Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы
Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Помимо создания системы мониторинга
результативности бюджетных расходов
эта модель предполагает переход
к многолетнему бюджетному планированию
с установлением четких правил изменения
объема и структуры ассигнований
и повышением предсказуемости объема
ресурсов, которым управляют
Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:
а) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
в) совершенствование
г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
В рамках первого направления
Второе и третье направления
должны обеспечить повышение надежности
среднесрочного прогнозирования объема
ресурсов, доступных для администраторов
бюджетных средств в рамках принятых
бюджетных ограничений и
Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
Как показывает международный опыт,
для перехода к новой системе
бюджетирования наряду с обеспечением
устойчивой сбалансированности бюджета
необходимы глубокие преобразования всей
системы государственного управления.
Форсированное ее внедрение может
привести к ослаблению финансовой дисциплины,
снижению подотчетности и прозрачности
использования бюджетных
Исходя из этого, при формировании
2006 годы предлагается провести эксперимент
по внедрению методов бюджетного
планирования, ориентированных на результаты,
не требующий внесения изменений
в действующее бюджетное
Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетная классификация) и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.
Бюджетная классификация и бюджетный
учет должны стать надежным и качественным
инструментом, гарантирующим прозрачность
деятельности органов власти и администраторов
бюджетных средств и
Новая бюджетная классификация должна быть направлена на:
а) переориентацию бюджетов на достижение
конечных результатов, в том числе
путем повышения
б) приведение структуры функциональной классификации расходов Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (с изменениями от 20 мая, 11 декабря 2003 г.). Приказ Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая, 12 августа, 11 декабря 2003 г., 24 февраля, 22 апреля, 16 июня, 15, 30 сентября, 12 ноября 2004 г.) в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);
в) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.
Представляется целесообразным отказаться
от практики утверждения бюджетной
классификации отдельным
Следует отметить, что группировка операций по их экономическому содержанию позволит применять для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений.
В отличие от кассового метода учета, который позволяет лишь отследить потоки денежных средств и не дает полного представления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволит оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.
Учет по методу начислений значительно
повысит прозрачность операций сектора
государственного управления и даст
информацию о финансовых последствиях
принимаемых решений в
В рамках классификации операций сектора государственного управления предлагается все операции разделить на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Включение информации об этих операциях в единый план счетов бюджетного учета позволит оценить влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики.
Одновременно в целях
Бюджет 2005 г. и является началом кардинальной реформы бюджетной системы, проводимой по трем главным направлениям.
По первому направлению, реформированию системы расходных полномочий: приняты важнейшие законы по разграничению полномочий, внесению изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Эти законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетной системы, но отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами. Таким образом, впервые за последние годы государство, начиная с 2005 г., будет полностью выполнять все взятые на себя обязательства. Это очень важный момент. Если в предыдущие годы предлагалось приостанавливать действие более пятидесяти законов еже годно, то теперь эта порочная практика прекращается.
Результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами.
Второе основное направление бюджетной
реформы -- переход от планирования
затрат к программно-целевым методам
бюджетного планирования и совершенствованию
среднесрочного бюджетного планирования.
Сейчас перспективный финансовый план
составлен на три года, в дальнейшем
его горизонты расширятся до пяти
лет, и с 2006 г. перспективные финансовые
планы будут утверждаться Правительством
и направляться в Государственную
Думу. Бюджет же будет строиться
на основе разделения действующих и
вновь принимаемых
Суть бюджетной реформы
Третье ключевое направление бюджетной
реформы касается административной
реформы, в рамках которой Правительство
проводит масштабную реструктуризацию
огромной сети бюджетных учреждений,
меняя порядок их финансирования
и в большинстве случаев