Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетное регулирование 34.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая  в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных  ресурсов между администраторами бюджетных  средств и (или) реализуемыми ими  бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической  политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов  бюджетных ресурсов.

Помимо создания системы мониторинга  результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход  к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения  объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить  по следующим направлениям:

а) реформирование бюджетной классификации  Российской Федерации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих  и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления  и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается  приближение бюджетной классификации  Российской Федерации к требованиям  международных стандартов с учетом изменений структуры и функций  федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана  счетов бюджетного учета, основанного  на методе начислений и обеспечивающего  учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления  должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов  бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов  государственной политики.

Четвертое - основное - направление  предполагает формирование и включение  в бюджетный процесс процедуры  оценки результативности бюджетных  расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно  значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование  процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе  бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета  необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может  привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют  практической отработки.

Исходя из этого, при формировании 2006 годы предлагается провести эксперимент  по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, не требующий внесения изменений  в действующее бюджетное законодательство. В рамках данного эксперимента предполагается ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органами исполнительной власти и реализуемыми ими программами по результатам  формализованной оценки представленных заявок, включающих в себя доклады  о результатах и основных направлениях деятельности, а также иные материалы, позволяющие оценить результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами. Первоначально  объем ассигнований, распределяемый в рамках эксперимента, может составлять до 300 млн.рублей, в дальнейшем по мере накопления опыта применения новых  методов бюджетного планирования и  развития системы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами его доля в  общем объеме федерального бюджета  может возрастать.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры  и содержания бюджетной классификации  Российской Федерации (далее - бюджетная  классификация) и бюджетного учета  в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

Бюджетная классификация и бюджетный  учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов  бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов  деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта  бюджета и его исполнения в  течение финансового года до составления  соответствующей финансовой отчетности.

Новая бюджетная классификация  должна быть направлена на:

а) переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе  путем повышения самостоятельности  и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных  средств;

б) приведение структуры функциональной классификации расходов Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (с изменениями от 20 мая, 11 декабря 2003 г.). Приказ Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении  Указаний о порядке применения бюджетной  классификации Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая, 12 августа, 11 декабря 2003 г., 24 февраля, 22 апреля, 16 июня, 15, 30 сентября, 12 ноября 2004 г.) в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);

в) согласование бюджетной классификации  с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных  финансов.

Представляется целесообразным отказаться от практики утверждения бюджетной  классификации отдельным федеральным  законом. Временные издержки, неизбежно  сопутствующие законодательной  процедуре, существенно ограничивают возможности оперативного уточнения  в случае необходимости отдельных  позиций бюджетной классификации  и затягивают процесс осуществления  реформ. Более предпочтительным является подход, применяемый большинством стран  международного сообщества, при котором  законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной  системы, коды экономической классификации  и функциональной (раздел, подраздел) бюджетной классификации. Дальнейшая структура классификации определяется органами власти соответствующего уровня при принятии закона (решения) о бюджете. Такой подход обеспечивает большую  самостоятельность и ответственность  органов исполнительной власти при  составлении проекта бюджета  в рамках законодательно установленных  единых принципов бюджетной классификации.

Следует отметить, что группировка  операций по их экономическому содержанию позволит применять для учета  операций как по кассовому методу, так и по методу начислений.

В отличие от кассового метода учета, который позволяет лишь отследить  потоки денежных средств и не дает полного представления об активах  и обязательствах бюджетов бюджетной  системы, метод начислений позволит оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость  оказываемых государством услуг  и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.

Учет по методу начислений значительно  повысит прозрачность операций сектора  государственного управления и даст информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной  сфере. В центре системы учета, основанной на методе начислений, будет находиться администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и поступления  в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов  и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет  о движении денежных средств. Для  оценки влияния решений, принимаемых  в налогово-бюджетной сфере, на состояние  активов и обязательств, а также  для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета план счетов бюджетного учета будет интегрирован с бюджетной классификацией.

В рамках классификации операций сектора  государственного управления предлагается все операции разделить на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми  активами и обязательствами). Включение  информации об этих операциях в единый план счетов бюджетного учета позволит оценить влияние деятельности сектора  государственного управления на другие секторы экономики.

Одновременно в целях упорядочения процесса составления проекта федерального бюджета и в соответствии с  проводимой административной реформой предлагается ввести понятие "субъекты бюджетного планирования", под которыми понимаются федеральные министерства, имеющие право в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти" вносить  в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансовому обеспечению федеральных служб и федеральных агентств, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Исключительно в целях бюджетного планирования субъекты бюджетного планирования вносят предложения по формированию бюджетных проектировок по отдельным наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры, средств массовой информации.

Бюджет 2005 г. и является началом  кардинальной реформы бюджетной  системы, проводимой по трем главным  направлениям.

По первому направлению, реформированию системы расходных полномочий: приняты  важнейшие законы по разграничению  полномочий, внесению изменений в  Бюджетный и Налоговый кодексы. Эти законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетной  системы, но отменяют нефинансируемые  мандаты и осуществляют замену натуральных  льгот денежными выплатами. Таким  образом, впервые за последние годы государство, начиная с 2005 г., будет  полностью выполнять все взятые на себя обязательства. Это очень  важный момент. Если в предыдущие годы предлагалось приостанавливать действие более пятидесяти законов еже  годно, то теперь эта порочная практика прекращается.

Результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений  станет существенное расширение бюджетных  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих  бюджетов, поскольку и объем, и  порядок осуществления выплат будут  определяться региональными и муниципальными правовыми актами.

Второе основное направление бюджетной  реформы -- переход от планирования затрат к программно-целевым методам  бюджетного планирования и совершенствованию  среднесрочного бюджетного планирования. Сейчас перспективный финансовый план составлен на три года, в дальнейшем его горизонты расширятся до пяти лет, и с 2006 г. перспективные финансовые планы будут утверждаться Правительством и направляться в Государственную  Думу. Бюджет же будет строиться  на основе разделения действующих и  вновь принимаемых обязательств.

Суть бюджетной реформы состоит  также в смещении акцентов -- от управления бюджетными ресурсами или затратами  к управлению результатами путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса.

Третье ключевое направление бюджетной  реформы касается административной реформы, в рамках которой Правительство  проводит масштабную реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, меняя порядок их финансирования и в большинстве случаев статус. Целью проводимой реформы является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и  функционально прозрачной системы  органов власти в стране с четким разделением их компетенции.

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики