Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетное регулирование 34.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Все три рассмотренных типа бюджетной  политики имеют свои недостатки и  применительно к современной  России не могут быть использованы в чистом виде, изолированно друг от друга, поскольку это негативно  скажется на экономическом состоянии  государственного хозяйства. Поэтому  более эффективной и сбалансированной является комбинированная бюджетная  стратегия и тактика, нацеленная на реализацию в комплексе всех функций  бюджета и достижение на этой основе значимого экономического и социального  результата. Такую политику можно  назвать по-другому равновесной  бюджетной политикой, направленной на обеспечение равновесного соотношения  всех функций бюджета, интересов  государства, налогоплательщиков, пользователей  государственными услугами и общества в целом.

Комбинированная (равновесная) бюджетная  политика ориентировала на создание необходимых и достаточных условий  для развития рыночной экономики, на увеличение количества и качества предоставляемых  государством (муниципалитетами) услуг, на обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными  собственными доходами на основе роста  легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации инвестиционной деятельности и повышения контрольно-регулирующей эффективности бюджетного механизма. Основными приоритетными направлениями  реализации такой бюджет ной политики могут быть разработка и внедрение  научно обоснованных государственных  социальных стандартов, упорядочение системы государственных заказов, повышение доли инвестиционной составляющей в общих государственных (муниципальных) расходах, сокращение неэффективных  расходов, оптимизация общего налогового бремени и ставок основных налогов, рационализация состава и структуры  налоговой системы и налоговых  льгот, создание эффективных механизмов распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами различных уровней и межбюджетного регулирования на базе адекватного России бюджетного федерализма.

В реальной действительности сложно провести четкие границы между доходным, расходным и контрольно-регулирующими  типами бюджетной политики. Практика показывает, что проводимая государством бюджетная политика обычно носит  комбинированный (с преобладанием  одного из первых трех типов), но не всегда равновесный, сбалансированный характер. Поэтому важнейшая задача государства -- разработка концепции и механизмов реализации эффективной, сбалансированной комбинированной бюджетной стратегии  и тактики.

3. В зависимости от стратегической  направленности бюджетного регулирования  следует различать стимулирующую  и сдерживающую бюджетную политику. При этом под бюджетным регулированием  мы понимаем не только межбюджетное  регулирование, но и все прочие  формы регулирующей деятельности  государства в бюджетной сфере  -- распределение доходных и расходных  полномочий между бюджетами различных  уровней, налоговое регулирование  во всех его проявлениях, регулирование  экономики и социальной сферы  через систему государственных  расходов (заказов, программ и  т.п.). Сдерживающая политика типична  для стран с развитой рыночной  экономикой, где применяется с  целью предотвращения кризисов  перепроизводства отдельных видов  продукции, недопущения переинвестирования  отдельных отраслей экономики  и т.д. В современной России  речь может идти о стимулирующей  бюджетной политике в товаропроизводящей  сфере в сочетании с использованием  элементов политики сдерживания  инфляции.

4. По территориальному признаку  бюджетную политику условно можно  разделить на федеральную, региональную  и местную. Условность такого  деления объясняется тем, что  региональные и местные органы  власти в России не наделены  пока еще такими бюджетно-налоговыми  полномочиями и правами, которые  позволили бы в полной мере  проводить им самостоятельную  бюджетную политику. В связи с  принятием 15 августа 2001 г. правительственной  Программы развития бюджетного  федерализма в Российской Федерации  до 2005 г. появляется возможность  решения этой проблемы. Однако, во-первых, названную Программу нужно еще  реализовать на практике, а во-вторых, даже после реализации этой  Программы за федеральным центром  останется эксклюзивное право  разработки основных направлений  бюджетной политики (стратегии и  тактики), только в рамках которых  территориальные органы власти  будут строить свою бюджетную  политику. В противном случае  может произойти нарушение единства  бюджетно-налогового пространства  и бюджетной политики на территории  всей страны.

5. По признаку предметной специализации  в составе различных типов  бюджетной политики можно выделить  налоговую, социальную, инвестиционную, выравнивающую и другие виды  бюджетной политики.

Проведенные выше типизация и классификация  бюджетной политики имеют не только теоретическое, но и в большей  степени практическое значение. Для  того чтобы глубоко проанализировать и дать объективную оценку проводимой в стране бюджетной политики, можно  использовать предложенные ранее критерии, ‚а результаты оценки положить в основу разработки приоритетов, конкретных путей  и механизмов по строения и реализации бюджетной политики.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента Российской Федерации является неотъемлемым элементом  процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные  ориентиры бюджетной политики, согласованные  с общими целями и задачами экономической  политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном  бюджетном планировании и при  составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Основные направления бюджетной  налоговой политики государства  на новый финансовый год, изложенные в Бюджетном послании Президента РФ, имеют рекомендательный характер и направляются в органы центральной  исполнительной и законодательной  власти ин регионы страны, как правило, за 10 месяцев до начала нового финансового  года. Руководители регионов на основании  Бюджетного послания Президента РФ издают на очередной финансовый год соответствующие  послания по регионам. В областях -- это бюджетные послания губернаторов об основных направлениях бюджетной  и налоговой политики области  на новый год. Главная задача бюджетных  посланий руководителей регионов -- соблюдение и развитие основных направлений  Бюджетного послания Президента РФ применительно  к региону, определение общей  концепции бюджетной и налоговой  политики региона при разработке бюджета на очередной финансовый год.

Итак, бюджетная политика является действенным средством управления бюджетными и межбюджетными отношениями, если она будет базироваться на таких  основных принципах, как:

-- принцип объективности;

-- принцип преемственности.;

-- принцип обязательности;

-- принцип гласности.

Перечисленные выше принципы являются основополагающими требованиями, которых  следует придерживаться при построении рациональной бюджетной политики в  России.

Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства

2.1 Налоги и  их роль в обеспечении экономического  развития

Перед российским правительством и  органами власти субъектов Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который, с одной стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых  и достаточных для финансирования разумных государственных расходов, а с другой стороны, создаст благоприятные  условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан.

Поэтому естественными представляется оценить: динамично ли развитие экономики, растут ли так быстро доходы, что  страна не успевает их расходовать, на самом ли деле так хорошо профинансирована бюджетная сфера, что поступающие  доходы оказываются избыточными  с точки зрения целесообразности увеличения расходов. Тем более, что  вот уже пять лет консолидированный  бюджет (и федеральный бюджет) фактически является профицитным. На 2000 г. профицит в законе о бюджете не предусматривался, но был достигнут фактически, а  после 2000 г. ежегодно предусматривается  законом о бюджете.

Анализ опыта функционирования бюджетных систем в разных странах  показывает, что принцип сбалансированности доходов и расходов бюджетов реализуется, как правило, без профицита В  развитых странах существуют жесткие  установки по поддержанию уровня государственных расходов, который  является объектом пристального внимания. И это при высоких гарантиях  финансовой стабильности, контролируемой инфляции, конкурентоспособности товаропроизводителей.. В недавнем прошлом в советской  бюджетной практике расходы полностью  покрывались доходами, при этом использовались и источники покрытия дефицита в  форме госзаймов.

Абсолютные и относительные  величины дефицита или профицита  бюджетов России отражают качество работы по реализации установленного Бюджетным  кодексом принципа сбалансированности бюджетов, т. е. равенства доходов  и расходов, покрытия планируемых  расходов мобилизуемыми в бюджет доходами. В ситуации динамичного  экономического роста и повышения  эффективности производства рост доходов  производителей продукции и услуг  является основой увеличения доходов  бюджетной системы, а значит, и  расходов бюджетов, изменения их структуры  в соответствии с приоритетами бюджетной  политики. Абсолютный рост доходов  бюджета становится базой постепенного сокращения бюджетной нагрузки на экономику (относительное снижение доли бюджетных  доходов в объеме ВВП). В такой  ситуации в абсолютном выражении  растут и расходы Например, в Китае  высокие темпы роста производства в течение 1990-х годов прошлого столетия и в настоящее время  позволили сократить бюджетную  нагрузку на экономику при значительном возрастании доходов и расходов бюджетов..

В бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1). Конечно, поступление  налогов существенно улучшилось.

Таблица 1

Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)

 

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

 

1992

15,8

18,9

-3,1

 

1993

14,9

20,5

-5,5

 

1994

13,4

23,4

-10,0

 

1995

15,1

17,9

-2,8

 

1996

14,9

18,6

-3,7

 

1997

13,9

17,6

-3,7

 

1998

11,9

17,2

-5,3

 

1999

12,9

14,0

-1,1

 

2000

16,0

14,6

1,4

 

2001

17,6

14,7

2,9

 

2002

19,4

17,8

1,5

 

2003

18,5

18,0

0,5

 

2004

17,9

17,4

0,5

 

2005

17,8

16,3

1,5

 
         

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики