Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетное регулирование 34.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Решая систему уравнений, найдем уравнение  регрессии:

4а0 + 47418а1 = 2961

47418а0 + 16581724а1 = 37067518

Уравнение регрессии:

У = 782,98 - 0,0036х

Тенденции в инвестиционной деятельности, начавшиеся в 2003 году, в целом продолжались и в 2004 году. В результате валовое  накопление, по оценке года, увеличилось  на 13.9%, а его относительная величина достигла 21.6% ВВП за счет прироста запасов  материальных оборотных средств, объем  которых в 2004 году составил 533.9 млрд. рублей. Вместе с тем, по внутригодовой  тенденции динамики инвестиций, в III квартале произошло замедление их роста.

Некоторое замедление темпа роста  инвестиций в 2004 году по сравнению с 2003 годом было обусловлено следующими причинами. Во-первых, замедлился рост инвестиций в экспортоориентированных  отраслях, где скачок капитальных  вложений в 2003 году носил компенсационный  характер и восполнял стагнацию  в 2002 году. Во-вторых, повышение налогов  на природные ресурсы и улучшение  налогового администрирования заставило  предприятия осуществлять только необходимые  инвестиции. В-третьих, обрабатывающим отраслям, в основном работающим на внутренней рынок, было более выгодно  осуществлять инвестиции за счет импорта  технологического оборудования, потребительские  свойства которого лучше отечественных  аналогов (если они существуют), при  том, что поставки из-за рубежа становятся относительно дешевле в условиях стабильного укрепления рубля.

Сохранение в целом на высоком  уровне инвестиционной активности обусловлено  ростом производства в отраслях экономики  и увеличением инвестиционных возможностей населения. Кроме собственных средств  предприятий, источником поддержки  инвестиционной активности в 2004 году стало  продолжающееся расширение кредитования реального сектора со стороны  банковской системы. Низкая реальная стоимость  кредитных ресурсов позволяет предприятиям привлекать значительные заемные средства для финансирования инвестиционных проектов. Таким образом, принципиально новым моментом экономического роста в 2004 году стал сдвиг в источниках финансирования инвестиций в основной капитал предприятий и организаций от использования собственных средств, к расширению объемов привлеченных ресурсов. В 2004 году в структуре привлеченных средств растут, в основном, кредиты банков, компенсируя снижение бюджетного финансирования. Приток иностранного капитала, преимущественно, происходит в форме прямых инвестиций и займов нефинансовых корпораций за рубежом. В результате общая величина ресурсов национального хозяйства, инвестируемых в основные и оборотные средства, и в совокупности составляющих валовое накопление в 2004 году, составила 21.6% ВВП.

Основные параметры взаимоотношений  российской экономики с остальным  миром в обмене товарами и услугами в 2004 году складываются под влиянием высоких цен на нефть и продолжающегося  роста внешнего спроса на энергоносители и сырье. Динамика экспорта товаров  и услуг по итогам года оценивается  на высоком уровне в 13.1 процента. Условия  торговли на мировом рынке остаются весьма благоприятными для российского  экспорта.

В обеспечении наращивания внутреннего  спроса (в основном потребительского) продолжает большую роль играть импорт товаров и услуг, который вдвое  опережает рост внутреннего спроса. По итогам 2004 года рост импорта товаров  и услуг в физическом выражении  составил 23.9%, в то время как рост внутреннего спроса - 10.4 процента.

Следует отметить, что в 2004 году увеличились  на 1.7% ВВП налоги на внешнюю торговлю. Главным образом это связано  с увеличением экспортной пошлины  на газ при одновременной отмене акциза на газ. Однако, учитывая, что  доля акциза на газ в ВВП составляла в 2003 году около 1% ВВП, можно сделать  вывод о том, что отмеченное увеличение поступлений в значительной степени  связано с высокими ценами на мировых  рынках энергоносителей и ростом объемов экспорта. В то же время, в 2004 году продолжалось снижение поступлений  по некоторым видам налогов. С 1 января 2004 года была снижена ставка НДС  с 20 до 18%, что привело к сокращению бюджетных поступлений по этому  налогу в текущем году на 0.5% ВВП  по сравнению с прошлым годом. Также был отменен налог с  продаж, что тоже сократило поступления  в консолидированный бюджет. В  результате разнонаправленных тенденций  налоги на продукты и производство остались практически на прежнем  уровне.

Особо стоит отметить изменения, произошедшие в 2004 году в динамике полученных государством текущих трансфертов, в первую очередь  основной ее составляющей - текущих  налогов на доходы и имущество.

В 2004 году впервые за последние  несколько лет увеличились поступления  по налогу на прибыль. Так, за 2004 год  их рост по сравнению с прошлым  годом составил 1.2% ВВП. Прежде всего, это связано с тем, что в 2004 году вырос объем прибыли в  большинстве отраслей экономики. В  свою очередь, увеличение прибыли обусловлено, с одной стороны, общим экономическим  подъемом, с другой стороны, вероятнее  всего, резким сокращением использования  схем по снижению налоговых нагрузок, что произошло после законодательного закрытия зон льготного налогообложения (внутренних оффшоров). На увеличение поступлений  в бюджет налогов на прибыль сказалось  и улучшение налогового администрирования.

В результате в 2004 году впервые за последние несколько лет, по предварительной  оценке, увеличились до 9.3% ВВП текущие  налоги на доходы и имущество.

В связи с высокими мировыми ценами на энергоносители значительно увеличились  поступления налога на добычу полезных ископаемых. Так, в 2004 году они составили 3% ВВП против 2.5% ВВП за аналогичный  период прошлого года. Таким образом, полученные сектором доходы от собственности, основную часть которых составляет этот налог, возросли до 4.6% ВВП против 4.2% ВВП в 2003 году.

Ниже проанализируем, как отмеченные тенденции в доходах бюджетов отражаются в бюджетах на 2005 год.

Главная задача федерального бюджета  на 2005 г. заключается в поддержании  общей макроэкономической стабильности, реализации фундаментальных структурных  реформ в секторе государственного управления, создании благо приятных условий для реального сектора  экономики за счет оптимизации и  сокращения налоговой нагрузки.

При подготовке бюджета Правительство  исходило из того, что бюджет является не только финансовым выражением государственной  политики, но и важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, таких как -- устойчивый экономический  рост, снижение инфляции, преодоление  бедности, обеспечение национальной безопасности. В Послании Президента они развернуты в конкретные задачи, решение которых и легло в  основу бюджет ной политики на 2005 г. и среднесрочную перспективу.

Текущий год вбирает в себя целый  ряд реформ, в том числе реформу  и модернизацию Вооруженных Сил, административную реформу и разграничение  полномочий, формирование бюджетов, ориентированное  на результат, и другие.

Налоговая нагрузка в 2005 г. будет продолжать снижаться, но при этом расширяется  налоговая база, поддерживается экономический  рост и обеспечивается прирост доходов  федерального бюджета. Если четыре года назад бюджет составил 37 млрд. дол.. то в 2005 г. он превысит 100 млрд.дол.. те. в  долларовом выражении вес федерального бюджета существенно увеличивается

Основные изменения налоговой  реформы направлены на сокращение налогового бремени для обрабатывающих отраслей за счет добывающих отраслей экономики. В 2005 г. снижаются ставки единого  социального налога. Это даст дополнительное ускорение темпам экономического роста  примерно на 0,5% и увеличение инвестиций в основной капитал дополнительно  на 1,5%. Такими мерами поддерживаются внутренние факторы роста экономики, обеспечивается снижение зависимости её от внешних  условий.

Это -- очередной шаг, направленный на улучшение финансов положения  предприятий. Более 280 млрд. руб. останется  у предприятий. Эти средства пойдут на инвестиции, пополнение оборотных  средств и повышение заработной платы. Ни один бюджет -- ни федеральный, ни субъектов Федерации -- не может  выделить хоть сколько-нибудь сопоставимые суммы на поддержку экономики. Следующий  раз это будет в 2006 г. при снижении налога на добавленную стоимость.

В 2005 г. регионы смогут переходить на новый порядок сбора земельного налога, ориентируясь на рыночную стоимость  земли, определенную по соответствующей  методике. С 2006 г. переход на новый  порядок для всех регионов станет обязательным, что даст дополнительные доходы бюджетам субъектов Федерации. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли и т.д.

С 2005 г. не будет уменьшаться налоговая  база в субъектах Федерации, если только сам субъект РФ не примет такое решение. Не будут передаваться в регионы дополнительные обязательства  с федерального уровня.

Таким образом, бюджет и бюджетная  поли тика становятся важным инструментом формирования инвестиционного климата, снижения рисков российской экономики, прогнозируемости курса инфляции.

Итак, проведение ответственной налогово-бюджетной  политики было наиболее важным вкладом  органов власти в обеспечение  устойчивого роста в период после 1998 г. Начиная с 2000 г. федеральный  бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть.

При проведении реформы налоговой  системы в 2000-2004 гг. снижены ставки основных налогов.

Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части  притока иностранной валюты, обусловленного значительным положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном  случае он привел бы к более существенному  повышению курса рубля или  к более быстрому росту денежной массы. Фискальная стерилизация в основном обеспечивалась за счет профицита бюджета.

Налоговая система была сориентирована на изъятие большей доли природной  ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением  единого социального налога это  стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении  налогообложения ресурсного сектора.

2.2 Государственные  расходы как инструмент реализации  бюджетной политики

В области бюджетных расходов произошли  значительные структурные сокращения. Доля общих государственных расходов (включая расходы на всех уровнях  государственного управления и социальные фонды) в объеме ВВП ныне приблизительно на 10 процентных пунктов ниже, чем  до кризиса 1998 г., а отношение доходов  к ВВП остается приблизительно на докризисном уровне. При этом значительно  сократилась задолженность по выплате  заработной платы и пенсий. Таким  образом, создание федерального казначейства, реформа бюджетных отношений  на федеральном уровне и ограничения  общих государственных расходов способствовали повышению эффективности  управления бюджетными средствами. Более  низкий уровень государственных  расходов позволил ослабить налоговую  нагрузку на экономику, что явилось дополнительным стимулом для частных инвестиций и потребления и, следовательно, для экономического роста.

Рост расходов бюджета на конечное потребление сектора государственных  учреждений, в основном, обеспечивается за счет интенсивного наращивания статей, в которых значительную часть  финансирования составляет оплата труда («Национальная оборона», «Правоохранительная  деятельность», «Государственное управление»), что обусловлено увеличением  ставок ЕТС и денежного довольствия  военнослужащих. Тем не менее, по итогам года наблюдается снижение относительного веса ресурсов, направляемым государственным  учреждениям на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей общества. Так, в 2004 году они оцениваются в 16.4%

В приоритетном порядке обеспечивалось в анализируемом периоде финансирование расходов по разделам: судебная реформа, правоохранительная деятельность и  обеспечение безопасности государства, образование, здравоохранение и  наука. Расходы по этим разделам функциональной структуры расходов федерального бюджета  на 2004 г. обеспечиваются ростом ассигнований по сравнению с утвержденным уровнем 2003 г. по разделу "Судебная власть" в 1,3 раза, по разделу "Национальная оборона" в 1,19 раза, по разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" в 1,24 раза, по разделу "Фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в 1,15 раза, по разделу "Образование" в 1,2 раза, по разделу "Здравоохранение  и физическая культура" в 1,22 раза, по разделу "Культура, искусство, кинематография" в 1,13 раза.

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики