Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей сокращения дефицита государственного бюджета.
Задачами исследования является:
- были исследованы сущность и виды бюджетного дефицита;
- проанализированы основные показатели доходов и расходов бюджета ПМР;
- дана оценка бюджетного дефицита ПМР;
- выявлены основные источники финансирования дефицита бюджета ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Виды бюджетного дефицита 14
1.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ 20
2.1 Исполнение доходной части республиканского бюджета за 2006 - 2009 год 20
2.2 Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2006 – 2009 года 39
ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 61
3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения 61
3.2 Основные меры по сокращению дефицита бюджета 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа содержит 1 файл

Дефицит гос.бюджета и источники его финансирования.docx

— 234.95 Кб (Скачать)
 

   Из  приведенных данных следует, что в 2008 году расходы республиканского бюджета по сравнению с 2007 г. увеличились на 0,7 %.

    Структура фактических расходов республиканского бюджета по основным направлениям за 2007 и 2008 года представлена следующей  диаграммой: 

    Рис. 3.1 «Структура фактических расходов республиканского бюджета по основным направлениям деятельности за 2007-2008 года»  

 

   Рассматривая  представленную  диаграмму видно, что наибольший удельный вес в  структуре фактических расходов республиканского бюджета как в 2007 году так и в 2008 году занимают расходы на финансирование социальных отраслей (около 45 %), а именно здравоохранение, образование, наука, культура, социальная политика и Фонд охраны материнства и детства ПМР.

    Динамика  фактических расходов республиканского бюджета по основным направлениям деятельности за 2007 - 2008 годы представлена следующей  диаграммой, рис. 3.2:  
 
 
 
 

    Рис. 3.2 « Динамика фактических расходов республиканского бюджета по основным  направлениям деятельности за 2007-2008 года» 

 

 
 
 

    Рассматривая  представленную диаграмму видно, что  основные расходы республиканского бюджета направлены на социальные отрасли:  в 2007 году – 526,3 млн.руб.; в 2008 году – 587,9млн.руб.

    Удельный  вес фактических расходов по отдельным  статьям бюджетной классификации  в общих фактических расходах республиканского бюджета за  2008 год  составляет:

    - по оплате труда с учетом  взносов в бюджет государственного  социального страхования (коды 110100 и 110200) 45,0 %, против 39,3 % по плану;

    - по денежной компенсации взамен  продовольственного пайка (код  111055) 1,4 % против 1,2 % по плану;

    - по трансфертам бюджетам других  уровней (код 130300) 8,2 % против 6,9 % по  плану;

    - по пенсиям и  пожизненному  содержанию (код 130510) 4,7 %, против 4,0 % по плану;

    - по стипендиям (код 130550) 0,9 %, что  соответствует плановому показателю;

    - по трансфертам на выплату  гарантированных восстановленных  сбережений вкладов (код 130560) 0,5 % против 0,4 % по плану;

    - по пенсиям и пособиям, возмещаемым  Пенсионному фонду из бюджета  (код 130610) 7,9%  против 6,8 % по плану;

    - по денежным компенсациям (код  130650) 2,3 % против 2,4 % по плану;

    - по прочим трансфертам населению  (код 130660) 1,1 %, что соответствует  плановому показателю.

      Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета  по статьям экономической классификации  за 2007-2008 годы приведен в следующей  таблице 3.5: 

Таблица 3.5

Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета по статьям  экономической классификации  за 2007-2008 года 

               
код

статьи

2007 год % исп. плана 2008 год % исп. плана Отношение факта  2008г. 

к факту 2007г.

       
план факт план факт
       
100 000 2 243 718 370 1 117 664 433 49,8 1 388 791 930 1 210 319 250 87,1 108,3
110 100 459 463 778 453 212 912 98,6 527 514 523 507 750 576 96,3 112,0
110 200 67 754 687 65 370 582 96,5 77 259 265 73 220 363 94,8 112,0
110 300 104 419 770 91 167 727 87,3 154 767 521 121 716 291 79,0 133,5
110 310 21 172 374 15 327 824 72,4 28 334 223 22 169 838 78,2 144,6
110 320 11 218 426 11 034 274 98,4 15 851 854 12 679 140 80,0 114,9
110 330 41 595 116 40 240 739 96,7 57 229 579 46 859 984 81,9 116,4
110 340 3 316 794 2 474 494 74,6 2 608 603 623 153 23,9 25,2
110 350 22 868 068 19 295 145 84,4 36 550 199 28 847 382 78,9 149,5
110 360 4 248 992 2 795 251 65,8 14 193 063 10 536 794 74,2 377,0
110 400 10 019 381 9 359 780 93,4 14 321 609 12 049 592 84,1 128,7
110 410 596 779 385 471 64,6 904 407 350 726 38,8 91,0
110 420 9 422 602 8 974 309 95,2 13 417 202 11 698 866 87,2 130,4
110 500 70 915 41 360 58,3 144 399 91 120 63,1 220,3
110 600 3 161 175 3 085 381 97,6 10 308 167 7 179 988 69,7 232,7
          Продолжение табл. 3.5
110 700 19 945 453 11 838 905 59,4 83 746 454 18 327 576 21,9 154,8
110 710 656 110 403 017 61,4 2 282 033 1 056 577 46,3 262,2
110 720 1 671 713 1 367 107 81,8 32 980 549 4 336 823 13,1 317,2
110 730 1 505 124 757 196 50,3 25 681 062 2 749 538 10,7 363,1
110 740 854 135 643 591 75,4 6 276 120 3 205 430 51,1 498,1
110 750 171 002 129 011 75,4 707 716 439 422 62,1 340,6
110 760 929 178 797 237 85,8 1 542 951 1 053 889 68,3 132,2
110 770 13 635 283 7 383 801 54,2 6 995 533 3 764 767 53,8 51,0
110 780 522 908 357 945 68,5 7 280 490 1 721 130 23,6 480,8
110 800 700 000 690 591 98,7 700 000 673 156 96,2 97,5
110 900 22 651 22 349 98,7       0,0
111 000 211 545 962 155 141 404 73,3 120 453 803 92 279 259 76,6 59,5
111 010 747 648 625 526 83,7 806 512 532 054 66,0 85,1
111 020 458 349 254 330 55,5 2 434 246 1 152 945 47,4 453,3
111 030 1 651 996 920 969 55,7 6 224 079 4 252 695 68,3 461,8
111 040 208 687 969 153 340 579 73,5 110 988 966 86 341 565 77,8 56,3
111 041 298 347 8 713 2,9 560 715 407 595 72,7 4678,0
111 042 701 744 601 243 85,7 2 767 512 1 952 879 70,6 324,8
111 043 223 776 221 466 99,0 463 236 73 854 15,9 33,3
111 044 448 995 336 617 75,0 958 453 644 572 67,3 191,5
111 045 1 166 773 1 091 315 93,5 3 041 975 2 495 406 82,0 228,7
111 046 1 923 302 1 875 526 97,5 2 859 182 2 613 551 91,4 139,4
111 047 27 080 5 567 20,6 107 788 38 991 36,2 700,4
111 048 569 569 100,0 7 839 3 839 49,0 674,7
111 049 1 796 790 916 891 51,0 2 997 531 1 014 268 33,8 110,6
      111 050 260 090 216 025 83,1 610 571 476 291 78,0 220,5
111 051 19 618 16 890 86,1 395 760 350 273 88,5 2073,8
111 052 226 524 226 524 100,0 226 524 226 524 100,0 100,0
111 053 509 413 305 019 59,9 509 097 437 317 85,9 143,4
111 054 3 234 526 1 240 485 38,4 2 919 509 946 395 32,4 76,3
111 055 19 452 362 18 977 996 97,6 18 616 559 17 696 635 95,1 93,2
111 056 13 472 13 472 100,0 34 526 24 683 71,5 183,2
111 057 377 253 345 987 91,7 249 642 48 234 19,3 13,9
111 070 178 007 335 126 940 274 71,3 73 662 547 56 890 258 77,2 44,8
      130 000 1 366 614 598 327 733 442 24,0 399 576 189 377 031 329 94,4 115,0
      130 100 1 016 391 430 1 386 817 0,1 7 064 765 4 444 998 62,9 320,5
130 110 1 015 000 000 0 0,0 685 800 0 0,0  
130 120 1 309 600 1 305 025 99,7 6 297 135 4 441 848 70,5 340,4
130 140 81 830 81 792 100,0 81 830 3 150 3,8 3,9
      130 200 33 533 129 31 380 169 93,6 45 586 493 41 305 969 90,6 131,6
130 220 28 111 300 26 413 398 94,0 38 342 813 36 229 509 94,5 137,2
130 250 27 908 27 908 100,0 62 967 43 834 69,6 157,1
130 260 1 835 404 1 772 965 96,6 1 846 065 549 832 29,8 31,0
130 270 138 365 24 725 17,9 138 365 35 275 25,5 142,7
130 280 3 420 152 3 141 173 91,8 5 196 283 4 447 519 85,6 141,6
      130 300 105 907 557 89 047 603 84,1 105 437 111 105 239 717 99,8 118,2
      130 400 453 593 410 896 90,6 679 611 434 868 64,0 105,8
130 410 453 593 410 896 90,6 679 611 434 868 64,0 105,8
      130 500 210 328 889 205 507 957 97,7 240 808 209 225 605 777 93,7 109,8
130 510 56 037 344 55 889 689 99,7 61 199 014 60 901 871 99,5 109,0
130 530 864 000 597 609 69,2 943 800 747 106 79,2 125,0
130 550 7 120 923 6 715 959 94,3 13 234 483 11 992 636 90,6 178,6
          Окончание табл. 3.5
130 560 6 000 000 6 000 000 100,0 6 650 000 6 650 000 100,0 110,8
130 570 25 000 0 0,0 65 000 0 0,0 0,0
130 580 138 409 125 381 90,6 146 265 133 049 91,0 106,1
130 610 97 565 899 97 527 728 100,0 104 570 239 101 993 124 97,5 104,6
130 630 496 800 495 279 99,7 400 000 99 763 24,9 20,1
130 640 412 633 158 841 38,5 416 250 94 402 22,7 59,4
130 650 34 062 231 30 679 086 90,1 36 299 860 29 208 056 80,5 95,2
130 660 7 605 650 7 318 385 96,2 16 883 298 13 785 770 81,7 188,4
200 000 36 736 199 21 446 247 58,4 101 129 504 56 839 045 56,2 265,0
240 000 19 097 392 12 705 533 66,5 49 849 925 36 436 304 73,1 286,8
240 100 7 991 120 5 704 730 71,4 18 649 060 13 222 183 70,9 231,8
240 110       36 743 0 0,0 0,0
240 120 7 991 120 5 704 730 71,4 18 612 317 13 222 183 71,0 231,8
240 200 6 859 235 3 293 118 48,0 21 566 726 16 409 100 76,1 498,3
240 210 1 056 600 927 932 87,8 5 029 497 3 470 733 69,0 374,0
240 230 3 063 000 2 068 271 67,5 6 819 400 4 369 188 64,1 211,2
240 240 35 635 35 635 100,0 6 685 950 6 391 987 95,6 17937,4
240 250 890 000 261 280 29,4 3 031 879 2 177 192 71,8 833,3
240 260 1 814 000 0 0,0 0 0    
240 300 4 247 037 3 707 685 87,3 9 634 139 6 805 021 70,6 183,5
240 310 105 087 38 319 36,5 130 500 11 825 9,1  
240 330 655 535 517 049 78,9 2 642 778 1 510 778 57,2 292,2
240 340 3 349 349 3 015 251 90,0 6 699 224 5 265 148 78,6 174,6
240 350       158 072 17 270 10,9  
240 360 137 066 137 066 100,0 3 565 0 0,0 0,0
250 000       122 470 0 0,0  
270 000 179 130 179 130 100,0 179 130 0 0,0 0,0
270 100 179 130 179 130 100,0 179 130 0 0,0 0,0
270 120 179 130 179 130 100,0 179 130   0,0 0,0
290 000 17 459 677 8 561 584 49,0 50 977 979 20 402 741 40,0 238,3
300 000 0 3 500 000   46 977 444 22 120 298 47,1 632,0
310 000 0 3 500 000   46 977 444 22 120 298 47,1 632,0
310 100 0 3 500 000   0     0,0
310 400       46 977 444 22 120 298 47,1  
400 000 54 594 647 58 316 066 106,8 799 974 799 887 100,0 1,4
420 000 54 594 647 58 316 066 106,8 799 974 799 887 100,0 1,4
420 100 13 664 611 12 213 147 89,4 799 974 799 887 100,0 6,5
420 200 40 930 036 46 102 919 112,6       0,0
ИТОГО  РАСХОДОВ: 2 335 049 216 1 200 926 746 51,4 1 537 698 852 1 290 078 480 83,9 107,4
 
 
 
 

   Отличительной особенностью бюджета 2009 года является то, что в соответствии с нормой Закона Приднестровской Молдавской Республики «О бюджетной системе Приднестровской Молдавской Республики» в действующей редакции расходы республиканского бюджета утверждены и исполняются не только в разрезе статей экономической классификации, но и в разрезе целевых статей и видам расходов.

    Из  Приложения 21 следует, что фактические расходы республиканского бюджета за  2009 год составили 2 625 382 320 рублей без учета средств в сумме 552 930 рублей, сложившихся из:

    а) 78 388 рублей, образовавшейся в результате того, что в состав доходов по специальному бюджетному счету включена ошибочно списанная и затем восстановленная сумма, а именно 27 мая 2009 года было ошибочно отправлено платежное поручение № 1954 на сумму 78 388 рублей со счета № 2187000011500000 (специальный расходный бюджетный счет Министерства финансов) на счет № 2187000042030118 (специальный расходный счет Министерства просвещения - театр), а следовало перечислить данную сумму на счет № 2187000041930118 (специальный расходный бюджетный счет Министерства просвещения - киновидеоцентр). В целях исправления допущенной ошибки Министерство просвещения платежным поручением от 1 июня 2009 года № 1 возвратило данную сумму на специальный расходный бюджетный счет Министерства финансов          № 2187000011500000 с дальнейшим перечислением на счет № 2187000041930118, что повлекло увеличение доходов и кассовых расходов на выше названную сумму;

    б) 474 542,92 рубля, сложившейся в результате возврата неиспользованной по состоянию на 1 января 2010 года гуманитарной помощи Российской Федерации, полученной в 2009 году. Возврат данных средств осуществлен согласно Указанию Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 21 декабря 2009 года № 8/30-39-202.

    Росписью  республиканского бюджета плановые ассигнования бюджета на 2009 год с учетом средств поступившей гуманитарной помощи Российской Федерации сложились в сумме 2 946 963 254 рубля, исполнение же за данный период составляет 2 625 382 320 рублей, или 89,1 % от плана, по сравнению с 2008 годом фактический объем расходов республиканского бюджета увеличился более чем в 2 раза (на 1 335 303 840 рублей (2 625 382 320 – 1 290 078 480)).

    Исполнение  республиканского бюджета за 2009 год  по разделам бюджетной классификации характеризуется следующим образом, таблица 3.6:

    Таблица 3.6

    Исполнение  республиканского бюджета  за 2009 год по разделам бюджетной классификации

НАИМЕНОВАНИЕ утвержденный  план уточненный  план                             (с учетом перераспределений) факт % испол-нения  (гр.6/  гр.4)* 100
Сумма, Уд.вес  к общим расход Сумма, Уд.вес  к общим расход Сумма, Уд.вес  к общим расход
руб. руб. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 109 374 038 3,71 110 530 462 3,75 84 171 342 3,21 76,2
ОРГАНЫ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 18 249 212 0,62 18 292 367 0,62     13 430 800 0,51 73,4
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4 021 104 0,14 4 021 104 0,14       1 997 884 0,08 49,7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБОРОНА 108 775 487 3,69 109 442 485 3,71     92 151 581 3,51 84,2
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕ-ЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 245 916 686 8,34 246 826 886 8,38   208 492 323 7,94 84,5
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧ. ПРОГРЕССУ 14 902 391 0,51 14 902 391 0,51 11 980 258 0,46 80,4
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО 207 791 0,01   207 791 0,01     207 791 0,01 100,0
СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО 13 890 453 0,47 13 890 453 0,47      12 887 503 0,49 92,8
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 7 603 620 0,26   7 603 620 0,26    7 210 804 0,27 94,8
          Окончание табл. 3.6
ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА 18 287 893 0,62 18 287 893 0,62   18 005 308 0,69 98,5
ОБРАЗОВАНИЕ 161 931 884 5,49 162 282 649 5,51    141 086 971 5,37 86,9
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, КИНЕМАТОГРАФИЯ 11 316 828 0,38 12 227 125 0,41    10 600 874 0,40 86,7
СРЕДСТВА  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 25 792 717 0,88 25 807 717 0,88     21 993 595 0,84 85,2
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 281 423 387 9,55 281 639 199 9,56    246 731 540 9,40 87,6
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 305 177 943 10,36 305 387 798 10,36    281 758 322 10,73 92,3
ПОПОЛНЕНИЕ  ГОСУД.  РЕЗЕРВОВ 33 565 182 1,14    33 565 182 1,14    24 282 738 0,92 72,4
ФИН.ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ   УРОВНЕЙ 142 804 437 4,85 143 305 295 4,86   126 372 638 4,81 88,2
КАПИТАЛЬН. ВЛОЖЕНИЯ 29 160 773 0,99 29 160 773 0,99     18 618 969 0,71 63,9
ПРОЧИЕ  РАСХОДЫ 1 306 855 097 44,35 1 301 868 233 44,18 1 215 252 424 46,29 93,4
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖ. ФОНДЫ 107 706 331 3,65 107 713 831 3,66    88 148 655 3,36 81,8
ИТОГО: 2 946 963 254 100,0 2 946 963 254 100,0 2 625 382 320 100,0 89,1
 

    Исходя  из показателей исполнения республиканского бюджета за 2009 год, приведенных выше, следует, что фактическое финансирование по основным разделам функциональной классификации расходов осуществлялось достаточно равномерно.  

    Рис. 3.2 «Структура фактических расходов республиканского бюджета

    по  основным направлениям деятельности за 2007 - 2009 годы» 

      
 

    Рассматривая  представленную диаграмму, рис. 3.2 видно, что наибольший удельный вес в структуре фактических расходов республиканского бюджета в 2007 и 2008 годах занимали расходы на финансирование социальных отраслей (около 45 %), а именно здравоохранение, образование, наука, культура, социальная политика и Фонд охраны материнства и детства Приднестровской Молдавской Республики.

    В 2009 году большая доля расходов в структуре фактических расходов республиканского бюджета приходится на прочие расходы (около 46 %), что объясняется финансированием государственных программ в рамках проведения антикризисных мероприятий, направленных на минимизацию влияния мирового экономического кризиса на экономику ПМР.

    При этом, следует отметить, что на протяжении последних трех лет наблюдается тенденция роста расходов республиканского бюджета на финансирование социальных отраслей, а именно здравоохранение, образование, наука, культура, социальная политика и Фонд охраны материнства и детства Приднестровской Молдавской Республики, в стоимостном выражении.

    Анализируя  динамику расходов республиканского бюджета  по основным направлениям деятельности за период 2007–2009 годов прослеживается тенденция ежегодного роста расходов. Рост расходов республиканского бюджета объясняется в первую очередь продолжающимися в республике инфляционными процессами, а также необходимостью повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, других социальных выплат.

    Так, в 2009 году на здравоохранение было израсходовано 246 731 540 рублей бюджетных средств, что на 14,5 % больше, чем в 2008 году и на 30,5 % больше, чем в 2007 году.

    На  решение вопросов социальной политики (с учетом расходов, направляемых в  Фонд охраны материнства и детства  и государственных программ в области здравоохранения и просвещения) на 2009 год было израсходовано 310 092 529 рублей бюджетных средств, что на 30,6 % и 43,6 % больше, чем на данные цели соответственно в 2008 и 2007 годах.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования