Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы
Сравнительный анализ экономической структуры бюджета 2003 и 2004 гг. представлен в табл. 9.
Таблица 9
Экономическая структура расходов федерального бюджета на 2004 г. по сравнению с 2003 г.
Экономические статьи |
Сумма, млрд. руб. |
Доля в расходах, % |
Темпы роста, раз |
|||
I. Текущие расходы |
2 463,4 |
2 182,0 |
92,6 |
93,1 |
1,1 |
|
1. Закупки товаров и оплата услуг |
1 108,4 |
947,0 |
41,7 |
40,3 |
1,2 |
|
из них |
||||||
- оплата труда |
435,1 |
362,3 |
16,4 |
15,4 |
1,2 |
|
- начисления на фонд оплаты труда |
71,4 |
56,9 |
2,7 |
2,4 |
1,3 |
|
- медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы |
14,1 |
12,5 |
0,5 |
0,5 |
1,1 |
|
- продукты питания |
34,6 |
32,1 |
1,3 |
1,4 |
1,1 |
|
- оплата ГСМ |
27,7 |
26,1 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
|
- транспортные услуги |
27,1 |
20,3 |
1,0 |
0,9 |
1,3 |
|
- оплата услуг связи |
11,3 |
7,2 |
0,4 |
0,3 |
1,6 |
|
2. Выплата процентов по государственному долгу |
287,6 |
276,7 |
10,8 |
11,1 |
1,0 |
|
3. Субсидии, субвенции и текущие трансферты |
1 067,4 |
966,6 |
40,1 |
41,1 |
1,1 |
|
II. Капитальные расходы |
216,5 |
192,7 |
8,2 |
8,1 |
1,1 |
|
1. Капитальные вложения в основные фонды |
172,6 |
162,8 |
6,5 |
6,9 |
1,1 |
|
2. Создание государственных запасов, резервов |
15,2 |
17,5 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
|
3. Капитальные трансферты |
28,4 |
12,2 |
1,1 |
0,5 |
2,3 |
|
III. Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения |
20,5 |
29,1 |
0,8 |
1,2 |
0,7 |
|
Итого |
2 659,4 |
2,345,6 |
100,0 |
100,0 |
1,1 |
|
Удельный вес расходов федерального бюджета на государственное управление в 2004 г. в общих расходах федерального бюджета составляет 2,89% против 2,9% в 2002 г. и 2,8% в 2003 г. при стабильной численности работников федеральных органов исполнительной власти за эти годы (табл. 10).
Таблица 10
Темпы роста расходов по разделу "Государственное управление и местное самоуправление"
2001 |
2002 |
2002 к 2001 (в %) |
2003 |
2003 к 2002 (в %) |
2004 |
2004 к 2003 (в %) |
|
40,7 |
56,7 |
39,3 |
66,5 |
17,3 |
76,9 |
15,6 |
|
Соотношение расходов федерального бюджета на государственное управление к объему внутреннего валового продукта в 2004 г. составит 0,5% против 0,52% в 2002 г. и 0,51% в 2003 г.
Общая утвержденная численность работников
федеральных органов
Расходы на денежное содержание работников
федеральных органов
В целом объем расходов федерального бюджета на 2004 г. увеличен на 10 370,7 млн. руб., или на 15,6% по сравнению с расходами на 2003 г.
Из общей суммы увеличения расходов по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" рост за счет передачи ассигнований из других разделов (раздел 07 "Промышленность, энергетика и строительство", разд. 08 "Сельское хозяйство и рыболовство", разд. 15 "Культура, искусство и кинематография", разд. 16 "Средства массовой информации") составляет 498,2 млн. руб.
Повышение эффективности судебной
системы является основной целью
государственной политики Российской
Федерации в сфере судебной власти.
В целях повышения ее эффективности
и исходя из Бюджетного послания Президента
РФ Федеральному собранию на 2004 г. и
Федеральной целевой программы "Развитие
судебной системы России" на 2002-2006
гг. при формировании расходов на содержание
судебной системы в 2004 г. продолжена
линия на создание условий для
финансового обеспечения
Объем ассигнований по разд. 02 "Судебная власть" предусмотрен в размере 33 250,8 млн. руб. с увеличением по сравнению с утвержденным бюджетом на 2003 г. на 30,5% (7 768,9 млн. руб.), а 2001 г. в 2,9 раза. Динамика расходов федерального бюджета на финансирование этого раздела характеризуется следующими данными (табл. 11).
Таблица 11
Темпы роста расходов по разделу "Судебная власть"
Расходы по разделу 02 "Судебная власть" |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Увеличение к 2001 |
|
Всего |
11333,9 |
19111,9 |
25481,9 |
33250,8 |
2,9 раз |
|
Рост расходов на судебную систему существенно превышает рост расходов по другим разделам федерального бюджета, включая социальные, и одновременно сопровождается значительным увеличением численности судей и работников аппаратов судов, в том числе в связи с возложением на судебную систему дополнительных функций и полномочий для обеспечения объективности правосудия и его своевременного осуществления.
В целом за период с 2000 по 2004 г. численность судей, включая мировых судей и судей военных судов, увеличена на 9 940 единиц и составит на 31 декабря 2004 г. 33 724 человек (в том числе 5347 судей по Программе).
В объеме ассигнований на 2004 г. по данному разделу учтены расходы на досчет средств, связанных с увеличением с 1 октября 2003 г. в 1,33 раза должностных окладов работников бюджетной сферы, оплачиваемой на основе ЕТС, в сумме 88,9 млн. руб.
Аналогичным образом выполнен анализ
и по другим статьям расходов и
можно заключить следующее. При
определении расходов федерального
бюджета на государственное управление
учтены принципы: безусловное исполнение
обязательств, возникающих в секторе
государственного управления на федеральном
уровне; повышение эффективности
расходов; конкурсное распределение
бюджетных ресурсов; открытость и
общедоступность информации по осуществлению
расходных операций, а также положено
начало перехода к финансовой оценке
затрат, необходимых для выполнения
федеральными государственными органами
возложенных на них функций, и
разработке количественных и качественных
нормативов по основным видам расходов
на материально-техническое
Тем не менее, многие расходы бюджетной сферы финансируются по остаточному принципу, благодаря чему растет величина внутреннего государственного долга.
Общая величина внутреннего государственного долга на конец 2002 г. законом о бюджете предусматривалась в объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2003 г. на начало 2004 г. верхний предел государственного внутреннего долга предусмотрен в сумме 841 млрд. руб. в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациям федерального займа с амортизацией долга - на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.
На обслуживание государственного
долга в 2003 г. было предусмотрено
выделить 277,51 млрд. руб. - 2,1% ВВП и 11,8%
расходов федерального бюджета; на 2004
г. соответственно 287,6 млрд. руб. и 10,8%; на
2005 г. в проекте бюджета
Очевидно, что при планируемом
профиците государство
В бюджете на 2003 г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. и маскировал дефицит федерального бюджета в сумме 288,3 млрд. руб. - 2,2% ВВП. Фактически он, судя по материалам проекта закона об исполнении бюджета за 2003 г., достиг 227 млрд. руб.
Тот же курс прослеживался в проекте федерального бюджета на 2004 с: был предусмотрен профицит в объеме 83,4 млрд. руб. - при увеличении государственных внутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетным законодательством источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятся обычными доходами бюджета. Снова будет его фактическое превышение, о чем свидетельствует рост в 2004 г. Стабилизационного фонда.
Учитывая наблюдающуюся
Таблица 12
Исходные и расчетные данные для определения коэффициента корреляции (ВВП- Расходы консолидированного бюджета (без социальных и пенсионных выплат))
Год |
Валовой внутренний продукт (х) |
Расходы консолидированного бюджета (без социальных и пенсионных выплат) (у) |
х2 |
у2 |
х*у |
х- хср |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2001 |
9 041 |
2 907 |
7 916 696 |
147 174 |
26 285 005 |
- 2 814 |
|
2002 |
10 863 |
3 127 |
982 204 |
26 828 |
33 972 180 |
- 991 |
|
2003 |
13 285 |
3 555 |
2 047 010 |
69 904 |
47 234 229 |
1 431 |
|
2004 |
14 228 |
3 574 |
5 635 814 |
80 107 |
50 853 047 |
2 374,0 |
|
Итого: |
47 418 |
13 164 |
16 581 724 |
324 013 |
158 344 460 |
||