Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетное регулирование 34.docx

— 112.52 Кб (Скачать)
>Можно выделить три основных функции  бюджетной политики:

-фискальная - через изъятие налогов  правительство обеспечивает необходимые  ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов  на военные, экономические и  социальные программы, а также  на существование аппарата управления;

-экономического регулирования  - налоги и расходы используются  правительством для управления  хозяйственной деятельностью и  осуществления определённых целей  экономической политики (стабилизации  экономики, стимулирования её  роста, структурных сдвигов и  т. п.);

-выравнивания доходов - то есть  перераспределения доходов, благодаря  прогрессивной системе налогообложения  и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным  гражданам, инвалидам, детям, отсталым  регионам и т.п.

Рис. 1 Функции бюджетной политики

В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и  ее состоянием, правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики.

Основные приоритетные задачи - повышение  благосостояния населения и обеспечение  устойчивого роста экономики  страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Согласно поставленным задачам, происходит регулирование  государственного бюджета.

Основными направлениями бюджетной  политики государства являются:

-совершенствование бюджетной политики  в области расходов (на основе  критериев, отражающих эффективность  бюджетных средств и определенных  исходя из приоритетов социально-экономической  политики);

-создание системы управления  государственными активами и  пассивами, которая позволит значительно  повысить устойчивость бюджетной  системы, придаст гибкость проводимой  бюджетной политике, снизит риски,  связанные со структурой государственного  долга;

-совершенствование бюджетного  процесса, обеспечение прозрачности  бюджета и бюджетных процедур  на всех уровнях бюджетной  системы;

-формирование справедливой, нейтральной  и эффективной налоговой системы  с целью снижения налоговой  нагрузки на субъекты экономической  деятельности, формирования благоприятных  условий развития предпринимательства,  обеспечения сбалансированности  государственного бюджета.

Основными критериями эффективности  бюджетной политики являются уровень  собираемости бюджетных доходов (в  т.ч. налогов), уровень выполнения бюджетных  обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга.

Итак, под бюджетной политикой  государства понимаются целенаправленные действия правительства, связанные  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетная политика является политикой  государственных расходов, налоговых  ставок и государственных займов.

Выделяют три основных функции  бюджетной политики: фискальную, регулирующую и распределительную.

1.2 Принципы формирования  бюджетной политики

Бюджетная политика, будучи комплексной, самостоятельной организационно-финансовой категорией управления, имеет свои субъекты и объект. В отношении  субъектов бюджетной политики российские экономисты обычно единодушны во мнении, что таковыми выступают государственные (муниципальные) законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие  на практике принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители  бюджетов всех уровней власти по доходам  и расходам (налогоплательщики -- физические и юридические лица, распорядители  бюджетных кредитов и бюджетополучатели).

Более сложный вопрос -- объект бюджетной  политики. Из различных определений  этого понятия российскими экономистами видно, что единого мнения по данному  вопросу нет. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимаются в  различных комбинациях бюджетно-налоговое  законодательство, бюджетная система  и бюджетный механизм. Нам представляется, что в любом случае происходит сужение объекта бюджетной политики, а следовательно, и содержание этой категории. Более правильным, научно и практически обоснованным было бы признать в качестве объекта бюджетной  политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Названные  относительно самостоятельные организационно-финансовые категории выступают одновременно структурными элементами единого бюджетного процесса, каждый из которых призван  выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики.

Как организационно-финансовая категория  бюджетная политика должна строиться  на основополагающих принципах (требованиях). К сожалению, в экономической  литературе этот важный вопрос остался  без внимания. Попытки определить такие принципы в отношении налоговой  политики были предприняты российскими  экономистами начала ХХ в. Учитывая тот  факт, что налоговая политика является частью общей бюджетной политики, имеет смысл остановиться на отдельных, наиболее интересных для нас подходах. К примеру, В. Твердохлебов предлагал  положить в основу налоговой политики принцип экономического роста, отмечая, что развитие производительных сил -- высший принцип, с точки зрения которого наука имеет право оценивать  налоговые системы, сохраняя свой политический нейтралитет Это требование уточняет чуть позже А. Соколов как принцип  непротиводействия абсолютному  или относительному росту чистого  национального продукга Видимо, названный  основной принцип в силу своей  универсальности справедлив и в  отношении бюджетной политики.

Тем не менее, если говорить в целом, принципиальные основы построения бюджетной  политики остались за рамками научных  исследований.

На наш взгляд, на всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной  политики -- это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. Что касается принципов, то бюджетная  политика, по нашему мнению, будет действенным  средством управления бюджетными и  межбюджетными отношениями, если она  будет базироваться на таких основных принципах, как:

-- принцип объективности. Означает  отражение в бюджетной политике  объективных процессов, происходящих  в экономике, финансах, обществе. Объективная политика -- это беспристрастная  политика, когда желаемое не выдается  за действительное;

-- принцип преемственности. Предусматривает  формирование бюджетной политики  на предстоящий финансовый год  с учетом задач и достижений  предшествующего периода. Соблюдение  принципа преемственности позволяет  обеспечить эффективность управления  бюджетной системой;

-- принцип обязательности. Политика  любая, в том числе и бюджетная,  может считаться действенной,  если такая политика обязательна  для исполнения, иначе она превращается  в пустой политический лозунг, вырождается в политическую трескотню.  Реализация принципа обязательности  зависит не только от исполнительной, но и, как уже говори лось, от законодательной власти;

-- принцип гласности. действенность  бюджетной политики неразрывно  связана с этим принципом. Гласность  бюджетной политики означает  ее открытость, прозрачность и  подконтрольность бюджетных отношений  на всех стадиях бюджетного  процесса. Население, общественность  как налогоплательщики должны  быть четко информированы о  бюджетной политике государства  и о бюджетной политике в  субъектах Российской Федерации,  должны иметь полное представление,  в каком направлении расходуются  взимаемые с них налогов.

Перечисленные выше принципы являются основополагающими требованиями, которых  следует придерживаться при построении рациональной бюджетной политики в  России.

До сих пор не разработана  подробная, расширенная типизация  или видовая классификация бюджетной  политики. Существующие типизации чаще всего ограничиваются выделением стратегии  и тактики федеральной и региональной бюджетной политики. Однако это более  многоплановое понятие. Содержание бюджетной политики наиболее полно  раскрывается в детализации ее на разноплановые типы, виды и формы  реализации на основе соответствующих  критериев.

1. По масштабности и долговременности  целей и задач различают стратегическую  долговременную (на срок от трех  и более лет) и тактическую  текущую составляющие общей бюджетной  политики. Стратегия и тактика  должны взаимодополняться и развиваться,  а не противоречить друг другу,  как это наблюдалось в России  на протяжении 90-х годов. Если  тактические цели и задачи  постоянно меняются, оставаясь до  конца не решенными, или противоречат  общей стратегии, то вряд ли  можно ожидать от такой бюджетной  политики значимых результатов,  экономического и социального  эффекта.

2. В зависимости от приоритетов  целевой направленности мер в  области управления бюджетным  процессом необходимо выделять  следующие типы бюджетной политики:

-- доходный;

-- расходный;

-- контрольно-регулирующий;

-- комбинированный.

Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что в управлении бюджетным процессом и в бюджетном  механизме его реализации во главу  угла ставится доходная часть бюджетной  системы. Планирование, организация  и исполнение бюджетов сконцентрированы пре имущественно на доходах и  ведутся от доходов, под объем  которых подстраиваются бюджетные  расходы и контрольно-регулирующие задачи. В налоговой политике, как  основной части политики бюджетной, подобный подход проявляется в приоритете максимально возможного увеличения любыми средствами доходов бюджета  в текущем плане и зачастую в ущерб стратегическим интересам  экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика высоких налогов, с присущими  ей высокими ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых  льгот и т.д.

Расходный тип бюджетной политики основан на подчинении доходов, бюджета  его расходам. Стратегия и тактика  бюджетного планирования, регулирования  и контроля сконцентрированы на расходной  части бюджетов. В первую очередь  определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем  под эти показатели подводится соответствующий  объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической  ситуации в стране и перспектив ее развития. Такой подход вытекает из основ ной цели бюджета и бюджетной  политики -- доставлять обществу максимум благ (услуг) и из логики рыночных отношений: товар (услуга) -- деньги (налоговые платежи), если придерживаться общепринятого  пони мания государства как коллективного  хозяйствующего макросубъекта, оказывающего обществу разнообразные услуги за соответствующую  плату. Однако следует отметить, что  эффективность бюджетной политики расходного типа тем выше, чем стабильней экономика страны, когда поиск  дополнительных доходных источников составляет второстепенную задачу.

Контрольно-регулирующий тип бюджетной  политики строится на максимально возможном  использовании государством контрольно- регулирующих свойств бюджета, государственных  расходов и заказов, налогов и  налоговых методов (льгот, санкций  и т.д.), зачастую в ущерб основному  предназначению бюджета и цели бюджетной  политики -- максимальному (на конкретном этапе) обеспечению общества коллективными  услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики. Такой политике присущи  чрезмерное увлечение регулированием и регламентированием экономики, государственными заказами, налоговыми льготами и санкциями, расширением государственной (муниципальной) собственности на сферы деятельности, традиционно выполняемой частным  сектором, распространением жесткого государственного контроля на деятельность, не являющуюся исключительно бюджетной, и т.д. Элементы рассматриваемой  политики не единожды применялись и  применяются в России в течение  последнего десятилетия. Это не случайно, поскольку контрольно-регулирующая бюджетная политика в отрыве от других ее типов обусловлена, как правило, слабостью выполнения бюджетом своих  основных функций -- образования и  использования централизованных фондов денежных средств, проведением государством жесткой политики высоких налогов, влекущей за собой массовое уклонение  от уплаты налогов и уход легальной  экономики в разряд теневой. Не меняя  по сути элементов бюджетного процесса и бюджетного механизма, государство  пытается возместить потери, связанные  с недостатками выполнения бюджетной  системой своих функций, контрольно-регулирующими  мерами. Целью бюджетного регулирования  и контроля становится не создание необходимых условий для нормального  функционирования бюджетного процесса, а поиск способов искусственного вмешательства в экономику для  поддержания равновесия доходов  и расходов.

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики