Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетное регулирование 34.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ экономической  структуры бюджета 2003 и 2004 гг. представлен  в табл. 9.

Таблица 9

Экономическая структура расходов федерального бюджета на 2004 г. по сравнению  с 2003 г.

 

Экономические статьи

Сумма, млрд. руб.

Доля в расходах, %

Темпы роста, раз

 

I. Текущие расходы

2 463,4

2 182,0

92,6

93,1

1,1

 

1. Закупки товаров и  оплата услуг

1 108,4

947,0

41,7

40,3

1,2

 

из них

           

- оплата труда

435,1

362,3

16,4

15,4

1,2

 

- начисления на фонд  оплаты труда

71,4

56,9

2,7

2,4

1,3

 

- медикаменты, перевязочные  средства и прочие лечебные  расходы

14,1

12,5

0,5

0,5

1,1

 

- продукты питания

34,6

32,1

1,3

1,4

1,1

 

- оплата ГСМ

27,7

26,1

1,0

1,1

1,1

 

- транспортные услуги

27,1

20,3

1,0

0,9

1,3

 

- оплата услуг связи

11,3

7,2

0,4

0,3

1,6

 

2. Выплата процентов по  государственному долгу

287,6

276,7

10,8

11,1

1,0

 

3. Субсидии, субвенции и  текущие трансферты

1 067,4

966,6

40,1

41,1

1,1

 

II. Капитальные расходы

216,5

192,7

8,2

8,1

1,1

 

1. Капитальные вложения  в основные фонды

172,6

162,8

6,5

6,9

1,1

 

2. Создание государственных  запасов, резервов

15,2

17,5

0,6

0,7

0,9

 

3. Капитальные трансферты

28,4

12,2

1,1

0,5

2,3

 

III. Предоставление бюджетных  кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения

20,5

29,1

0,8

1,2

0,7

 

Итого

2 659,4

2,345,6

100,0

100,0

1,1

 
             

Удельный вес расходов федерального бюджета на государственное управление в 2004 г. в общих расходах федерального бюджета составляет 2,89% против 2,9% в 2002 г. и 2,8% в 2003 г. при стабильной численности  работников федеральных органов  исполнительной власти за эти годы (табл. 10).

Таблица 10

Темпы роста расходов по разделу "Государственное  управление и местное самоуправление"

 

2001

2002

2002 к 2001 (в %)

2003

2003 к 2002 (в %)

2004

2004 к 2003 (в %)

 

40,7

56,7

39,3

66,5

17,3

76,9

15,6

 
               

Соотношение расходов федерального бюджета  на государственное управление к  объему внутреннего валового продукта в 2004 г. составит 0,5% против 0,52% в 2002 г. и 0,51% в 2003 г.

Общая утвержденная численность работников федеральных органов государственной  власти, принятая к финансовому обеспечению  по разделу "Государственное управление и местное самоуправление", по состоянию на 1 января 2003 г. равна 337,8 тыс. человек, в том числе 68,4% численность  налоговых и финансовых органов (231,2 тыс. чел).

Расходы на денежное содержание работников федеральных органов исполнительной власти определены исходя из утвержденных указами Президента РФ и постановлением Правительства РФ условий оплаты труда, предельной численности и  фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов и территориальных  органов. Денежное содержание работника  центрального аппарата федеральных  органов исполнительной власти в  месяц в среднем составляет: 2002 г. 6 899 руб., 2003 г. 7 235 руб., 2004 г. 7 816 руб., работника  территориальных органов соответственно 5 350, 6 698, 7 236 руб.

В целом объем расходов федерального бюджета на 2004 г. увеличен на 10 370,7 млн. руб., или на 15,6% по сравнению с  расходами на 2003 г.

Из общей суммы увеличения расходов по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" рост за счет передачи ассигнований из других разделов (раздел 07 "Промышленность, энергетика и строительство", разд. 08 "Сельское хозяйство и рыболовство", разд. 15 "Культура, искусство и  кинематография", разд. 16 "Средства массовой информации") составляет 498,2 млн. руб.

Повышение эффективности судебной системы является основной целью  государственной политики Российской Федерации в сфере судебной власти. В целях повышения ее эффективности  и исходя из Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию на 2004 г. и  Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 гг. при формировании расходов на содержание судебной системы в 2004 г. продолжена линия на создание условий для  финансового обеспечения самостоятельности  и независимости судебной системы. При этом главными требованиями являются улучшение материальной обеспеченности судей, материально-технической базы судов и увеличение численности  судей и работников аппаратов  федеральных судов.

Объем ассигнований по разд. 02 "Судебная власть" предусмотрен в размере 33 250,8 млн. руб. с увеличением по сравнению  с утвержденным бюджетом на 2003 г. на 30,5% (7 768,9 млн. руб.), а 2001 г. в 2,9 раза. Динамика расходов федерального бюджета на финансирование этого раздела характеризуется  следующими данными (табл. 11).

Таблица 11

Темпы роста расходов по разделу "Судебная власть"

 

Расходы по разделу 02 "Судебная власть"

2001

2002

2003

2004

Увеличение к 2001

 

Всего

11333,9

19111,9

25481,9

33250,8

2,9 раз

 
             

Рост расходов на судебную систему  существенно превышает рост расходов по другим разделам федерального бюджета, включая социальные, и одновременно сопровождается значительным увеличением  численности судей и работников аппаратов судов, в том числе  в связи с возложением на судебную систему дополнительных функций  и полномочий для обеспечения  объективности правосудия и его  своевременного осуществления.

В целом за период с 2000 по 2004 г. численность  судей, включая мировых судей  и судей военных судов, увеличена  на 9 940 единиц и составит на 31 декабря 2004 г. 33 724 человек (в том числе 5347 судей по Программе).

В объеме ассигнований на 2004 г. по данному  разделу учтены расходы на досчет средств, связанных с увеличением  с 1 октября 2003 г. в 1,33 раза должностных  окладов работников бюджетной сферы, оплачиваемой на основе ЕТС, в сумме 88,9 млн. руб.

Аналогичным образом выполнен анализ и по другим статьям расходов и  можно заключить следующее. При  определении расходов федерального бюджета на государственное управление учтены принципы: безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе  государственного управления на федеральном  уровне; повышение эффективности  расходов; конкурсное распределение  бюджетных ресурсов; открытость и  общедоступность информации по осуществлению  расходных операций, а также положено начало перехода к финансовой оценке затрат, необходимых для выполнения федеральными государственными органами возложенных на них функций, и  разработке количественных и качественных нормативов по основным видам расходов на материально-техническое обеспечение  служебной деятельности.

Тем не менее, многие расходы бюджетной  сферы финансируются по остаточному  принципу, благодаря чему растет величина внутреннего государственного долга.

Общая величина внутреннего государственного долга на конец 2002 г. законом о  бюджете предусматривалась в  объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете  на 2003 г. на начало 2004 г. верхний предел государственного внутреннего долга  предусмотрен в сумме 841 млрд. руб. в  том числе за счет прироста задолженности  по новым облигациям федерального займа  с амортизацией долга - на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела  государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.

На обслуживание государственного долга в 2003 г. было предусмотрено  выделить 277,51 млрд. руб. - 2,1% ВВП и 11,8% расходов федерального бюджета; на 2004 г. соответственно 287,6 млрд. руб. и 10,8%; на 2005 г. в проекте бюджета предусмотрено 254,2 млрд. руб. (8,3% расходов федерального бюджета). Из них на обслуживание внешнего долга будет направлено 185,9 млрд. руб., внутреннего - 68,3 млрд. руб. При  этом особого оптимизма не вызывает тот факт, что государственные  внутренние заимствования растут в  долгосрочных формах заимствований  и создаются предпосылка накопления массы внутреннего долга, перекладываемой  на будущее поколение.

Очевидно, что при планируемом  профиците государство использует источники покрытия дефицита. Получается, что дефицит бюджета имеется, но маскируется тем, что в конечном счете вместо увеличения расходов, для которых, в общем-то, и формируются  доходы, предусматривается профицит.

В бюджете на 2003 г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. и маскировал дефицит федерального бюджета в  сумме 288,3 млрд. руб. - 2,2% ВВП. Фактически он, судя по материалам проекта закона об исполнении бюджета за 2003 г., достиг 227 млрд. руб.

Тот же курс прослеживался в проекте  федерального бюджета на 2004 с: был  предусмотрен профицит в объеме 83,4 млрд. руб. - при увеличении государственных  внутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетным законодательством  источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятся обычными доходами бюджета. Снова будет его фактическое  превышение, о чем свидетельствует  рост в 2004 г. Стабилизационного фонда.

Учитывая наблюдающуюся динамику изменений ВВП и расходов как  федерального, так и консолидированного бюджетов, оценим, имеется ли корреляционная зависимость между этими данными (табл. 12).

Таблица 12

Исходные и расчетные данные для определения коэффициента корреляции (ВВП- Расходы консолидированного бюджета (без социальных и пенсионных выплат))

 

Год

Валовой внутренний продукт (х)

Расходы консолидированного бюджета (без социальных и пенсионных выплат) (у)

х2

у2

х*у

х- хср

 

1

2

3

4

5

6

7

 

2001

9 041

2 907

7 916 696

147 174

26 285 005

- 2 814

 

2002

10 863

3 127

982 204

26 828

33 972 180

- 991

 

2003

13 285

3 555

2 047 010

69 904

47 234 229

1 431

 

2004

14 228

3 574

5 635 814

80 107

50 853 047

2 374,0

 

Итого:

47 418

13 164

16 581 724

324 013

158 344 460

   
               

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики