финансов ПМР выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином ПМР путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ

2.1 Исполнение доходной  части республиканского бюджета за 2006 - 2009 год

 

  За  2006 год в доход республиканского бюджета поступило средств на сумму 1 384 704 269 руб., в том числе:

  - налоговыми  платежами – 414 852 377 руб. или 29,96%;

  - неналоговыми платежами – 22 166 582 руб. или 1,6%;

  - безвозмездные перечисления (трансферты) – 3 486 854 руб. или 0,25%;

  - доходы целевых бюджетных фондов – 54 329 207 руб. или 3,92%;

 - поступления от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности – 232 420 579 руб. или 16,78%;

  - доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности – 50 054 460 руб. или 3,61%;

  - поступление средств по Государственным  казначейским обязательствам (доходы  от реализации Государственных  ценных бумаг) – 92 275 221 руб. или 6,66%;

  - финансовая помощь – 515 118 990 руб. или 37,2%.

  При плановых показателях доходной части  республиканского бюджета в сумме 1 576 389 013 руб. (с учетом сумм финансовой помощи) фактическое поступление доходов составило 1 384 704 269 руб. или 87,84%. 

  В разрезе основных видов налоговых  и неналоговых доходов информация представлена в Приложении 1, в разрезе статей доходов – в Приложении 2.

  Денежными средствами поступило 805 215 936 руб. или 92,6% от общей суммы поступлений за 2006 год; с учетом финансовой помощи – 1 320 334 926 руб. или 95,35% от общей суммы доходов республиканского бюджета (Приложение 3).

  Проведено взаимных денежных зачетов и зачтено  платежей в натуральной форме  на сумму 64 369 343 руб., что составляет 7,4% от общей суммы доходов республиканского бюджета (без учета сумм оказанной ПМР финансовой помощи), в том числе денежными взаимозачетами – 64 047 508 руб. или 7,36%, в натуральной форме – 321 835 руб. или 0,04%. Сумма платежей, поступившая в доход республиканского бюджета в форме денежных взаимозачетов и в натуральной форме, составила 6,1% от запланированных на 2006 год сумм поступлений в республиканский бюджет (за исключением средств по Государственным казначейским обязательствам на сумму 92 433 392 руб.), что не превысило установленный статьей 21 Закона ПМР «О республиканском бюджете на 2006 год» предельный объем проведения взаимных денежных зачетов по доходам и расходам республиканского бюджета, в том числе зачетов налоговых и иных платежей в бюджет в натуральной форме и расчетов векселями, в размере 10%.

     Сумма доходов республиканского бюджета  за 2006 год составила 75,74% от общего запланированного объема поступлений (без сумм финансовой помощи) (Приложение 4), в том числе по основным видам налоговых и неналоговых доходов, безвозмездным перечислениям и доходам целевых бюджетных фондов – 76%.

     Фактическое поступление платежей в республиканский бюджет за 2006 год (без сумм финансовой помощи) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило – 99,23%.

     Удельный  вес основных налоговых и неналоговых  платежей, формирующих доходную часть  бюджета, в общей сумме поступлений  республиканского бюджета с учетом безвозмездных перечислений и доходов  целевых бюджетных фондов, характеризуется  следующими показателями:

    - налог  на доходы организаций по отрасли  (подотрасли, виду деятельности) –  36,1%, при плане – 46,5%;

    - отчисления  от налога на доходы организаций  – 11,4%, при плане – 11,5%;

    - подоходный  налог с физических лиц –  5,4%, при плане – 4%;

    - акциз  на продукцию, производимую на  территории ПМР – 4,2%, при плане  – 4,7%;

    - акцизные  сборы на продукцию, импортируемую  на территорию ПМР – 6,4%, при  плане – 5,7%;

    - лицензионные  и регистрационные сборы –  0,2%, при плане – 0,05%;

    - платежи  за пользование природными ресурсами  – 2,2%, при плане – 4,3%;

    в том числе:

    - земельный  налог – 0,7%, при плане –  2%,

    - отчисления  от фиксированного сельскохозяйственного  налога – 0,1%, при плане –  0,2%;

    - налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции – 17,1%, при плане –  8,7%,

    в том числе:

    - ввозные  таможенные пошлины – 17,1%, при  плане – 8,7%,

    - прочие  налоги, пошлины и сборы – 0,9%, при плане – 0,6%,

    в том  числе:

    - государственная  пошлина – 0,9%, при плане –  0,6%;

    - доходы  от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности  – 1,8%, при плане – 1,2%;

    - административные  платежи и сборы – 1,4%, при  плане – 0,1%;

    - штрафные  санкции, возмещение ущерба –  0,9%, при плане – 2%;

    - доходы  от внешнеэкономической деятельности  – 0,15%, при плане – 0,4%,

    - доходы  Республиканского дорожного фонда  ПМР – 4,1%, при плане – 4,1%,

    в том числе:

    - отчисления  от налога на доходы организаций  в Дорожный фонд – 2,9%, при  плане – 3,3%;

    - доходы  Республиканского целевого бюджетного  экологического фонда ПМР –  0,4%, при  плане – 0,4%;

    - фонд  Государственного таможенного комитета  ПМР – 6,5%, при плане – 5,5%.

     Информация  о доходах специальных бюджетных  счетов (фондов) за 2006 год представлена в Приложении 5.

  Сложившаяся ситуация, вызванная экономической  блокадой ПМР со стороны Республики Молдова и Украины в связи со вступлением в силу Протокольного решения указанных республик о новых таможенных правилах, в результате которой экономические агенты ПМР были лишены возможности осуществления внешнеторговых операций, оказала влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов и их способность своевременно исполнять налоговые обязательства, что явилось следствием значительного недопоступления доходов в республиканский бюджет и бюджеты городов и районов в 2008 году. 

   За 2007 год в доход республиканского бюджета поступило средств на сумму 815 123 022 руб. (без учета доходов Стабилизационного фонда ПМР и поступлений средств в виде гуманитарной помощи), в том числе:

  - налоговые платежи – 506 549 279 руб. или 62,14%;

  - неналоговые платежи – 22 297 724 руб. или 2,74%;

  - безвозмездные перечисления (трансферты) – 3 525 957 руб. или 0,43%;

  - доходы целевых бюджетных фондов – 69 699 245 руб. или 8,55%;

  - поступления от приватизации  объектов государственной и муниципальной  собственности – 84 784 369 руб. или 10,4%;

  - доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности – 70 370 810 руб. или 8,63%;

  - поступление средств по Государственным  казначейским обязательствам (доходы  от реализации Государственных  ценных бумаг) – 57 895 638 руб. или 7,1%.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования