Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей сокращения дефицита государственного бюджета.
Задачами исследования является:
- были исследованы сущность и виды бюджетного дефицита;
- проанализированы основные показатели доходов и расходов бюджета ПМР;
- дана оценка бюджетного дефицита ПМР;
- выявлены основные источники финансирования дефицита бюджета ПМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Виды бюджетного дефицита 14
1.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПМР В РАЗРЕЗЕ ПО ГОДАМ 20
2.1 Исполнение доходной части республиканского бюджета за 2006 - 2009 год 20
2.2 Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2006 – 2009 года 39
ГЛАВА III. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 61
3.1 Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения 61
3.2 Основные меры по сокращению дефицита бюджета 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа содержит 1 файл

Дефицит гос.бюджета и источники его финансирования.docx

— 234.95 Кб (Скачать)

     Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

     С начала XX в. общие государственные  расходы по отношению к ВВП  во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные  решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

     Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько  позиций, сколько и вариантов  составления бюджета:

  1. с отрицательным сальдо (дефицитом);
  2. с положительным сальдо (профицитом);
  3. либо сбалансированным.

     Проблема  дефицита, как характерная черта  социалистической экономики, широко изучалась  в 20-е годы прошлого столетия. Исследованием  дефицита в плановом хозяйстве занимались такие видные российские экономисты, как Б.Д. Бруцкус, Л.Н. Крицман, Н. Д. Кондратьев, В.В. Новожилов и другие.

     До  сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. В настоящее  время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли это  влияние отрицательным или положительным.

  1. Согласно монетаристской теории, которой придерживался американский экономист Милтон Фридман, бюджетный дефицит - негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета - это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных обслуживать долги и возвращать займы другим странам, в случае если покрытие дефицита осуществляется при помощи последних.
  2. Кейнсианская теория - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933, когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важнейшим источником инвестиций, когда другие их источники отсутствуют или незначительны. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс, а среди сторонников стоит отметить американцев А Хансена, Г. Маултона, С. Хорриса. В 1940 году Кейнс, ссылаясь на опыт Германии и Великобритании, заявил, что с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики. Таким образом, концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов подразумевает следующее:

     -для  состояния НЭ дефицит государственного бюджета не является деструктивным, т.к. все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

     -дефицит  бюджета означает увеличение  доходов хозяйствующих субъектов  и населения, что стимулирует  рост покупательной способности,  производительности труда и расширение  национального производства. Это  в свою очередь приводить к  росту налоговых поступлений.

    3) Эклектическая теория - основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие экономисты (их еще называют экономистами неоклассического направления), возглавляемые Робертом Барро из Гарварда, считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Роберт Барро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.

     Существуют  много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

     - увеличение государственных расходов  на социальное обеспечение и  здравоохранение (например, в странах,  где возрастает доля пожилого  населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой); увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

     - увеличение государственных расходов  в военное время или в связи  с социальными конфликтами;

     - увеличение расходов, связанных  с развитием рыночной инфраструктуры  в условиях трансформационной  экономики;

     - увеличение расходов на приоритетное  развитие отраслей хозяйства,  реструктуризацию экономики;

     - сокращение налогов в целях  стимулирования экономического  развития;

     - уменьшение доходов в связи  с ухудшением показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических агентов;

     - сокращение доходов из-за их  низкой собираемости и др. Заметим,  что большинство из перечисленных  факторов.

     Заметим, что большинство из перечисленных  факторов, вызывающих увеличение государственных  расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных  источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только, отдельные  из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга.

     По  этому поводу следует заметить, что  в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая  общий размер превышения расходов над  доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли они вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.

     Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный  дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы  будут ежегодно иметь место (без  соответствующей корректировки  доходов), придется признать и последствия  вызванного ими бюджетного дефицита - наращивание государственного долга  и инфляция.

     Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят  производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается  с целью финансирования текущих  затрат, субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Виды  бюджетного дефицита

 
 

 В мировой  практике различают следующие  виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

  "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления [18, с. 74].

  1. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

    Циклический дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита и  структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры  бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

  1. Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
  2. Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
  3. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

     Квазифискальные операции включают, например, следующие:

     1) финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

     2) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях  экономических реформ от ЦБ, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

     3) отдельные операции, связанные с  государственным долгом, а также  финансирование ЦБ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

1.3    Источники и методы  финансирования бюджетного  дефицита

 

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования, которое  представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного  денежного фонда государства  на финансирование расходов, предусмотренных  бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных  средств.

     Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

     1) Получение максимального эффекта  при минимуме затрат. Бюджетные  средства могут и должны предоставляться  при условии, что эффект от  их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться  двояким образом. Во-первых, в  решении максимального количества  задач социально-экономического  развития страны при заданном  объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет  денежных средств за счет роста  доходов получателей бюджетных  ассигнований.

     2) Целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Он обеспечивается  за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования