Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы
Итак, бюджетная политика должна служить основой при кардинальной реформе бюджетной системы, проводимой по трем главным направлениям:
Реформирование системы
Результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами.
Переход от планирования затрат к
программно-целевым методам
Суть бюджетной реформы
Масштабная реструктуризация огромной сети бюджетных учреждений. Целью проводимой реформы является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и функционально прозрачной системы органов власти в стране с четким разделением их компет3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Переход к рыночной экономике
и перестройка механизма
В целях регулирования
негативного влияния этого
Формирование механизма
налогообложения доходов
Принятие Налогового кодекса РФ, предусматривающего единую ставку налога на доходы для всех категорий налогоплательщиков, произошедшее несмотря на отрицательное мнение ряда экономистов и опыт стран с развитой рыночной экономикой, по мнению других должно было способствовать собираемости налога и выводу доходов из теневой сферы. Однако, снижение ставки подоходного налога с физических лиц до 13% независимо от уровня дохода не оказало существенного воздействия на показатели прироста заработной платы и не привело к раскрытию теневых доходов. Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированием доходов и уплатой налога.
На наш взгляд, снижение
ставки подоходного налога было выгодно
небольшой группе населения России,
имеющей наибольшие доходы, так как
ставка налога для них была снижена
с 30% до 13%. Более того, в результате
реформы доходы от долевого участия
в предприятиях, иначе говоря, доходы
в форме дивидендов стали облагаться
по ставке 6%, т.е. на 24 п.п. ниже, чем прежде.
Заметим, что в настоящее время
только доходы в форме дивидендов
облагаются по ставке 6%. другие же доходы
от финансового капитала облагаются
по общим ставкам (13% для физических
лиц и 24% для юридических лиц).
По сути это является результатом
лоббирования интересов акционеров
крупных ресурсодобывающих
Необходимо подчеркнуть,
что обратной стороной реформы явилось
ухудшение положения
Во-первых, в результате реформы, несмотря на то, что ставка возросла на один процентный пункт при неизменном налогооблагаемом доходе сумма налоговых отчислений налогоплательщиков с минимальными доходами увеличилась на 9%. Так, если до принятия Налогового кодекса при налогооблагаемом доходе на уровне прожиточного минимума (2112 руб. в 2003 г.) налог на доходы составлял 253 руб. (2112 руб.? 0,12), то после введения изменений в законодательство -- 275 руб. (2112 руб. ? 0, 13).
Во-вторых, сумма неподлежащая
налогообложению для
Недостатки налогового механизма
перераспределения доходов
На наш взгляд, реформирование налога на доходы физических лиц необходимо проводить в течение 4 лет в два этапа.
На первом этапе предлагается ввести прогрессивную шкалу и осуществить дифференциацию населения по трем группам в соответствии с уровнем дохода
- население с уровнем
доходов на уровне
- средний класс населения
с доходами более одного
- высокообеспеченное население с доходами превышающими 10-кратный размер среднего дохода, т.е. более 50 тыс.руб.
При этом необлагаемый минимум
должен быть зафиксирован на уровне одного
прожиточного минимума. Таким образом,
первая группа населения с доходами
на уровне прожиточного минимума, утвержденного
Правительством РФ, будет освобождена
от уплаты налога. Отметим, что для
налогоплательщиков. я от ношении
дохода которых предусмотрена
Второй этап реформы является
по сути формальным, так как на этом
этапе предлагается повышение диапазона
доходов для отнесения
Исследования показали, что
отсутствие однозначного представления
о необходимой России налоговой
системы приводит к неэффективному
применению ее инструментов. В этой
связи, предлагаемая нами концепция
реформирования налогового механизма
регулирования доходов
Итак, снижение ставки подоходного налога с физических лиц до 13% независимо от уровня дохода не оказало существенного воздействия на показатели прироста заработной платы и не привело к раскрытию теневых доходов. Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированием доходов и уплатой налога.
Снижение ставки подоходного налога было выгодно небольшой группе населения России, имеющей наибольшие доходы, так как ставка налога для них была снижена с 30% до 13%.
Государство не должно формировать бюджет за счет граждан получающих доходы, уровень которых не может обеспечить их минимальные потребности, для работника, получающего доход на уровне прожиточного минимума.
Недостатки налогового механизма
перераспределения доходов
Первое направление может
предусматривать возврат к
Вторым путем является сохранение единой ставки с последующим ее увеличением и таким образом, повышением налоговых сборов за счет наименее обеспеченных и наиболее многочисленных граждан.
На наш взгляд, реформирование налога на доходы физических лиц необходимо проводить в течение 4 лет в два этапа.
На первом этапе предлагается ввести прогрессивную шкалу и осуществить дифференциацию населения по трем группам в соответствии с уровнем дохода
- население с уровнем
доходов на уровне
- средний класс населения
с доходами более одного