Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы
-фискальная - через изъятие налогов
правительство обеспечивает
-экономического регулирования
- налоги и расходы используются
правительством для управления
хозяйственной деятельностью и
осуществления определённых
-выравнивания доходов - то есть
перераспределения доходов,
Рис. 1 Функции бюджетной политики
В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и ее состоянием, правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики.
Основные приоритетные задачи - повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Согласно поставленным задачам, происходит регулирование государственного бюджета.
Основными направлениями бюджетной политики государства являются:
-совершенствование бюджетной
-создание системы управления
государственными активами и
пассивами, которая позволит
-совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
-формирование справедливой, нейтральной
и эффективной налоговой
Основными критериями эффективности бюджетной политики являются уровень собираемости бюджетных доходов (в т.ч. налогов), уровень выполнения бюджетных обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга.
Итак, под бюджетной политикой
государства понимаются целенаправленные
действия правительства, связанные
с формированием и
Бюджетная политика является политикой государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов.
Выделяют три основных функции бюджетной политики: фискальную, регулирующую и распределительную.
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Бюджетная политика, будучи комплексной,
самостоятельной
Более сложный вопрос -- объект бюджетной
политики. Из различных определений
этого понятия российскими
Как организационно-финансовая категория бюджетная политика должна строиться на основополагающих принципах (требованиях). К сожалению, в экономической литературе этот важный вопрос остался без внимания. Попытки определить такие принципы в отношении налоговой политики были предприняты российскими экономистами начала ХХ в. Учитывая тот факт, что налоговая политика является частью общей бюджетной политики, имеет смысл остановиться на отдельных, наиболее интересных для нас подходах. К примеру, В. Твердохлебов предлагал положить в основу налоговой политики принцип экономического роста, отмечая, что развитие производительных сил -- высший принцип, с точки зрения которого наука имеет право оценивать налоговые системы, сохраняя свой политический нейтралитет Это требование уточняет чуть позже А. Соколов как принцип непротиводействия абсолютному или относительному росту чистого национального продукга Видимо, названный основной принцип в силу своей универсальности справедлив и в отношении бюджетной политики.
Тем не менее, если говорить в целом, принципиальные основы построения бюджетной политики остались за рамками научных исследований.
На наш взгляд, на всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики -- это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. Что касается принципов, то бюджетная политика, по нашему мнению, будет действенным средством управления бюджетными и межбюджетными отношениями, если она будет базироваться на таких основных принципах, как:
-- принцип объективности.
-- принцип преемственности.
-- принцип обязательности. Политика
любая, в том числе и
-- принцип гласности.
Перечисленные выше принципы являются
основополагающими
До сих пор не разработана
подробная, расширенная типизация
или видовая классификация
1. По масштабности и
2. В зависимости от приоритетов
целевой направленности мер в
области управления бюджетным
процессом необходимо выделять
следующие типы бюджетной
-- доходный;
-- расходный;
-- контрольно-регулирующий;
-- комбинированный.
Доходный тип бюджетной
Расходный тип бюджетной политики
основан на подчинении доходов, бюджета
его расходам. Стратегия и тактика
бюджетного планирования, регулирования
и контроля сконцентрированы на расходной
части бюджетов. В первую очередь
определяется объем общественных услуг,
выраженных через объем государственных
(муниципальных) расходов, а затем
под эти показатели подводится соответствующий
объем доходных источников с учетом
конкретной социально-экономической
ситуации в стране и перспектив ее
развития. Такой подход вытекает из
основ ной цели бюджета и бюджетной
политики -- доставлять обществу максимум
благ (услуг) и из логики рыночных отношений:
товар (услуга) -- деньги (налоговые платежи),
если придерживаться общепринятого
пони мания государства как
Контрольно-регулирующий тип бюджетной
политики строится на максимально возможном
использовании государством контрольно-
регулирующих свойств бюджета, государственных
расходов и заказов, налогов и
налоговых методов (льгот, санкций
и т.д.), зачастую в ущерб основному
предназначению бюджета и цели бюджетной
политики -- максимальному (на конкретном
этапе) обеспечению общества коллективными
услугами высокого качества на основе
поступательного развития рыночной
экономики. Такой политике присущи
чрезмерное увлечение регулированием
и регламентированием экономики, государственными
заказами, налоговыми льготами и санкциями,
расширением государственной (муниципальной)
собственности на сферы деятельности,
традиционно выполняемой